Насколько помню из прежних своих исследований, добавлю несколько штрихов к портрету змея, возможно, кому-то пригодится.
В "повести о Петре и Февронии" князь отдает жену змею на блуд. Распространенное древнее явление - кровная связь знатного рода со змеем. Стойкая характеристика змея - его склонность к блуду, похотливость. А знатным семьям от сожительства женщин их рода со змеем выгода: родится может герой-богатырь, наделенный магией и оборотничеством, как Вольга от "лютого змея" в более поздней былине: "Гуляла Марфа Всеславьевна во зелёном саду и наступила на змея лютого. Обвивался змей вокруг чобота сафьянного, вкруг чулочика шелкового и бил змей хоботом по белой ноге. С того часу понесла Марфа Всеславьевна, забеременела. И настало время, пришёл тот день: воссияло на небе солнце красное, зажглись, заиграли звёзды частые - то нарождался в Киеве могучий богатырь по имени Вольга Всеславьевич."
Итак, два характерных признака у такого рода змеев - похотливость и способность переметываться в человека или антропоморфное существо. Видимо, близким родичем этого змея, похитителя девиц и жен, является "огненный змей". Этот огненный "Змей, говорят простолюдины, летает по поднебесью, дыша пламенем; над знакомой ему избою он рассыпается искрами и через трубу является перед избранною подругою и оборачивается молодцем... Плодом связей жен со змеями бывают не обыкновенные дети, а богатыри-кудесники и кикиморы", пишет Афанасьев.
Но я читал былички у фольклористов середины 20 века, вплоть до 70-х годов, по селам Литвы и Смоленщине, где в сообщениях рассказывают о своих соседках по селу или деревне, к которым еще недавно летал огненный змей. Летал он к одиноким, оставшимся без мужа, женщинам, вдовам или солдаткам, в войну или после войны, переметывался их мужчиной, залетал через трубу, в небе его видели как сноп летящих искр. Кого удалось спасти, кого иссушил. Одно из характерных прозвищ огненного змея - "планетник".
То есть, такого рода змей весьма далек, скажем, от нагов, полузмеев-полулюдей, обитателей вод, которые, для непосвященных, владеют несметными сокровишами, а для посвященных - сокровенными учениями, тайными тантрами и науками, которые иногда передают людям. Например, в Тибете вся их уникальная геомантия, са-че, весьма отличная от китайского фен-шуй, была подарена когда-то одному из жрецов женщиной-нагом. До сих пор сохранены отношения меж людьми и нагами, есть ритуалы связи. Конечно, если повредить их среде обитания или не вовремя потревожить, они могут жестко наказать, но ничего общего со змеем из наших волшебных сказок не имеют, как мне кажется.
Змей из сказок гораздо ближе к змею райского сада, к этому элохиму. Недаром существует (в том числе и в русском православном предании) письменное предание о том, что полузмееныша Каина Ева родила от райского змея, и змеиные гловы Каина так грызли ее, когда тот брал грудь, что Ева "коростой покрылась" и невыносимо мучилась, что и послужило поводом для договора Адама и дьявола, этого подписанного кровью "рукописания", которое "раздрал" и окончательно извел Иисус Христос, и которое упоминает, например, ап.Павел.
А от меченого Каина родился народ каинитов-мадиамитян, жрец которых через много веков посвятил своего зятя, Моисея, в ритуалы культ своего родоплеменного YHVH.
Это то, что про демонологию, про змеев как существ, земных ли или (что вероятнее) - из иных измерений. Теперь о симбиозе человека и (духа) змеи. В фольклоре абхазов (и, кажется, турок) есть истории о том, как изо рта человека вылезает змея, пьет, ест и заползает, пока человек спит. Просыпаясь, человек описывает то, что видела змея, когда выползала из его рта, как свой сон. Какой-нибудь мудрый старик поясняет историю, говоря, что то была не змея, а душа спящего. Душа - змея.
А вот что касается змея и змееборчества как внутреннего процесса.
Не знаю, насколько это общий момент делания, но есть такая "фаза" в схождении во чрево, когда Дух нисходит во чрево, а там - логово вражьей силы, "гнездо змия, дракона великого". Дух нисходит, настигает поражает змия во внутреннем измерении "чрева", в самом логове, что у человека может действительно сопровождаться духовным вИдением битвы Света с многоголовым драконом.
Возможно и иначе интерпретировать битву "змееборца" со "змеем", как метафору внутреннего преображения кундалини, "змеиной силы", которая в восточных практиках обычно в своем преображении поднимается вверх, поэтапно снизу вверх, открывая центры-чакры. Выскажу как гипотезу, что возможен и процесс, когда нисходящий поток силы свыше пронизывает человека и "вскрывает "кундалини" еще ДО ее подъема, в самом ее гнездилище, в первой чакре, это также может быть воспринято именно как поражение змея "в голову".