Васёк Трубачов, как это вижу, у Вас весьма односторонний взгляд на "процесс усвоения себе человеком некоторых представлений, описанных в своих сочинениях другими людьми". Поясню.
Начинает, скажем, человек молиться Иисусовой Молитвой. И у него возникают некоторые весьма характерные "состояния", и проблемы, и вопросы. Не от ветра головы, а опытные, практические. И если человек за ответами обращается к св.отеческому наследию и находит в нем то, что соответствует его практическому опыту, его ситуации, что созвучно его духу, и начинает следовать этим найденным наставлениям, то можем ли мы сказать, что тут какое-то "мощное внушение" сработало? Нет. Это не внушение, а почерпнутое у отцов практическое воззрение, согласующееся духовно с личным опытом данного молитвенника, сродное молитвеннику, то которое вполне согласуется с его опытом, так что его личный опыт "ложится" в канву учения этих самых отцов. Видите разницу? А то, что взятое у отцов - "подкреплено вековой репутацией св. отцов-молитвенников внутри церковной структуры", так значит их учение уже проверено, работало все эти века. У других молитвенников веками работало, велик шанс, что сработает и у этого. Что есть репутация? Вот, не было такого автора Дионисия Ареопагита. Был псевдо-Дионисий, а все Ареопагитики - псевдоэпиграфы. Но на наследии псевдоАреопагита построена многовековая западная апофатическая мистическая традиция. Так на чем держится "многовековая репутация" псевдоАреопагита, что ее подкрепляет? Не находки библеистов, что автор - не "настоящий" Дионисий Ареопагит. А подкрепляет репутацию практика, что его учение работало веками и ныне работает. И таких примеров "многовековой репутации" можно привести немало...
И да, когда делатели "начинают повторять практику тех людей" (св.отцов), то "и начинают испытывать аналогичные психофизиологические ощущения". Но и это - отнюдь не "мощное внушение", как Вы пытаетесь дело представить, когда сводите всю "механику" к одним лишь представлениям ума. Начните повторять психотехники той или иной традиции - и будут у вас "аналогичные психофизиологические ощущения", тем, что описаны в этой традиции. Потому что по тем же паттернам как по рельсам пойдете, умом и телом. А если начнете смешивать несколько традиций - будут у вас такие психофизиологические ощущения, которые ни на что не похожи )
Вы приводите в пример даосов, индусов, адептов Кастанеды. Но ведь никакая "внутренняя топография" не имеет абсолютно никакой ценности вне своей, соответствующей именно ей, практики.Человек настолько пластичен, что может обнаружить, проявить в себе и развить, хоть трехчастную структуру, хоть даньтяни с меридианами, хоть индийские чакры, хоть коконы КК, хоть астральные утюги. Но все это, если имеет ценность, то лишь в контексте воззрений, и целей конкретной традиции, именно ее практики.
Тут другой вопрос возникает. Вопрос творчества. Лично для меня в следовании "отцам" любой традиции мало творчества. Это как по рельсам ехать. А вокруг - леса, поля, небо. Можно пойти другим марщрутом, по другим рельсам, но лишь на стрелке. А уйти в поле? А свернуть в лес? В небо? Мне всегда интересна было работа на стыке нескольких традиций (а подчас - и вне традиций), в ней невероятно много творчества, в ней - непрестанный лабораторный (алхимический) творческий эксперимент. В котором зачастую и тупики, и лабораторные взрывы, и недоумения, и вопросы, на которые никто, кроме Бога, не ответит (да и Бог не спешит). Но и находки невероятные, и сокровища неописуемые...в общем, в ней всё живо. Как-то монашка в монастыре сказала мне с восторгом "духовная жизнь такая интересная!"
Мне кажется, значительную часть этой интересности, этой поэтической вольной свободы творчества в Боге, люди отдают как плату за гарантию проезда по рельсам той или иной традиции )
Были в любой традиции периоды, когда люди отрывались по-максимуму и творили. А потом наступали долгие века, когда только и делали, что перерисовывали все наследие творческого прошлого через кальку, не дай Бог что-то свое дорисовать )