Сергий, как вы практически распознаете и разделяете внутри себя духовное и душевное? Кто в вас сильнее дух или душа? Кто определяет жизненную интенцию в целом, в деталях повседневности?
Игорь Спасский, человек, когда он соматик, то он и соматик, и ни духовного ни душевного в себе и не различает. Человек, когда о психик-душевный, тогда он и душевный, и ничего иного в себе и не различает. Человек, когда он пневматик-духовный, то он и духовный, и ничего в себе иного не различает.
Человек может меняться. Может стать и пневматиком. Но различать что-то в себе и давать самому себе оценку - это дело прелести. Если есть желание заморачиваться на эту тему, считай себя последним животным, скотиной последней, да, и дело с концом. Лучшего и не придумать.
Других можно оценивать. Да. Но тоже ошибёшься наверняка.
Помыслы надо просить различать дать тебе дар у Бога. Веру, надежду и любовь в дар от Бога просить, а не в себе копаться. Чего там копаться? Ты животное разумное и не более того, последняя скотина ты и есть - вот твоя высшая оценка себя в своих глазах какая должна быть.
Если во мне вера? Есть ли надежда? Есть ли любовь? Положил ли хоть начало покаянию - перемене ума? На эти то вопросы нет ответов. Что уж рассуждать от "духовном и душевном" в себе?
Я лишь дошёл до края, заглянул лишь в бездну, лишь ясно осознал, что зацепиться не за что, нет никакой опоры уму, никакой истины, как начала пути, кроме Бога, как Истины, как Начала и Конца пути.
И что?
В этом Начале пути и пребываю.
И мне этого достаточно.
Помыслы пытаюсь различать.
Вроде получается.
Иногда.
Логосы познаю, ибо познать логосы Бога необходимо, познание логосов, опытное познание, а не умозрительное познание, и есть покаяние-перемена ума. Познанные логосы и меняют ум, который без их познания "сам себе на уме" и от этого и грешит, ошибается, просто, принимая ложь, за истину, и отвергая истину, посчитав её своим вздорным мнением ложью.
"Очевидные вещи" то, которые мы почитаем "добром", и "очевидные вещи", которые мы почитаем "злом", на деле, уже по логосам Бога, могут быть совсем и не верно нами так оценены, могут быть вещами совсем не очевидными.
И что?
А тогда твоё "добро" и вовсе не добром окажется.Вот, где засада.
И что?
Бог простит?
"Прости им, ибо не ведают, что творят" - на такое прощение надеяться?
Надеяться всегда надо, но, если тебе Богом дан соответствующий ум, то его надо и менять так, чтобы грешить поменьше самому и сразу.
Ничему иному св. отцы и не учат.
Никакого иного предназначения в Умном Делании и нет.
Соматики ни о чём сказанном мною никогда всерьёз в практическом плане и не думают.
Психики-душевные доходят до веры "во что-то", что их "всего лишь по их вере" и спасёт как-то, зачем-то.
И только пневматики-духовные ищут путь к спасению и пытаются идти по нему, надеясь на РЕАЛЬНУЮ помощь Бога им на этом пути.
И когда пневматики-духовные по мере постижения логосов Бога продвигаются к Истине, то есть к Богу, то они и меняются в направлении предназначения человека, заданного Богом при создании человека.
А как всё это происходит конкретно, я в разговоре с Пафнутием всё расписал, так что добавить мне тут нечего.