Различать "что-то в себе" отличается от различения помыслов, энергий, страстей? Кого они посещают, в ком гнездятся, кем управляют?
Так КТО работает с текстами? Кто "тот Я", который это все заявляет?
Я опытно вижу ум, как непрерывный многозадачный процесс постановки вопросов и поиска ответов на них. Ум решает одновременно много-много таких задач. Даже и не сосчитать сколько. И мы управляем этим многозадачным процессом обычно совершенно над этим не задумываясь. Хотя можно и ЯВНО ставить уму любые задачи В ВИДЕ ПОМЫСЛА-ВОПРОСА-ПРИКАЗА. Одни задачи ум решает за секунды, минуты, часы, другие же задачи могут решаться месяцами и годами, пока ум сам внутри себя не решит, что нашёл ответ. Тогда ответ и всплывает для его оценки в область внимания-воли ума В ВИДЕ ПОМЫСЛА, просто, чтобы зафиксировать перемену ума и пойти менять уму самого себя далее. Так ум способен контролировать сам себя во всём, контролировать все помыслы, контролировать все страсти.
Это вполне известная, рабочая схема описания процессов движения ума, давно предложенная рядом специалистов в области когнитивных наук.
Я не делю таким образом ум "на части".
Это пустое дело.
Волевой процесс внимания ума просто управляет всеми остальными работами ума, как мозг управляет телом.
Только и всего.
Волевой процесс сам не вырабатывает ответы на вопросы, волевой процесс внимания ума даже и вопросы то уму формулировать не может, но он может ЗАХОТЕТЬ и того и другого, и тогда ум и сформулирует вопрос и будет искать ответ.
Исключение тут лишь то, что стало для ума уже "неизгладимой ясностью". Тут ни вопросов, ни сомнений ум даже и захотеть сформулировать не может.
Почему?
Ну, это, как если бы ум был гоночным болидом и захотел сам себя разобрать и переделать в процессе гонки, которая никогда не останавливается, причём разобрать себя до винтика, до атома.
Ясно, что это невозможно.
"Неизгладимая ясность" многих познанных умом логосов просто уже стала им самим, ум работает в этой неизгладимой ясности самого себя, таким, каким он уже стал. Неизгладимая ясность может быть лишь расширена познанием очередных логосов в неизгладимой ясности, но изменена уже быть не может.
А вот, когда волевой процесс, процесс внимания ума слаб, когда в нём лишь помыслы разумного животного, как отблески страстей и не только животных страстей, без всякой ясности, тогда умом и вертят страсти, и ум просто плывёт в них, как в потоке, и они вертят им, а вовсе не воля-внимание ума управляет умом, воля-внимание не управляет умом, а просто переключаются на исполнение страстей.
Если в уме нет главной "страсти", "страсти" познания Истины, то есть Бога, то участь такого ума печальна.
Желание же познания Истины вкладывает в нас Сам Бог.
От нас требуется лишь сильно захотеть познать Истину.
Но не все на это, увы, способны.
Тот же, кто на это способен и способен хорошо, в итоге приходит именно к Умному Деланию, и при этом совсем не важно, как сам человек для себя это называет ...