сам вопрос о границе между симуляцией и реальностью намекает на потребность в критерии, позволяющем понять, где восприятие перестаёт быть лишь проекцией внутренних конструкций.
Все к чему способны прикоснуться наши чувства, имеет свою реальность. Отними у человека все чувства(как внешние так и внутренние) которыми он обладает и пусть он хоть что то воспримет. Вот тебе и критерий.
Верное направление мысли.
Это обучение.
Школа.
И тут важно лишь самосознание субъекта, то есть важна его разумность-свобода.
Цель обучения сотворенного Творцом самосознающего разумного субъекта проста:
1) Самосознающий себя свободный мыслящий субъект должен сам осознать свою товарность и, соответственно, наличие Творца, сотворившего его, а не считать себя центром мироздания.
2) Самосознающий себя разумный субъект сам должен понять свое предназначение, понять и познать смысл своего существования, а для начала просто последовательно и постоянно к этому стремиться, пока указанное познание не осуществится до своего предела в ИСТИНЕ.
3) Самосознающий себя разумный субъект должен сам понять и навсегда добровольно и свободно своей волей (свобода воли и свобода выбора - обратная сторона - составная часть самосознания и разумности) принять и вечно добровольно следовать своему предназначению (а именно всегда следовать воле Творца), следовать с неизменной радостью, как радостно следует истинный верный сын своему мудрому Отцу считая всё Его также и своим, то есть всегда следуя Его воле, как своей, и притом уже вечно и уже неизменно. И это и есть суть сыновства на самом деле, и никакого иного смысла в понятии сыновства и в Библии в целом, и в словах Иисуса в частности, нет и быть не может.
Для этого годятся абсолютно любые средства и методы воздействия на разумного-свободного субъекта извне вообще.
И все они всегда есть априори выражение любви-агапэ Творца к Своему творению.
Так что между собственными фантазиями, снами и "реальностью", которая вполне может быть одной из разновидности снов, то есть всего лишь виртуальной реальностью, по сути рассматривать какие-то фундаментальные различия и смысла нет.
Субъект есть? Есть. Воздействие на субъект есть? Есть.
На этом и всё тогда.
Как это всё устроено и в субъекте, и в школе, и в процессе обучении, как это всё "тикает", - эти все вопросы и попытки на них отвечать - пустые томления и суета сует.
Для субъекта важны лишь озвученные три пункта.
Важен лишь конечный результат.
Остальное не имеет вообще никакого значения.
И вся "исследовательская" деятельность и все попытки разумного субъекта узнать, а "как оно тикает", - есть только лишь отвлечение тварного разумного субъекта самим собой на негодную цель, ну, и составная часть реализации страстей этого разумного субъекта в пока ещё несовершенном и не понявшем свое предназначение неочищенном грешном уме разумного субъекта.
Для человека, верующего РЕАЛЬНО, написанное мною - вещь очевидная.
И это главный маркер и веры, и истинного Умного Делания, и сути аскетики.
И это маркер и неверия, чтобы кто при этом не говорил иное.
Ибо, если сформулированные мною очевидные всем верующим вещи не воспринимаются, то на деле нет и веры истинной в человеке, эти сформулированные мною постулаты отвергающем.