На некотором этапе духовной жизни наступает момент, когда Бог как-бы открывается как Кто-то внутри тебя, в глубине сознания, личности, воли. Когда молитва направляется не в пространство, а как-бы центрируется во внутреннюб глубину. На этом этапе возникает некоторый выход из под власти закона. Внешние этические и моральные нормы перестают быть плотными и начинают как-бы размываться. Этическим компасом-ориентиром на этом этапе может стать глубокое, живое, нравственное чувство, живая этика или совесть. Начинается долгий этап прочищения этого чувства, согласование-соединение с ним пробужденной и укрепляемой воли.
Обретение новой этики, сопровождающейся трансформацией и даже частичным разрушением старой, характеризуется многими катаклизмами, перекосами, провалами, проходя через которые нащупыаювается Путь.
Повторюсь. В начале буквально ощущается раскрывшееся пространство свободы от многих условностей и сдерживающих ограничителей. Состояние можно охарактеризовать как подвешенность в воздухе - лети куда хочу и как хочу. И встает вопрос как обрести новую этику? Этику, отличающубся от внешне-социальной, характерной для культурного пространства, в котором разворачивается земная жизнь. Так актуализируется вопрос этического чувства - голоса глубокой совести, милостисти сокровенного сердца. Начинается движение к раскрытию живой этики, через многие ошибки, подмены, провалы, попытки вернуться к внешним оболочкам моральных норм.
В состоянии свободы очень легко начудить. Так как происходит некоторый выход за пределы прямых причино-следственных связей. Возникает новый уровень ответственности. Можно очень многое как делать, так и не делать. И понемногу протаривается дорожка к Иному. К другому уровню цельности, идентмчности, сборки. Путь во многом болезненный, неопределенный, осуществляемый на ощупь, часто как по минному полю.
Открытие внутренней, невербальной этики, основанной на духовной эмпатии связано также с рядом душевныз подмен. Психическая структура или различные слои страстных составов души могут очень мощно реагировать на различные обстоятельства жизни. И сквозь это также можно пройти, открывая значительно более глубокие, тонкие ориентиры духовной милости и духовной любви.
Внутрення этика находится за пределами формы и того, что может быть записано словами. Она лежит в основе различных форм правосознания или прояснения умом этических горизонтов и границ.
Поверка голосом духовной совестью тех или иных действий, бездействий, обстоятельств требует достаточно большой собранности и внимательности. При этом достаточно легко "перегрузиться" и впасть в уныние от сложности и многоплановости проработки. Голос духовной совести часто похоронен за громыханиями ментальных пространств, эмоциональных движений, паттернов-штампов реакций на те или иные события жизни. Про голос духовной совести часто можно просто забывать, терять из внимания и совсем не различать в суматохе жизненной активности.
Действия на автопилоте закрывают голос духовной совести. Он слишком тонок и едва едва различим в глубине сокровенного сердца.
Можно отметить то, что внешние формы этикета: от правил поведения за столом, до правил дорожного движения или юридических законов, наполняемые живым нравственым чувством открываются совсем по иному.
От живой этики начинает отстраиваться и ум-сознание, и психические реакции и реакции тела. Важно еще раз подчеркнуть, что это очень и очень долгий процесс, требующий сознательной работы, включающей поддержание волевого намерения, усилий внисания и подкрепления деятельностью.