Первых лет 20, практика, порождала массу проблем, проблемы заставляли углубляться в самопознание, самопознание позволило видеть в людях и в себе основные движущие силы. Когда приходит ясность, почему происходит именно так, а не иначе, выстраивается новый образ жизни и поведения.
Все так, предваряющая (призывающая) благодать длится недолго, от не скольких часов, до 2-3 лет, очень редко чуть дольше. Это по Софронию (Сахарову), с которым я "категорически" согласен, так как описанное им весьма коррелировалось с моим жизненным опытом.
Предваряющая благодать сравнима с недолгим пребыванием человека в раю (и место этого рая - сердце), за которым следует оставление Рая (на библейском языке - изгнание из Рая). У Силуана это описывается следующим образом: .
С течением времени память о познанном сохранялась, но мир и радость в чувстве и сердце умалялись, а на смену им приходили недоумение и боязнь потери... Духовное небо закрывается и становится глухим.
Опыт первой благодати, - пишет Софроний, -
есть только некоторое предвкушение обетованного обожения. Это период богооставленности, который должно пройти всем.
Начало этого периода (богооставленности) можно сопоставить с действием от вкушением плода познания Добра и Зла, которое наступает после предваряющего действия призывающей райской благодати. Однако богооставленность за всеми ее негативными явлениями, является периодом становления ума Христова.
Познание первичной благодати, однако, остается, как память души, или по другому, она и есть СЕМЯ Божие, Зерно, которую посеял Сеятель. Период богооставленности это период роста семени для того чтобы явить плод, который являет себя в третий период. Но о нем чуть позже.
Богооставленность это этап "переваривания плода с древа познание", освоение и усвоение уроков Добра и Зла.
Охарактеризую состояние, которое может испытываить человек при богооставленности словами Софрония:
Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди — все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжкое и несносимое страдание — Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия» И не ведает тогда душа возвратится ли тот Утешитель, который некогда осиял светом небесным твою душу. И так бывает со всеми и только с теми, кто некогда приял эту Благодать и потом она оставила его. Период богооставленности длится гораздо дольше периода предваряющей благодати. Годами ... от 20 лет и более.
А вот теперь Колхозник, ты должен понять к чему я клоню. Эти 20 лет не случайность , а данность, пройдя которые возможен выход к третему периоду ВОЗВРАЩАЮЩЕЙ БЛАГОДАТИ, уже в более совершенной форме, благодати неотъемлемой.