Исихазм

Автор Тема: Теоэстетика  (Прочитано 25940 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7760
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #90 : 03 Сентябрь 2024, 23:35:59 »
Возможно, Вы правы, и это объясняет некоторые мои наблюдения. Хоть магией я не занимался, но движения энергий на службах вдруг начал ощущать. Недавно мы с женой заново начали открывать для себя Православие, и службы для нас ожили, оставив нас ошеломлёнными впечатлениями. Даже по Ютьюбу, в прямой трансляции или записи, они ощущаются живыми. Раньше всё казалось скучным, могли пробыть на службе минут 20, и уже надоедало. А теперь мы с женой стали ходить чаще, особенно я, и никак не могу насытиться. Как будто скомканная и еле живая душа начала расправляться и оживать.

Понимаю, что нетварные энергии и есть духовные. Однако тварные ощущения тоже очень сильны, особенно когда в храме много прихожан или на праздничных службах с приездом иерархов.
Я скучаю без служб. Никакой возможности посещать храм нет.
А у нас при службах всего священства в нашем храме, настоятель служит, а у нас настоятели (часто меняются) или митрополиты, или архиепископы или епископы (последние, как креатура лично патриарха, всегда быстро идут на повышение). Всё на их службах тожественно и тварно-торжественного-возвышенного воздействия не жалеют на все органы чувств, особо на обоняние.
Тварное и нетварное разделить нам сложно. В начале пути практически и невозможно. Но всё, что я расписал и строго догматически, и строго практически - так и есть.
Нетварное Высших Сил Божественных и тварное мира в нас соединено через нематериальное тварное в нас, то есть через сферу помыслов и сферу созерцательного нематериального ПОЗНАНИЯ. Только и всего. Это и есть строго область ума-духа человека, там лишь рассудочно-созерцательные движения-действия, и чувства там тоже лишь духовные и никакие иные. Но духовные чувства в нас переплетены с чувствами душевными и с соматикой в нас. Тут очень тонкое различение должно быть. И нужен опыт различения лишь одних чистых духовных чувств (тут математикам, философам, физикам теоретикам, поэтам и прочим деятелям искусства часто везёт в духовном опыте такого различения). Только тогда в этом сплетённом клубке человеческих духовных, душевных и соматических чувств-ощущений-переживаний можно будет в себе потихоньку начать разбираться.
Да. Нематериальное тварное, то есть сферу действия ума человека и возникновения в нём помыслов, а так же созерцательной способности, надо чётко отделять и от нетварного (ибо это нематериальное тоже творение), и от материального, то есть нейро-сетевых структур в человеках. Это интуитивно и понятно и сложно одновременно, ибо научный метод, тут, увы не работает, работает лишь личный опыт. И только имеющие такой личный опыт и могут тут понимать друг друга. Нематериальное и нетварное я разделяю строго. Ну, материальное и нематериальное тварное в нас разделено по определению. Вот тут в понимании этих вещей и может быть непонимание, ибо тут доказать что-либо пока не представляется возможным. У св. отцов, в догматике, и с другой стороны у и философов с учёными, тоже в этом вопросе какой-то ясности нет, не наблюдаю. Увы. Так что приходится что-то самому формулировать. Ум так устроен. Ум не терпит неясностей в базовых понятиях, и основаниях всего и вся, то есть и его самого. такие дела. Тут ничего поделать нельзя.
Нетварное же запредельно, трансцендентно тварному. Мы можем это постулировать и в это верить. Познать же трансцендентное нельзя по определению. Паламитские догматы Константинопольских соборов самой середины 14-ого века лишь говорят, что некоторые человеки при определённых условиях могут воспринимать на себе/в себе действия-движения нетварного-трансцендентного. И на этом всё.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11918
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #91 : 04 Сентябрь 2024, 07:53:46 »
прозелит, Ничего себе, предел )

Однако - да, высокий - предел. Низкий с восторгом вкушает высокое и остаётся низким. Восторженным низким, что отличает его от не вкусившего.

Колхозник

  • Сообщений: 3127
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #92 : 04 Сентябрь 2024, 11:10:01 »
Колхозник, реально силён прием пробуждения, когда синхронией событий (или же, как редкий частный случай, искусным мастерским действием наставника) человек ставится на край жизни и смерти, без компромисса. Вот когда духовное восприятие живо воскресает и свежеет...

Да, так и есть. В 10 лет тонул, уже отходить начал под водой, спас друг. Так вот еще наверное несколько часов после того как откачали, окружающий мир воспринимал как светом насыщенный, светящийся, примерно как в ваших с сводом опытах.

Через духовника, наставника, учителя, эффект чуть слабее упомянутого выше, но как по мне, намного сильнее, чем через теоэстетичные образы (иконы-картины символы и т.д.).

Колхозник

  • Сообщений: 3127
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #93 : 04 Сентябрь 2024, 11:28:53 »
Пример из жизни. Я не раз ходил в Третьяковскую галерею к Рублеву. Садился и долго созерцал "Звенигородский Чин". И это впитывание, и это насыщение, знаю, дало много больше, чем книги и проповеди. "Струящийся свет Божества", как называла Мехтильда Магдебургская...
Не помню, когда прочитал, что в дни воскресные и в праздники, когда не допускалась работа, сам Рублев и его со-трудник Даниил Черный садились перед иконой и созерцали образ...

Самое сильное впечатление от икон получил еще в середине 80х, когда крестили жену. Это было в Рудне - Никитском Московской области. Там есть старая деревянная церквушка 1720 года постройки, на тот момент, она была по периметру  увешана очень старыми иконами, по большей части в окладах, с еле различимыми ликами святых, но как они притягивали и погружали, трудно передать словами, в тот момент я понял что такое намоленность икон.

Вот эта церквушка. И на втором фото(к сожалению некачественном) частично сохранившийся старый иконостас (врата и правые две иконы в окладах), в середине 80х их было намного больше.



lily

  • 3
  • Сообщений: 3824
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #94 : 04 Сентябрь 2024, 11:51:36 »
Человек открывает тему об искусстве и народ наваливается, об'ясняя, что искусство это грязь, низко и не надо... Господи, зачем только я переступала порог ПЦ🤦
Осталось поработать над новой социальной маской и опорами. Грустно конечно, что христианство теперь такое...
Если всё время слышать, что твоя профессия - дрянь, то будет нервный срыв, что и случилось. Хорошо, хоть жива, а то две подруги, которые вовремя не ушли из церкви умерли, не дожив до 30. Кто живы ушли, зализывая раны, многие в атеисты. Я конечно понимаю, что нет смысла писать ничего, даже это, но для меня писать терапевтично.
Мы ведь хотели славить Бога и украшать жизнь людей своими талантами, не больше и не меньше, не зарывать в землю. И хорошо, когда есть опора в виде традиции... Но её нет.
Давно уже обхожу церкви за километр, а если нужно посмотреть на произведения древнего искусства, то главное молча, ничего не трогать и ни с кем не заговаривать. Стало намного лучше. Им все равно нечего сказать, кроме "ты плохая, неси деньги".
Украшаем жизнь других людей, которым надо.
Даже в древнейшей части Библии есть архетипы не только мужского, но и женского ремесла. Херувимов делали очевидно мужчины, а завесы с узорами исторически ткали женщины. Помимо хитонов и прочих об'ектов реального мира.
« Последнее редактирование: 04 Сентябрь 2024, 12:26:16 от lily »
And death shall have no dominion

Natalia

  • Сообщений: 317
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #95 : 04 Сентябрь 2024, 12:25:34 »
В книге “Теоэстетика” Александр Филоненко о Бальтазаре так пишет:

“...он был хорошо музыкально и литературно образованным человеком, который закончил университет и написал диссертацию по литературе. Всю жизнь музицировал и играл концерты Моцарта..

...По его словам, он пережил две эстетических травмы. С одной стороны, это было протестантское богословие, которое научилось отрицать эстетику... С другой же стороны, это была школа иезуитской мысли, высокой схоластики... и все это Бальтазара очень привлекало, но проблема была в том, что музыка, литература – все это было изгнано из системы иезуитского образования. Для Бальтазара это оказалось решающей травмой, потому что его не оставлял вопрос: почему Церковь забыла о красоте?...”

svod

  • Сообщений: 4050
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #96 : 04 Сентябрь 2024, 12:58:40 »
В книге “Теоэстетика” Александр Филоненко о Бальтазаре так пишет:

“...он был хорошо музыкально и литературно образованным человеком, который закончил университет и написал диссертацию по литературе. Всю жизнь музицировал и играл концерты Моцарта..

...По его словам, он пережил две эстетических травмы. С одной стороны, это было протестантское богословие, которое научилось отрицать эстетику... С другой же стороны, это была школа иезуитской мысли, высокой схоластики... и все это Бальтазара очень привлекало, но проблема была в том, что музыка, литература – все это было изгнано из системы иезуитского образования. Для Бальтазара это оказалось решающей травмой, потому что его не оставлял вопрос: почему Церковь забыла о красоте?...”

Не так давно вышел на книги Бальтазара, ознакомился с его Биографией. Чего и всем желаю)

"Красота - бескорыстная вещь, без которой древний мир отказывался понимать себя, слово, которое одновременно незаметно и безошибочно прощалось с нашим новым миром, миром интересов, оставляя его на свою жадность и печаль.

Мы больше не смеем верить в красоту, и мы делаем из нее лишь внешний вид, чтобы легче было ею распорядиться. Наша сегодняшняя ситуация показывает, что красота требует для себя как минимум столько же мужества и решения, как и истины и добра, и она не позволит себе отделиться и отстраниться от своих двух сестер, не взяв их с собой в таинственный акт мести. Мы можем быть уверены, что тот, кто насмехается над ее именем, как если бы она была украшением буржуазного прошлого - признает он это или нет, - больше не может молиться и скоро не сможет любить."


Это его рассуждения о красоте.


Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3824
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #97 : 04 Сентябрь 2024, 15:46:49 »
svod, Natalia, спасибо! Здесь красота понимается как одно из имён Бога...
Видимо я пережила свою эстетическую травму от православия.
And death shall have no dominion

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #98 : 04 Сентябрь 2024, 16:47:04 »
Колхозник, спасибо, что поделился.
//окружающий мир воспринимал как светом насыщенный, светящийся, примерно как в ваших с сводом опытах.//
Не удивительно,в недрах каждого кроется световой человек, с его световым восприятием мира, это общечеловеческая антропология, она под спудом, но способна проявиться при определенных условиях. Дальше, как мы поступим с этим опытом дальше? Игнор, забвение, построим ли на его основе ментальную модельку для коллекции. Или он станет краеугольным в постижении себя и мира...

svod

  • Сообщений: 4050
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #99 : 04 Сентябрь 2024, 17:34:22 »
НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Николай Заболоцкий)


Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3824
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #100 : 04 Сентябрь 2024, 18:08:09 »
У Толкиена эльфы - мастера и ремесленники, в целом положительные герои за красоту, поют и говорят стихами, за любовь, дружбу и множественность путей в духовном мире, а отрицательные - за подчинение некой единой духовной сущности и против искусств. Для меня его произведения - Традиция, а стодесятитысечная копия Владимирской - нет.

Если профессор при этом был католиком, то новый извод английского фэнтези про множественность духовного мира, любовь и дружбу намеренно антицерковен, например Пулман. Что-то за последние полвека сломалось окончательно.
And death shall have no dominion

Иссоп

  • Сообщений: 435
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #101 : 04 Сентябрь 2024, 18:41:36 »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #102 : 04 Сентябрь 2024, 18:42:07 »
lily, а еще отношения Толкина и Льюиса, Льюис ставший христианином благодаря Толкину, и два совершенно разных подхода к написанию фэнтези у этих двоих, хотя росли их романы на одном субстрате...
https://dzen.ru/a/YgYPXb1-9i38ZE4e

lily

  • 3
  • Сообщений: 3824
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #103 : 05 Сентябрь 2024, 14:10:23 »
прозелит, Толкин и Льюис начинали 100 лет назад, до 2 мировой войны в совсем ином мире.
Я о ныне живущих... Пулман, Мартин намеренно и откровенно антиклерикальны. У Пулмана аллюзия на церковь - магистериум - главный враг, отрезающий людей от их душ.
Но для меня вопрос уже не в церкви, а в самом христианстве, насколько оно имеет отношение к истине, с моей колокольни в его нынешнем виде не имеет вовсе, проблема уже не в попах, а намного глубже, в антропологии. Сейчас де факто Бог=бородач, живший 2000 лет назад. Ну или просто человек, как бы. Это не серьезно, нужно делать лоботомию, чтобы в такое верить. Близкая мне традиция сначала ушла из церкви в масонство (не случайно символически это традиция архитекторов, строителей), а потом затерялась в песках времени.
Русское православие получило традицию поздно и уже без этого секретного ингредиента. Что-то заносило ветром из умирающего Константинополя, но не укоренилось. Я не вижу никого, кто бы писал на русском об интересующей меня проблематике, возможно только Орлов, но он тоже не в России и в основном не на русском. Изначально этот ингредиент не был враждебен церкви, но сейчас проблематика творения, ангелологий, демонологий, структур высших и низших миров сознания не входит в христианство.
« Последнее редактирование: 05 Сентябрь 2024, 14:54:43 от lily »
And death shall have no dominion

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7760
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Теоэстетика
« Ответ #104 : 05 Сентябрь 2024, 18:02:16 »
... сейчас проблематика творения, ангелологий, демонологий, структур высших и низших миров сознания не входит в христианство.
:-D
Лиля, всё входит. Входит, входит ... и входит настолько невероятно, что это ты даже никогда и вообразить себе не сможешь, пока твой ум не изменится должным образом.
И сказать мне тебе нечего более.
Тем более, что это всё есть вещь "совершенно секретная особой важности".
Но это строго по классике: где лучше всего спрятать листок дерева, на котором выколото точками нечто особо важное?
Разумеется, лучше всего это спрятать в диком осеннем лесу среди опавших листьев ... :-)
Не там, не так и не то ищешь ... :-(
Всё на виду ...
Но навык видения утрачен ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.