Исихазм

Автор Тема: Тайна Имени  (Прочитано 27350 раз)

svod

  • Сообщений: 4023
    • Просмотр профиля

Тайна Имени
« : 05 Сентябрь 2024, 19:58:32 »
svod, Natalia, спасибо! Здесь красота понимается как одно из имён Бога...

Лиль, благодарю за удачно сформулированную мысль, которая  послужила толчком для открытия этой новой темы.

Давайте оставим за скобками  исихастские споры об имяславии, и прочую тетраграмматонную полемику на эту тему, сконцентрировавшись на Тайне Имени, как таковой...

"Что в имени тебе моем?..."  (А.С. Пушкин).

Может ли быть Красота одним из имен Бога? Ответ, ДА, если рассматривать  откровение Божественной Красоты, как сокровенный процесс познания своего Я, как одного из имен Божьих, которое становится ведомо лишь тому кто его получает от Бога, который им нарекает,: «И дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Отк., 2 гл.). Процесс рождения свыше (не путать с Крещением) предполагает и наречение новым  именем от Отца, но уже не земного.
Наше земное зачатие и рождение с наречением именем в купе, не есть еще рождение свыше, как впрочем и Крещение (в христианстве) еще не рождение свыше, впрочем и миропомазание (как обрядовое таинство) еще не является им, но вместе взятые: рождение + наречение именем и Крещение + миропомазание, в своей таинственной совокупности, указуют и способствуют потенциальной  возможности  рожденному от земного отца обрести Отца Небесного, Который помазуя, уже не плоть, а сокровенное сердце дольней души  Своим Духом Горним зачинает младенца в святой горнице, где пребывало и пребывает Дыхание Его от самого сотворения человека.

И, вот! Ему должно расти, а мне умаляться, до самой смерти и смерти Крестной, которая знаменует собой уже не зачатие и не рост святого младенца, а его рождение свыше, придет время и восьмой день творения  (седьмой настал с Рождением Христа) будет наречено ему имя Новое от Бога, которое и есть одно из имен Божьих.

Красота божественная, что это? Это не имя Божие. Это нежный голос Отца, который мы, находясь в утробе, слышим, еще не видя его Источника, но внемлем ему как божественной музыке. Это Его глаза, который мы еще не можем видеть, но ощущаем их, как ласковый взгляд небес. Это его прикосновение к нам через земные оковы телесности, которые согревают как солнце.

Нет имя Бога не Красота, он ее источник, как и Благо, как и Истина, как и само Бытие не есть Его имя, но Он всему источник

Имя Бога?

Называет ли ребенок своего отца по имени?

 «…и назван будешь ты именем новым, которое уста Всесильного изрекут» 

 
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Пафнутий

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #1 : 06 Сентябрь 2024, 02:41:49 »
svod,
Называет ли ребенок своего отца по имени?

Полагаю, в этом нет нужды.
Вы и сами об этом пишете: ‘не можем видеть, но ощущаем’ '… его прикосновение к нам через земные оковы телесности, которые согревают как солнце.'
Неотлучное взаимное присутствие снимает потребность в именах, являющихся социально значимыми и необходимыми только для обособленных друг от друга в материальном мире. В безмолвном общении 'тет-а-тет' всякие имена напрасны, избыточны.

Сомневаюсь, что присутствует действительная возможность (или необходимость) символьного или вербального отображения ‘имени’, хоть ‘отца’, хоть ‘ребёнка’.

Под метафорой 'именем новым' (‘имя ребёнка’) скорее всего подразумевается то, что наконец-то устранило отвлечённость 'ребёнка' от всегда присутствовавшего 'отца' (который мягко, но неустанно 'окликал' своего 'отвлёкшегося/отдалившегося' младенца), что способствует единению и восстановлению целостности. Возможно даже, это просто узнавание 'новым человеком' родительского ‘голоса’, нежели восприятие некоего своего ‘тайного имени'.

svod

  • Сообщений: 4023
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #2 : 06 Сентябрь 2024, 11:13:39 »
Пафнутий, пожалуй, не то что не соглашусь, а продолжу свои размышления дилогическом контексте с тобой.

Любые выводы в философской плоскости не выводят нас из дуальной системы этого мира, позволяя оспорить их другим ломом, если против лома нет приема. Поэтому, я задаюсь вопросом, а выход где?

В Рождении и в рождении свыше.

В этом земном рождении мы пдготавливаемся к этому рождению. О чем я писал выше.

Как описать этот процесс? Логически при помощи письма? Может ли младенец в утробе увидеть мир вне утробы находящийся? Нет! Но он ощущает биение и существование этого и это отражается в биении его сердца. Он взращивается токами и соками мира в котором он должен родиться, это относится и к миру свыше, к рождению в котором младенец готовится.

Отец даёт имя своему ребёнку, это отображается и в древневрейских обычаях, как предтечевых грядущему.

« Последнее редактирование: 06 Сентябрь 2024, 11:25:13 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4023
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #3 : 06 Сентябрь 2024, 12:16:01 »
Повторю и постараюсь развить свою следующую мысль:

Имена Бога - это имена Сынов Божьих. Кто они, Богу известно и тому, кто этим именем будет наречен.

И для того, чтобы обратиться к Отцу, Детям нет необходимости окликать Его по имени, они обращаются к Нему, как к Отцу.

А вот для обращения к друг другу  каждый имеет имя Бога, соединяющее их с Богом Отцом и друг с другом.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3803
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #4 : 06 Сентябрь 2024, 12:44:27 »
Истина, красота и благо - основные категории философии Платона, на которых стоит здание богословия. Красота (не как слово, а как смысл, явление, энергия) позволяет восходить от внешних форм к истине.
В русском языке нет понимания категорий, непонятно, что с этим делать, поэтому не особо развиваются философия и богословие, язык плохо приспособлен для такого рода деятельности. Красота ещё в древней Греции была предметом философских спекуляций, художественных поисков, сформулированных канонов и телесных практик, это конкретная вещь.
And death shall have no dominion

Пафнутий

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #5 : 06 Сентябрь 2024, 17:11:43 »
svod,
…чтобы обратиться к Отцу, Детям нет необходимости окликать Его по имени…

Согласен с тобой, но, в моём восприятии, из этого не следует, что

для обращения к друг другу  каждый имеет имя Бога, соединяющее их с Богом Отцом и друг с другом’,

поскольку из наблюдений, слово, обозначающее имя отца, скорее обособляет людей на группы, чем способствует их общности между собой и ‘родителем’.
Полагаю, единение зарождается на созвучии невербальных и внесимвольных проявлений людей в окружающее, как естественного продолжения внутренней мелодики отца вовне.
Проявления, как внешние действия, отклики*, которые, однажды, неприметно расцветут для собеседника во внутренне узнаваемое, горячее, родное, либо в сочувственное переживание отсутствия оного у визави.
В моём восприятии, 'имя', будучи живым, согревающим, текучим, не может быть названо, потому что, как прекрасная бабочка, пришпиленная булавкой в коллекции энтомолога, оно лишается жизни и теряет связь с описываемым переживанием в 'янтаре' слова.
Человек непременно соотнесёт воспринимаемые внешние [не]вербальные проявления с [только ему] известным 'именем' и узнает его, даже не услышав, но 'имя в янтаре' может быть воспринято им, как чуждое.
Если именно это подразумевалось в твоём последнем сообщении, то прости, значит ещё не смог уловить суть за краткими описаниями.

*[не только слова, но если они, то скорее их слитный контекст, как неразрывного целого, нежели простой россыпи отдельных понятий]

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #6 : 07 Сентябрь 2024, 13:11:33 »
Пафнутий, в 10-томном "Теологическом Словаре НЗ" (Kittel, Friedrich 1999) в статье  "Имя" есть вариант трактовки НЗ термина : речь идет о сфере власти, силы и славы Божества.

Что для меня вполне объясняет смысл выражений Ин. (быть собранными во Имя, просить во Имя, открыть Имя и тп). А также вполне соответствует сказанному вами, насколько понял ваш последний комментарий. Да, речь не идет о наборе букв или звуков, составляющих имя. И "имя новое" невозможно назвать, ведь это та новая, неведомая прежде сфера, в которую вводит сыновство. Сфера Царства. Это имя открывается в переживании, но не транслируется в набор букв и звуков.

Иссоп

  • Сообщений: 386
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #7 : 07 Сентябрь 2024, 18:10:07 »
Я в этой теме невежа, но могу поделиться чисто-субъективными ощущениями, м.б. пригодятся (теорию вообще тут не знаю). Эзотерики любят себя называть вот этими новыми, якобы открывшимися им, небесными именами и очень серьёзно в них верят. Но со стороны это воспринимается как-то смешновато всё-таки, немного всё же неестественно, искусственно притянуто за уши. Людям, это понять можно, хочется Истины и максимального какого-то её проживания, в том числе, и в новых, истинных, как им кажется, именах. Всё это понятно, но всё же, при всей "высокости" смешно.

Имена, данные в крещении, тоже как-то...
(сама не ощущаю себя ни своим земным именем, ни данным в крещении, ни то, ни другое не подходит, как считаю, но уж что выдано на текущую жизнь, то и ладно).

В монашестве меняют имена при каждом новом "посвящении" - рясофор, клобук, схима.

Видится также, как и другие сказали, вся эта игра имён - внешним. В том числе и "имена Бога". Как по идее можно вообще Бога именами какими-то называть, тоже смешно.

М.б. имена - это внешнее, дя земной жизни, для обозначения, как время...

И ещё непонятны ники. Если человек целостный, верующий, исполненный Духа - он не может придумывать себе кучи ников и так проявляться даже в виде игры. Даже сама такая игра, возможность такой игры с кучей ников указывает на очень и крайне дырявую духовную среду такого индивида.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7713
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #8 : 07 Сентябрь 2024, 19:05:17 »
На языках оригинала Писания (и Предания) исходные слова, соответствующие слову, ныне понимаемому в переводах, как "имя" ("имя" - понимаемое, увы, часто лишь просто, как "идентификатор" существа-субъекта, но иногда, хоть и редко, и с неким смыслом, выражающим внутреннюю суть субъекта-существа), обычно слова омонимы с нехилым разнообразным набором совершенно различных по смыслу значений, где "имя" - всего лишь одно из возможных значений. Так что смотреть надо строго на контекст употребления слова, лучше - смотреть на очень широкий контекст. У меня такая процедура понимания текста на языках оригинала уже доведена до автоматизма. Клише и замыление взгляда - всё в прошлом.
Тусклого стекла больше нет.
Вижу всё, как есть.
Недавно в Откровении стал разбирать всем известное место в конце этого текста "про имя всадника на белом коне", что в моём понимании никак к Иисусу Христу не относится, ибо "навесить" на Агнца Божьего - Иисуса Христа, как бы миссию убивать, и убивать в массовом порядке пусть и всякую мерзость, убивать СТРОГО ЛИЧНО, это уж совсем через чур, что и из многих иных соображений также вполне вытекает с очевидностью ...
А тогда то место с упомянутыми там словами "имя" аж несколько раз - самое то место и есть, чтобы увидеть, что оригинальные слова на древних языках, переведённые бездумно-шаблонно-примитивно, как "имя", должны часто иметь совсем иной омонимический смысл ... :-)
В связи с этим многие суждения братьев и сестёр в этой теме ... ммм ... для меня лично ... как бы сказать ... ну, просто выражают некую внутреннюю прекрасную интенцию духа братьев и сестёр, но по сути вопроса темы ... ммм ... совсем не убедительны в своих заключениях-предположениях-выводах ...
Возьмитесь, наконец, серьёзно за чтение древних текстов на древних же языках ...
"Рабиновичи" (как в анекдоте) всегда влёгкую "напоют" нам то и так, что "пение Карузо" мы поймём-оценим совсем совсем неадекватно ... :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #9 : 07 Сентябрь 2024, 19:32:06 »

Сергий, это понятно, что через смысловые значения пытаться добраться до Имени, пусть даже в самом широком контексте - ну такое себе. Совсем иное дело - опыт, "яко позна Имя Мое", а потом уже подобрать к этому опыту некий очень примерный словесный смысл из "нехилого набора", по сродству.

svod

  • Сообщений: 4023
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #10 : 07 Сентябрь 2024, 20:15:23 »
К вопросу об имени можно подойти и с другой стороны, а именно, оттолкнуться от того, что не иметь имени невозможно. Не имеющий имени, не может быть наделен (вспомним притчу о блудном Сыне) даже малой части имения Отца.

Вспомним начало первой главы Иоанна: "В начале было Слово...И Слово стало плотью...А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились."

Верующие во имя Его становятся чадами Божьими. Верующие во имя Иисус? Нет конечно. Во имя Сына Божьего. Это? - Да! Верующий в Его имя, получает и часть имения, по причине, что изначальное Слово стало плотью, что бы: будущие во плотИ от хотения плОти, в будущем от Бога воплотились в чад Божьих.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Пафнутий

  • Сообщений: 105
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #11 : 08 Сентябрь 2024, 05:14:10 »
прозелит, спасибо, вы правильно меня поняли.
И спасибо за упоминание словаря, в нём хорошо сформулированы ответы по существу вопроса этой темы. Нашёл там цитату, в которой, как мне показалось, удачно сочетаются ваши пояснения, мысли svod'а и мои внебогословские попытки изложения.

'The glorifying of God’s name is effected by Christ’s work, and to this again it belongs that Jesus should reveal God’s name to men as that of the Father (Jn. 17:6; cf. v. 26 and 12:28).
God’s name is obscure to men; it is strange and general. But to those whom the Father has given Him Jesus makes this name manifest, certain and plain, so that it again acquires specific content: Father. In His Son, Jesus Christ, God is the Father and Reconciler of the world. A mark of the divine sonship of Jesus is His ability to make known this name of God to men.'


Прославление имени Бога осуществляется через работу Христа, и к этому же принадлежит и то, что Иисус раскрывает имя Бога людям, как имя Отца.
Имя Бога неизвестно людям; оно странное и общее. Но для тех, кого Отец отдал Ему, Иисус делает это имя явным, определённым [конкретным] и ясным, так что оно вновь приобретает конкретное содержание: Отец. В Своём Сыне, Иисусе Христе, Бог становится Отцом и Примирителем мира. Знак божественного сыновства Иисуса — это Его способность открывать [делать известным] это имя Бога людям.


svod,
'…оттолкнуться от того, что не иметь имени невозможно.'

Буду по-прежнему исходить из того, что под 'именем' [которое дано отцом] действительно подразумевается то, что пытался описать, как совокупность индивидуальных переживаний, позволяющих, однажды, ‘узнать имя отца’.
Тогда становится уместным продолжение твоей мысли:
' Не имеющий имени [через состояние переживания], не может быть наделен (…) даже малой части имения Отца.'

'...Jesus makes this name manifest, certain and plain...' (...Иисус делает это имя явным, определённым [конкретным] и ясным...)
‘…Jesus should reveal God’s name to men as that of the Father…’ (…Иисус раскрывает имя Бога людям, как имя Отца…)

Иисус – дверь, колодец [измеряющий (обрамляющий) кипящий (живой) источник], переживание [как состояние, открывающее 'имя' отца].

‘Верующий в Его имя, получает и часть имения...’

В моём восприятии, будет корректнее: не 'в Его имя', но 'во имя Его', смысл несколько другой.

Иссоп

  • Сообщений: 386
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #12 : 08 Сентябрь 2024, 12:33:58 »
Имяславие Вы попросили оставить за скобками, потому и не развиваем. "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". (Иоан. 14:6). Иисус - это сын, ипостась. Дверь к... Тому, у Кого имени нет. Есть же просьба не делать изображения, а имя - это изображение, форма.

Истина, красота, благо и т.п. кмк не имена, а свойства.

svod

  • Сообщений: 4023
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #13 : 08 Сентябрь 2024, 12:51:29 »
ПРОЗЕЛИТ: "Это имя открывается в переживании, но не транслируется в набор букв и звуков."

Да, пожалуй, это следует принять  за аксиому при обсуждении вопроса об Имени Бога. Тут следует добавить мысль ПАФНУТИЯ: "Иисус раскрывает имя Бога людям, как имя Отца". Раскрытие не философско догматическое, а как переживание в себе сыновства, через поиск и нахождения Отца (можно интерпретировать как и возращению блудного сына к отцу).

Выходим к следующей мысли: Имя Бога открывается нам, как имя Отца, через Иисуса Христа, который раскрывается для людей, как Сын, познающий имя Отца (принимаю поправку Пафнутия не в имя, а во  имя) во Имя..., далее тонкий момент , который содержится в общеизвестном молитвенном обращении: во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! Троица Единосущная и Нераздельная! Троица, единица, в трех лицах Троица Бог.

Вот тут важно не углубляться в тринитарные рассуждения, по разным причинам, в том числе по той, что мое видение этих споров имеет свой разворот, причем это видение скорее мистическое, чем логическое.

Мы обращаемся к Отцу, Сыну и Святому Духу как к Лицам, а не поименно. Причем Лицо Отца не вызывает никаких споров, тут и мусульманин вполне со мной согласится (Аллах един и нет Бога кроме Аллаха). Обращение к Святому Духу уже сложнее осознается в молитвенной и мистической практике, не говоря уже о логическом понимании. Наиболее понятный образ по отношению к Лицу Духа это его материнство (материя, образ Божьей Матери). То есть мы не обращаемся к Отцу по имени, но и к Матери мы не обращаемся по имени, но говорим Мать, Отец. Мать и Отец едины в своем чаде, но различимы в Лицах. С Сыном сложнее, но одновременно и проще.

Алло... исихасты! Не забываем, что форум собран на основе  Иисусовой Молитвы. Вот первая строка, скажем так, "устава форума":

На форуме "Умное делание" обсуждаются вопросы и проблемы, связанные с православной исихастской практикой.

"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного" Вот вам имя Иисус Христос, и он же Сын Предвечный.

Иисус - это имя? Христос - Фамилия?  Как личность, да мы узнаем в этом произношении личность Христа по имени Иисус, если быть более конкретным, то помазанника Божьего - Христа. А если говорить совсем прямо: Святой Дух воплощает в Сыне Отца во Имя Отца, то есть Сын - это есть воплощенное имя Отца - плод любви Отца и Духа к Сыну, который Предвечен.

А если так, то Иисусова молитва ни что иное, как обращение к Отцу и Святому Духу, быть плодом (имя рек) помазания Их любви к Предвечному Сыну. 
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь 2024, 13:24:29 от svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Иссоп

  • Сообщений: 386
    • Просмотр профиля

Re: Тайна Имени
« Ответ #14 : 08 Сентябрь 2024, 14:05:53 »
на основе  Иисусовой Молитвы.
А Иисусова Молитва имеет очень разные стадии. На стадии молитвы-зрения, например, "имён" уже и нет  :-)