Тут недавно Лили написала следующее:
ИМ я не занимаюсь, а только тем, что можно назвать УД.
Скажем так, этот вопрос Лили инициировал меня к созданию данной темы, так как и я не назвал бы себя тем человеком, который ставит ту или иную формулировку или степень ИМ во главе угла УД.
Скажу по другому, существует трансформация , когда между УД и ИМ происходит взаимообмен: УД (Умное Делание) выстраивается как ИД (Иисусово Делание), а ИМ (Иисусова Молитва) преобразуется в УМ (Умную Молитву), причем я не пытаюсь сказать, что обозначенная мной УМ это именно та Молитва, которая располагается между устной и сердечной в степенях ИМ, я вообще ни о каких степенях не говорю. И даже не то, что хочу поделиться с вами своим деланием, скорее пытаюсь сформулировать ту часть ответа, которую смогу сформулировать, а другую часть ответа, даст Бог, найду в ваших постах.
Пришел к мысли, что ИМ является инструментом для УД лишь на определенном этапе УД, до тех пор пока взаимодействие между ИМ и УД не достигает уровня возДухообмена между умом и сердцем. Это сродни тому , что в святоотеческой традиции называют "непрестанным памятованием о Боге". И это верно со стороны ума, который не способен находится в этом состоянии, если не будет происходить возДухообмен между им и сердцем (можно обозначить это состояние, как умносердечная молитва). Для того чтобы дышать не требуется думать о том как дышать. Это как в анекдоте: "шол ёжик, забыл как дышать, упал и задохнулся".
ИМ в своем высшем изводе - это ДЫХАНИЕ ДУХА. Это возДух Нового человека, рожденного младенца, коему должно расти, а ветхий, дышащий воздухом мира сего, умаляться. ИМ в начальном периоде выполняет функцию аскетического умаление внешнего человека, ради нарождающегося Нового. В этот период ИМ выполняет вспомогательную функцию по насыщению возДухом младенца, который еще нерожденный находится в утробе сердца человека и получает воДух не через самостоятельное дыхание, а через ветхозаветную кровь (в которой душа), и в которой растворяется ВозДух. Рожденному Новому человеку для роста и жизни необходим возДух, так же как воздух мира сего необходим ветхому.
И тогда ИМ должно стать возДухом для рожденного помазанника Божьего, который, рожденный в сердце, не покидает его, а взращивается Матерью (материю) до определенного Богом срока (не времени, а срока). Иисусова Молитва, как молитва (обращение к Отцу) восходит к Отцу, а Умное Делание, как ответ Отца приходит к Сыну, через возДух Духа.