Сначала цитата из книги "Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви : Беседы инока-старца с мирским иереем, вызванные «Сборником о молитве Иисусовой».
Вступление страница 21. "Что же касается вопроса о молитве, и об Иисусовой молитве в частности, то нужно сказать, что он, как и вопрос о христианской жизни вообще, не может быть разрешен одними только теоретическими беседами. В глубочайщей своей основе и в своей сущности христианство познается главным образом постепенно приобретаемым опытом христианской жизни, опытом и духовно возрастающих ума и сердца. Познание христианской жизни, а не одних только ее внешних форм и проявлений, – настоящее познание, а не теоретическое, формальное знание христианских истин, дается путем жизненного, опытного, трудового духовного подвига, медленного восхождения с одной ступени христианской жизни на другую. Возьмем тот же поставленный Вами вопрос о молитве. Можно иметь о молитве самые полные, исчерпывающие, теоретитические познания, дать самое точное определение молитвы, указать у какого церковного писателя какое имеется учение о молитве и какие даются наставления к преуспеянию в молитве,
и при всех этих обширных теоретических познаниях самому не уметь молиться.Так теоретическое, рассудочное знание религиозной истины может совершенно не совпадать с его опытным, жизненным познанием. То же самое можно сказать и о всех других истинах христианства, не исключая даже и самой основной истины бытия Божия.
Сказанное относится и к молитве Иисусовой. Она познается не одним только внешним изучением, но опытным деланием. Для людей с простым и верующим сердцем пользование ею почти не представляет трудностей, почему церковный Устав для людей некнижных даже рекомендует заменять ею все установленные молитвенные чиноположения. Для людей же, не имеющих простой, непосредственной веры и живущих более рассудочной и отвлеченной жизнью, действительно, нелегко войти в опыт сердечного молитвенного делания. Но не следует этим смущаться. Ибо все же оно ни для кого не закрыто. На вопрос о том, всем ли дается умная молитва,
Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, отвечал: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбию, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следственно, источник молитвы у всякого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению св. отцов, или мгновенно Божиим сверлом» (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Леонида. Изд. Оптиной пустыни 1890. С. 178).
Иисусова молитва, правильно проходимая практически, по руководству св. отцов и опытных наставников молитвенного делания, является тем именно «постепенным углублением человека в себя», о котором говорит старец Леонид. Она помогает открыться в сердце источнику живой, приснодвижущейся молитвы, которая, будучи единением с Господом Иисусом Христом, становится на страже человеческого сердца, противодействуя всякому его нечистому движению, сообщая ему глубокий мир и духовную крепость и через то регулируя всю внутреннюю и внешнюю жизнь человека. В этом и заключается значение молитвы Иисусовой в духовной жизни христианина." Это ответ автору и участникам этой темы. Зачем постоянное теоретизирование и извиняюсь за такое слово, как словоблудие на тему Иисусовой молитвы и Умного делания. Просто разговорами тут ни дочего не договориться. Даже наоборот договоримся до обратноного, подобно Лилу. "Я сама не делаю, но поболтать на эту тему могу !"
Формы бывают разные. Кто-то пишет, кто-то рисует, кто-то играет на скрипке, кто-то с людьми, а сводить все к повторению 2-4 слов, спасибо, но нет. Это кстати противоречит Писанию, что НЗ, что ВЗ.
Сейчас набегут как обычно те, кто объяснит, что рисовать - фигня, а стоять столбом на литургии очень важно, ну стойте в первом классе школы всю жизнь, кто ж помешает.
Лилу, вы о чем вообще??? Я, конечно, понимаю, что практика Иисусовой молитвы вам может не подходить. Но вы имеете смелость настаивать на своем невежестве и утверждать, что
Иисусова молитва противоречит Писанию!!! Вам не кажется, что это слишком!!!
Молитва слепого Вартимея, прообраз Иисусовой молитвы, звучит так: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Мк 10:47). 13
В Евангелии от Марка рассказывается, что, когда Иисус Христос выходил из Иерихона, у дороги сидел слепой Вартимей. 3 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». 35
Традиция произнесения Иисусовой молитвы восходит к этим евангельским мольбам-обращениям к Спасителю о помиловании. 1
У Иисусовой молитвы несколько форм: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» или «Господи, помилуй».
veresk, конвенциональные формы также важны в рамках определённой идеологии и комьюнити. А если их нет, а их нет, то можно рисовать что угодно, как завещал Дионисий Ареопагит, предлагавший изображать Бога в том числе в виде червяка. Важна сама практика, точно также как и в любом другом виде деятельности. Можно печь хлеб так, что это будет молитвой.
Я также вижу, что в этом утверждении вы совершаете самую распространенную ошибку. Это очень распространенный шаблон, это просто красивая фигура речи: «Можно печь хлеб так, что это будет молитвой». А если я скажу так: «Он забивал гвозди так, что это стало его молитвой!» Да, звучит пафосно, но что-то к столярам с просьбой о молитвенной помощи не обращаются. Уж лучше пусть будет как обычно. Происходит красивая подмена понятий «искусство» и «молитва». Почему вы думаете, что искусство печь хлеб может стать молитвой? А вот о том, чтобы пекарь становился святым молитвенником, я ни разу не слышал. Да, конечно, любой человек и, скорее всего, любой пекарь благодаря нравственной жизни и состраданию к ближним может стать святым, но уж точно не благодаря тому, что он печет пироги.
Суть Иисусовой молитвы вовсе не в какой-то особой, как вы сказали, конвенциальной форме, а совершенно в другом процессе, который для внешнего наблюдателя выглядит как краткая молитва в виде 2–4 слов. Если вам этот предмет интересен, то пора уже начать в нем разбираться и не наводить тень на плетень.