Вот уж тема какая на нашем форуме!
Evgeny пишет:
Надеяться на апокатастасис можно, но однозначно утверждать его нельзя, т.к. это нарушит принцип свободы человеческой воли.
М-да, как говорится, „contra spem spero“, или как там вопрос у итальянцев: «чем потерявший надежду отличается от надеющегося? – надеющийся умирает с песней». : :lol
Evgeny пишет:
Что же касается уничтожения воли ради всеобщего восстановления в добре - Бог слишком "кроток и смирен", чтобы навязывать свою любовь насильно, слишком уважает своё творение и смиряется перед его выбором. Кто испытал прикосновение Духа Божия, смиренного, легкого и деликатного "как дуновение ветра", привлекающего а не подавляющего волю, знают это.
Alexander пишет:
А кто испытал ураган Духа Божия, сметающего препятствия и побеждающего ложь? Се огнь поядающий!
А как же быть с Мотовиловым, испытавшим Серафимову благодать, и засвидетельствовавшим об этом на клочках бумаги вкупе с хозяйскими счетами, которые были открыты на чердаке под толстым слоем голубиного помета (кстати, уже не одна чудотворная икона была так открыта!) через 75 лет! Не была ли это «проба» Провидения (в безумии своем вопрошаю)?
Alexander пишет:
Уничтожение чьей воли? Разве у внешнего человека (плотского и душевного) есть свобода выбора? Нет этой свободы, ибо обретается она в Духе. И это исключительно практический вопрос. Пока человек не родится от Духа, он - марионетка, его выбор запрограммирован. Горшок в руках горшечника.
Да, уж... По западной статистике «Альцгеймер» и «Паркинсон» помолодели аж до 40 лет, а к 2030 году прогнозируют помоложание оных до 35 лет. Не иначе, как по милости Божией отнимается у остатка рода человеческого свобода выбора.
Сергей С. пишет:
А ведь можно и помечтать, что будет такой мир, где не будет человеческой (этой противной гномической) воли.
Мне приходится много общаться с западным народом. И преимущественно от пожилых (с католической традицией, и протестантской тоже) слышу именно такие рассуждения. Жалуются на Господа Бога, что Он (Всемогущий и Всевидящий) сотворил всю эту «кутерьму», и не зная Достоевского содрогаются от «слезинки ребенка», и подобно Ивану Карамазову, «отдают свой билет».
Простите, братие, меня за ерничество.
А тема эта - знатная. В народе сейчас пишут, что «выкопанные и очищенные от пыли веков идеи апокатастасиса оказались столь широко популярны среди недовоцерковленной православной интеллигенции».
...«выкопанные и очищенные от пыли веков»... – ну, это мне напоминает и чердак Мотовилова, и всякие другие чердаки и подвалы. Это не страшно.
«недовоцерковленной православной интеллигенции» - тоже годится.
Скажу, что с постановлениями последних Вселенских Соборов вполне согласен. И согласен с мнением вл. Антония (Блюма) и Александра, что это вопрос не нашего века (эона). Ср.: «Еще многое имею сказать вам; но вы сейчас не можете вместить» (Иоанн, 16,12)
Тем не менее «популярность» этой темы сегодня требует и от нас определенного к ней отношения. Где-то вижу, что мы в этом вопросе должны напрягаться. Удивительно, что он возник у меня с моим воцерковлением еще в конце 80- годов. Это симптоматично.
Напомню также, что понятие «апокатастасис» взято из Деян. 3,21: «Которого небо должно было принять до времен совершения (αποκαταστασεως) всего...»