Исихазм

Автор Тема: Апокатастасис и практика молитвы  (Прочитано 80371 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #45 : 05 Сентябрь 2005, 21:16:37 »
Еще раз к этой теме, которую нам опять и опять не дано «вместить» (Иоанн, 16,12).

 Мы имеем ветхозаветное пророчество, что «спасутся...все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12, 1), а другие пойдут «на вечное поругание и посрамление» (Дан.12,2). Евангелие тоже свидетельствует об этом. Исходя из Священного Писания, невозможно говорить об апокатастасисе. И когда Фалассий вопрошает Максима Исповедника по поводу пророчества, как «узрит всякая плоть (то есть человек) спасение Божие» (Ис. 40, 5),  Преподобный здесь однозначно говорит «о всякой верующей плоти», ссылаясь на слово Исайи: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Ис.26,10).

И конечно, благоразумнее эту тему оставить, говоря словами арх. Софрония: «Предмет этот превосходит наши силы, и потому прекратим о нем слово».
...
Но вот, все же, по поводу этого «вместить» хотелось бы мне, найдя время, поделиться своими рассуждениями в свете теории образа Максима Исповедника.
 Назвал бы эту подтему «Вмещаемостью». А лучше – «Вмещаемость» в различные эпохи человеческой истории».

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #46 : 05 Сентябрь 2005, 22:05:10 »
Попробуйте, Игорь. Действительно интересно, может потому, что непонятно... :D
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #47 : 05 Сентябрь 2005, 22:29:40 »
Интересно будет почитать Ваши рассуждения, Igor, в новой теме.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #48 : 05 Сентябрь 2005, 22:55:14 »
Еще пару слов к теме Апокатастасиса.

Мы все (человеки) имеем одну природу и представляем одно тело. Мы все единосущны. И Максим Исповедник в «Вопросах к Фалассию» говорит об апокатастасисе всех по природе. Господь соединится со всеми «соответственно с душевным устроением каждого». Только  не со стремящимися к Нему Он соединится «вопреки благодати»! И они будут также пребывать в приснобытии! Все человечество окажется сопричастными Богу!

Ну, а как же быть со злобой «сынов противления»? – Она, эта злобА остается, потому что свобода не отнимается и «сын противления» пребывает дальше со своей «гномической» волей! По Максиму Исповеднику, она не уничтожается!

Именно в проблеме Апокатастасиса антиномия Божественной воли и свободы человека становится максимально острой. Наверное, она человеческим рассудком совершенно непостижима. Потому что логоизированный ум рассуждает так: Господь любит человека, настолько, что не может принуждать. Но если Господь «не может», значит Он не всемогущ.
Приведу здесь мысль Владимира Лосского, не пытающегося рассудочно объяснить эту «заковыку»:

 
Цитировать
Божественная воля будет всегда покоряться блужданиям, уклонениям, даже бунтам воли человеческой, чтобы привести ее к свободному согласию. Таков Божественный Промысл, и классический образ педагога покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.
 

Alexander, посмотрим, не знаю, потянут ли мои рассуждения на новую тему. :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #49 : 05 Сентябрь 2005, 23:53:53 »
:)

Когда мышление из дуалистического станет более развитым и близким к цельному, тогда богословие, жирующее на игре противопоставлений, отомрет.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #50 : 06 Сентябрь 2005, 19:55:17 »
Цитата: Igor
...И конечно, благоразумнее эту тему оставить, говоря словами арх. Софрония: «Предмет этот превосходит наши силы, и потому прекратим о нем слово»...


Архим. Софроний (Сахаров):

«Два монаха беседовали о спасении. Один говорил:
- Душа моя не может примириться с мыслью, что кто-то погибнет на веки. Я думаю, что Господь всех как-нибудь спасет.
Другой ответил:
- Святые отцы говорят, что создать человека без содействия человека Бог мог, но спасти человека без содействия и согласия самого человека нельзя. Спасение и гибель – в свободе человека.
Первый:
- Думаю, что Бог множеством любви своей преодолеет сопротивление твари, не нарушая ее свободы.
Второй:
- Мне кажется, не должно забывать, что свобода человека настолько велика потенциально, что он и в плане вечного бытия может отрицательно определиться к Богу. Те, кто не знает этого или забывает об этом, питаются оригеновским молоком.
- Но ведь это же безумие!
- Да, безумие.
- Что же делать?
- Бог хочет всем спастись, и мы должны всем промышлять спасение и молиться за всех, но ни откровение, ни опыт не дают нам оснований полагать, что все спасутся. Свобода – великий дар, но страшный»

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #51 : 06 Сентябрь 2005, 21:22:01 »
Павел, красивый разговор. Можно сказать, что это дело неизвестное или "не нашего эона дело", однако если скажем так, то душа просто посмется над своим странным умом и будет думать так, как хотят страсти. Поэтому именно какое-то определённое мнение - дело нашего эона. Дух, кажется, не знает наших интеллигентских законов :lol ...
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #52 : 07 Сентябрь 2005, 09:57:40 »
О трудах Григория Нисского.

Цитата: Evgeny
... нет его труда об апокатастасисе "О душе и воскресении". Будем искать.


Вот он, сей трактат:

 http://www.ccel.org/fathers2/NPNF2-05/Npnf2-05-37.htm

Правда, на английском, но все же. :D    Вообще, я гляжу, на англоязычных сайтах можно найти чуть ли не все творения свв. отцов. Св. Григорий Нисский, например, представлен весь. Начинать поиск можно здесь:

http://www.used-cisco.ru/directory/rus/32091.html

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #53 : 07 Сентябрь 2005, 14:57:57 »
Наталiа, вопрос о воле лучше в отдельную тему выделить, полагаю. Недавно услышал, что в богословии сейчас три основных темы не разработаны: свобода/несвобода личности, религиозная антропология и её связь с психологическими теориями личности и биоэтика (вопросы клонирования, эвтаназии, искусственного оплодотворения, абортов, трансплантологии и т.п.).
 "Беспокоит проблема вечных мучений? - для нас это не проблема, приходите сегодня! Подпись: РПЦ"  (ШУТКА) :D
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #54 : 07 Сентябрь 2005, 17:27:49 »
Цитировать
свобода/несвобода личности


Откроем на форуме эту вековечную тему?

От себя сразу скажу, что это вопрос "раба" и "наемника". "Сын" же обретает покой в своей душе, и этот вопрос для него не решается, а упраздняется. Он счастлив, когда его воления (желания) совпадают с произволением Божиим.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #55 : 07 Сентябрь 2005, 19:42:51 »
Igor, Вы такое примечание сделали, что можно подумать, буд-то Вы уже "Сын" и с этой позиции будете писать посты... Надеюсь, что моя духовная прелесть больше Вашей.  :lol
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #56 : 07 Сентябрь 2005, 20:30:26 »
Цитата: viktor


Igor, Вы такое примечание сделали, что можно подумать, буд-то Вы уже "Сын" и с этой позиции будете писать посты... Надеюсь, что моя духовная прелесть больше Вашей.  :lol


Viktor, извиняюсь. Хотел только сказать "отсебятину", а прозвучало так, будто я себя уже в "Сыны" записал.  :D

alluz

  • Гость
Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #57 : 08 Сентябрь 2005, 04:55:39 »
Я тоже извиняюсь, а что здесь такого, Все мы призваны быть Сынами Божьими. Отказаться от этого - всё равно что от Бога отречься. Состояния "раба" и "наёмника" - это, как первый и второй образы молитвы - прелесть. Может излишне бежать с сыновством впереди паровоза, но считать, что возрастаешь в сына через раба и наёмника точно не стоит. Получится только утончённая прелесть, как бросать курить постепенно сокращая сигареты, в конце концов совсем не куришь и всё время накуренный ходишь.
Хочу выразить солидарность с Натальей, именно разные филосовские предпосылки преводят к разным выводам, и не только по вопросу апокатастасиса.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #58 : 23 Февраль 2006, 11:41:48 »
Цитата: Наталia
но ведь и ангелы не бесплотны...  :think  


Разве ангелы не бесплотны?
А как же вечерняя молитва "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных твоих Ангел..."?  :think

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #59 : 23 Февраль 2006, 11:53:37 »
Из Откровения Иоанна:
И Ангел ... клялся ... что времени уже не будет;

Не будет нашего времени и нашей памяти.