Исихазм

Автор Тема: Сказка об Иванушке-дурачке (ещё один смысл)...  (Прочитано 34142 раз)

Дмитрий К.

  • Гость
Мир Вам!

Ехал сегодня в автобусе на работу и думал о том, что Бог Христос пришёл к людям не великим и могучим витязем в сияющем доспехе, а простым человеком, бедным плотником... Красавца внешнего полюбить легче, духовного труда не надо. А вот разглядеть истинную силу в смирении, тут надо потрудиться.
Но, почему-то, странным образом, мысли мои обратились к простенькой сказке об Иванушке-дурачке. Я нечаянно увидел в ней христианский смысл.
Жил был Иванушка, лежал на печи, дурачком почитали. Потом идёт он на речку и попадается ему щука. И щука просит его о милости. Иванушка по простоте своей щадит щуку. И получает в благодарность дар слова. Причём, что интересно, Иванушка не по своему слову творит чудеса, а по щучьему велению. "По щучьему велению, по моему хотению".
Не всегда Иванушка пользуется подаренным словом во благо. На санях катается и народ давит. Но, всё-таки потом приходит в царский дворец, дарит радость Несмеяне, за что женится на ней и получает пол-царства в придачу...

Спаси Христос.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Сказка об Иванушке-дурачке (ещё один смысл)...
« Ответ #1 : 30 Сентябрь 2004, 13:16:25 »
Тема сказок очень интересна и сама по себе, я думаю, не подъемна на нашем форуме сейчас. Переплетение духовного и оккультного, христианского и языческого, бытовые наслоения, искажения в передаче, роль автора - все это как поле непаханное и требует тщательной проработки именно с духовной православной позиции, естественно, без огульного осуждения и слепого отпихивания. Поле, где скрыто сокровище.

Касаемо одной из версий сказки "Про Емелю-дурака" ("По щучьему велению..."), христианское в ней - прорыв внутреннего через сон внешнего человека и перерождение. Емеля - дурачок, он постоянно спит и делает какие-либо дела, пробуждаясЬ, только из-под палки или ради пряника. Это образ внутреннего человека, который не имеет должной, развитой связи с внешним миром. Проявление внутреннего во внешнем происходит через юродство, глупые и иногда жестокие поступки. Для Емели (для понимания его образа и развития) важны две встречи: с щукой, дающей направление для внешнего Емели (услышавшего неслышимый голос из глубины себя через прорубь из внешнего во внутреннее) -  к внутреннему через чудеса; и с царевной (это сердце Емели, можно - сокровенная душа). Емеля захотел небывалого для "правильного" мира - чтобы царевна полюбила дурачка, и сердце царское ответило взаимностью. Дальше характерная часть: внешний мир (в образе царя) пытается уничтожить Емелю и царевну, сделавшую "глупый" выбор (очень хорошо об этом моменте развития внутреннего человека сказано у А.Пушкина в"Сказке о царе Салтане..."). Вместо возможной гибели следует изоляция от мира (остров в сказке). И царевна своей любовью показывает истинный облик Емели - происходит его перерождение.

Подробнее, надо писать статью...

Дмитрий К.

  • Гость
Сказка об Иванушке-дурачке (ещё один смысл)...
« Ответ #2 : 04 Октябрь 2004, 07:27:33 »
Было бы, конечно, очень интересно почитать статью :-)

Мне очень нравится, Александр, ход Ваших мыслей. Помогает  углубиться. Спасибо.

Спаси Христос.

alluz

  • Гость
В сказке про Кощея изложена вся теория исихазма.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Цитировать
В сказке про Кощея изложена вся теория исихазма.


Образно (с симпатичными языческими элементами) живописуется мистический путь, только не в сказке про Кащея, а в сказке про Иванушку и Василису Премудрую.

Marina

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Alexander! Прошу Вас, расскажите сказку про Иванушку и Василису премудрую!!!

alluz

  • Гость
Alexander, рад, что Вы знакомы с темой. Подскажите, что можно почитать, кроме Проппа.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Цитировать
Подскажите, что можно почитать, кроме Проппа.


Не знаю. Я особо такую литературу не почитывал, больше на свой опыт опирался. Кстати, работы В.Проппа есть в сети: "Исторические корни Волшебной Сказки" http://djs9.agava.net/bookz/phylos/skazki.rar и "Русская сказка" http://www.a-nevskiy.narod.ru/library/122.rar Только для понимания смысла сказки с позиции исихазма они мало пригодны.

alluz

  • Гость
Согласен, "Добротолюбие" подходит больше. "О трёх образах молитвы", например.

Marina

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Alexsander! Прошу сказку!!! Очень уж интересно...!!!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Царевна-лягушка. Сказку можно посмотреть здесь:
http://brb.silverage.ru/zhslovo/tales/?r=pirple&id=1

Стезя внутреннего человека - мистическая, о чем и сказка о царевне-лягушке.
Три сына царя - три выбора-воления, 2 внешних - умственный и чувственный (управлять и обладать): старший и средний сын посылают стрелы на боярский и купеческий двор. третий выбор - умное воление сердца, с позиции первых двух - безрассудное: на Ивана-царевича старшие братья смотрят как на дурака, поскольку приобретение младшего брата уродливо и бесплодно в их внешнем мире. Однако, скоро появляются первые плоды сердечного выбора - на время раскрываются харизмы найденной сокровенной души (сотканная рубашка и испеченный хлеб) и на миг вспыхивает сама душа-краса в облике царственной (Василиса) премудрости. Сжигание лягушачьей кожи лишь усугубляет положение сокровенной души - порабощение грехом много глубже, ибо семя тли посеяно, и Кащей - отец ее.

Интересно, что невесты старших братьев, чтобы испечь хлеб, пытаются слепо копировать действия Василисы. Такими слепыми "копиями" переполнен наш мир.

Встречи Ивана-царевича на мистическом пути аскетического делания - поскольку время подарков кончилось и начинается тяжелый труд обретения цельности и мудрости. Первая встреча- со старцем, который приоткрывает смысл и цель пути. Ну, это классика. А дальше... Что делают крепкие аскеты? - убивают страсти да мысли, умерщвляют тело, истощают силы. Не так поступает Иван-царевич - он милостив, посему не теряет, а приобретает человеческие способности (в сказке являющиеся в образах животных), которые еще сослужат ему добрую службу.

Баба-яга. Баба йоги - избушка ее смотрит задом на христианство, и сама баба сия сжирает слабых и немощных, однако, способна помочь мужественным и сильным духом. Она рассказывает о тайнах Кащея. Здесь напомнить следует, что путь мистический лежит внутрь человека, и встречи, как и борьба, происходят, прежде всего, внутри. Высокий дуб - эгоистическое устремление человека, каменный сундук на нем - умственное хранилище эгоизма, в котором скрыты извращенные (стихийные) силы человека.  И справиться с этими силами помогают способности, ранее не убитые, но обращенные на созидание. И наконец, кончик иглы - жало смерти, что жалит тело человека. Победы еще не совершилось, но залог победы оставлен...

alluz

  • Гость
Есть ещё пара слов. Заяц - первый образ молитвы, плотской. Преодоление плоти рождает высокоумие - утка - второй образ, медитативный. И, наконец, потопление яйца приводит к полному сокрушению и признанию своего ничтожества - третий образ, чистая молитва. Здесь происходит крещение слезами и шука - Господь - дарует победу.
Может кто захочет написать статью, буду рад помочь.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Замечательно!
Но тут я вот на что обратил внимание. Как  там в сказке сказано: «Вот тебе клубок (нить Ариадны): куда он покатится, туда и ступай за ним смело» -  ну, это – наша тема,  :D  это, конечно, -  умное делание. Иван-царевич прежде, чем старца встретил «сапоги проносил, кафтан истер, шапчонку дождик иссек», - все правильно, иначе и не бывает. Поистаскавшись на «путях междометий», он обретает опытность и умную молитву и начинает мыслить уже не образами или понятиями, а сущностями, которые являются пред ним в зверовидном облике. Первое (рефлективное) движение – уничтожить! Но Иван «догадливо поступил» (Лук.16, 8)...

alluz

  • Гость
Клубок - это и узкий путь, вводящий в жизнь, и столп облачный или огненный, путеводитель Израиля, и в то же время просто языческий символ - нить Ариадны.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

За подобными сказками - а их не так уж и мало - стоят неизвестные сказители. Потрясающе: огромный духовный опыт передается таким "народным" путем, когда путь мифотворчества закрыт.

Есть еще авторская сказка, приоткрывающая тайну Царства Божия. Бр.Гримм (сборник разных авторов) и Андерсен, возможно, Гофман и Перро на западе, у нас - Пушкин, Гоголь, Шварц...