А если рассмотреть филологический аспект?
Вот вам филологический аспект.
Святой – это
свидетель (греч. - martis) Божий. И «свидетелями» в Древней Церкви именовались не только мученики. Господь апостолам прямо сказал: «
Вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями (martires) в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян.1,8). Ветхозаветные патриархи и пророки, апостолы и мученики, преподобные, святители, Христа ради юродивые – все они
«свидетели верные» (Откр.2.13). И все «свидетели верные» - мученики, потому что им приходится непрестанно умирать в борьбе со страстями и дьяволом. Как, например, говаривал авва Макарий, указывая на келии молодых подвижников, - «посмотрите место мученичества (греч.- мartirion) юных странников».
Но еще раз, акцент ставится не на страданиях и мучениях святых, а на их, говоря словами Максима Исповедника,
«божественном задании» - свидетельствовать всему миру о Христе. Вспомним слова старца Силуана, обращенные ко всем, кто в состоянии услышать его: «О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас, веруйте в Бога, веруйте, что есть
Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех Церквах (!) и в моей душе». Не случайно арх. Софроний называл его
«свидетем Божественной любви». Святые - это "дети Божии" (Рим.8,16). Святые - это откликнувшиеся на призыв Божий (а Господь призывает всех!). Святые - это соработники Божии. Это друзья Господа, в которых нуждается Сам Господь! Он собирает слезы праведников, и как дождем, освежает ими мир (мысль свят. Николая Сербского)