Исихазм

Автор Тема: исихазм и психология Юнга  (Прочитано 110162 раз)

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #180 : 21 Март 2008, 20:01:26 »

 Мой сын не имел мистического опыта до самой смерти. Он верил в Бога. За неделю до смерти говорил - "я все жду и жду, что Бог меня исцелит, уже устал ждать..."

Опыта глубокой молитвы тоже не имел. Обращался к Богу как мог, иногда  спрашивал у меня "ничего, что мне не особо нравится чтение Библии - Бог не рассердится?"


Предсмертный опыт самый важный. Здесь может быть совершен прорыв. Когда у ума больше нет завтра, а есть только вот это последнее мгновение, дуальность становится прозрачнее, и через нее можно увидеть проблеск. И тогда, если обращаешься  к Богу “как можешь”, без “опыта глубокой молитвы”,  это уже и есть та молитва, которую Бог хотел услышать.
А, то, что не нравилось чтение Библии, ну, тут Бог уж точно не рассердится  :-)

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #181 : 21 Март 2008, 20:07:09 »
Я не имел ввиду, что Библия "неправильная".

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #182 : 21 Март 2008, 20:20:15 »
Цитировать
Я о вере с горчичное зерно.

Цитировать
Из горчичного зерна вырастает травянистое растение, но для этого само зерно должно перестать существовать.

Я поняла вашу мысль.

Мне кажется по отношению к вере такая аналогия не очень подходит. Вера с обретением мистического опыта не умирает, а "самоисполняется", актуализируется, что ли...

Апостолы пишут, что эту аналогию использовал Иисус.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #183 : 21 Март 2008, 20:31:42 »
О МИСТЕРИЯХ И ТАИНСТВАХ.

Различие, на мой взгляд, имеется.

Для начала имеет смысл сравнить мистериальный подход с ГРУБО-МАГИЧЕСКИМ.

Многочисленные древние мифы повествуют о посмертном восхождении души. Это некое небесное путешествие с преодолением препятствий. Необходимым условием для прохождения через сферы архонтов (пример из области гностической мифологии) - является знание тайных имен архонтов (планетарных низших богов, держащих в плену души). Тут полный простор для магических манипуляций. Выучиваются и произносятся магические формулы, их текст дает власть над планетарными силами. Для примера одна из таких формул:
"Архонт пятой силы, правитель Саваоф, что отстаивает закон своего творения, теперь низложенный милостью, что более сильна, чем твоя пятая сила, и созерцает символ, неуязвимый для твоего искусства и позволящий мне пройти" (этот текст цитирует Ориген в одном из своих сочинений)

Формулы здесь имеют силу пароля и могут служить типичным примером МАГИИ.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #184 : 21 Март 2008, 20:35:00 »
"Проживание мифа" в МИСТЕРИЯХ процесс иного рода.
 
Это таинственный качественный процесс освобождения от мировой природы. Это реальный психологический  внутренних трансформаций, благодаря которой, еще находясь в теле, можно достигнуть абсолюта.
Мифологические схемы переносятся вовнутрь, переживаются изнутри, как субъективные фазы самостоятельно реализуемого опыта, что ведет к кульминации в форме экстатического слияния с Абсолютом.

Небесное путешествие возвращающейся души, описанное во множестве мифов перестает мыслиться как внешняя топология и становится внутренним мистическим опытом.

Мистерии – это особые церемонии, которые, став известны людям, способствуют благодаря представленной в них символике воссозданию  действительности, адекватной этой символике. Символ в итоге  возвышается до уровня действительнсти. Главное условие действенности здесь - наличие реального мистического опыта, пережитого надлежащим образом. Происходит символическое разделение божественных переживаний через некое театральное действо.

Специфика символа обусловлена характером самих представлений о высшей жизни. Она может быть самой различной, но самая общая идея здесь - мысль о том, что заново рожденный в известной мере сам становится Богом. В митраизме мистерии имеют вид небесного странствия, в результате которых «мисту» поклонятся как Богу. Участник таинств Изиды, освящаясь после своего пережитого в мистерии странствования по нижнему миру и небесным пространствам, напоследок одетый в небесную одежду, предстает пред общиной и почитается ею как Бог. Таким образом, для всякого человека открыта возможность путем подражательного переживания и воскресения божества достичь обожения и в этом качестве освободиться от власти судеб, господствующих над природным миром.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #185 : 21 Март 2008, 20:41:38 »

Простите за грубость и упрощенность формулировок и описаний.

Все сложнее, но на уровне основных тезисов (с учетом необъятности предмета) может служить отправной точкой разговора.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #186 : 21 Март 2008, 20:55:18 »
Теперь о христианстве и о ТАИНСТВАХ.

В мистериях представление о высшей жизни исходит из простого вневременного противопоставления материального и духовного. Суть происходящего – трансформация-преображение материального в духовное. (если грубо определять).

В христианстве иное. Тут другая база, другой фундамент.
Христианское мироощущение – это восприятие мира в эсхатологических категориях. История мира не замкнута, а развертывается вперед к эсхатологической перспективе.

Тут совершенно иное противопоставление низшего и высшего. Это не антагонизм материального и духовного, а противопоставление настоящего и будущего (низшему настоящему противостоит высшее будущее).

Поэтому основа таинств  – это как бы фиксация будущего в настоящем. Поэтому, христианская мистика – это, во многом, переживание будущего и вечного в настоящем и временном.

Важный момент – то, что и настоящее и будущее уже в наличии. Реальность будущего (Царство Божие) – не дело рук самих верующих, а результат Божественной Воли, Божественной Деятельности. Это прямая реальность, та, которая от Бога, а не творение личной (замкнутой в пределах индивидуальной души) реальности путем особых переживаний. Поэтому таинства (при наличии веры) объективны, не связаны прямо с наличием или отсутствием мистических состояний.

В них та действительность, что существует для чувственного восприятия, замещается той, которая существует для мышления, прозревающего час мирового времени.

Приблизительно так (не придирайтесь особо, пожалуйста).





Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #187 : 21 Март 2008, 20:55:31 »
Цитировать
Для начала имеет смысл сравнить мистериальный подход с ГРУБО-МАГИЧЕСКИМ.
Maska, начнем с того, что так можно и христианские таинства низвести до "шаманских" камланий. Что кстати многими успешно осуществляется.
 Далее. Совершенно неверно утверждать, что Символ в итоге  возвышается до уровня действительности - символ есть способ указать на действительность.
Цитировать
Главное условие действенности здесь - наличие реального мистического опыта, пережитого надлежащим образом.
Снова не так. Суть участия в мистериях - приобретение мистического опыта и трансформация, преображение миста.
В контексте темы психологии Юнга - трансформация личности (индивидуация) не предварительное условие прохождение анализа, а желанный результат.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #188 : 21 Март 2008, 21:05:05 »
Цитировать
Реальность будущего (Царство Божие) – не дело рук самих верующих, а результат Божественной Воли, Божественной Деятельности.
Это Вас куда-то уносит - что же от нас с Вами ничего не зависит?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #189 : 21 Март 2008, 21:09:32 »
Цитата: Gior
Суть участия в мистериях - приобретение мистического опыта и трансформация, преображение миста.

Я это и имела в виду, говоря о  наличии реального мистического опыта, пережитого надлежащим образом. Трансформация, преображение как итог - все так.
« Последнее редактирование: 21 Март 2008, 21:31:52 от Maska »

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #190 : 21 Март 2008, 21:14:17 »
Так это не главное условие, а результат правильно пережитой мистерии! Разница принципиальная!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #191 : 21 Март 2008, 21:14:26 »

Цитата: Maska
Реальность будущего (Царство Божие) – не дело рук самих верующих, а результат Божественной Воли, Божественной Деятельности.

Цитата: Gior
Это Вас куда-то уносит - что же от нас с Вами ничего не зависит?

От нас многое зависит. Но Царство уже есть. Для того и Бог воплотился, чтобы Царство было.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #192 : 21 Март 2008, 21:23:38 »
Цитата: Gior
Так это не главное условие, а результат правильно пережитой мистерии! Разница принципиальная!

Условие действенности.

А если мистерии "неправильно пережиты". Есть действенность (результат), или нет?

Вот случай с причастившейся девушкой - она "правильно" переживала, или "неправильно"?  Приобрела она мистический опыт, трансформировалась?

В ее случае мистических переживаний не было (я слышала ее рассказ), а действенность была - сны ушли. Она на каком-то скрытом от нее самой уровне все-таки претерпела метаморфозу души. Это как чудо божественной благодати.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #193 : 21 Март 2008, 21:24:25 »
Для того и Бог воплотился, чтобы Царство было.
Нет. Помните как говорил Предтеча:  приблизилось Царство Небесное.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: исихазм и психология Юнга
« Ответ #194 : 21 Март 2008, 21:32:22 »
Цитата: Gior
Так это не главное условие, а результат правильно пережитой мистерии! Разница принципиальная!

Условие действенности.

А если мистерии "неправильно пережиты". Есть действенность (результат), или нет?
Maska, либо мы запутались в терминах, либо Вы смешиваете причину и следствие. Мистерия не самоцель, а средство.

Вот случай с причастившейся девушкой - она "правильно" переживала, или "неправильно"?  Приобрела она мистический опыт, трансформировалась?
Порядочный врач заочно обычный диагноз ставить не станет, а Вы хотите, что бы той девушке поставили мистический диагноз?

PS Хотя скорее всего там мистика вообще не при чем была.