Исихазм

Автор Тема: исихазм и психология Юнга  (Прочитано 110104 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #15 : 16 Август 2005, 13:21:16 »
Если говорить о сочинениях К.Г.Юнга, то то в них можно найти много противоречий. Его взгляды, в т.ч. и на религию, были весьма различны на протяжении жизни (85 лет!). Это неплохо иллюстрирует его книга "Воспоминания, сновидения, размышления". Подчеркну, что религиозные взгляды доктора (так он себя называл и так себя осознавал) были сложны, основаны на личном, в первую очередь, опыте. Юнг страдал от того, что его пытаются понять однобоко и догматически, говорил: "Они сожгли бы меня, как средневекового еретика!" Доктор намеренно устанавливал связь между психологией и теологией, подчеркивая необходимость размышления и понимания там, где христианство требует лишь веры. В научных работах доктор редко говорил о Боге, он предпочитал термин "образ Бога в человеческом сознании". Надо полагать, что детские религиозные переживания Юнга оказали определяющее влияние на его дальнейшую религиозную жизнь. В детстве многократно ему снился подземный храм-могила, в котором на золотом троне восседал огромный идол в виде ритуального фаллоса с одним глазом на голове, смотрящим вверх. Голос матери в этот момент говорил ему, что это людоед, но в сознании маленького Юнга этот образ сливался с образом Христа, мрачного монаха-иезуита и смерти. Христос для Юнга, по его словам, так никогда и не стал вполне реальным, приемлемым, любимым, т.к. он снова и снова думал "о его(Христа) подземных свойствах", о Боге Смерти. Богослужения по виду смешивались для него с похоронами, евхаристия с каннибализмом.
 В самом общем виде можно сказать, что для Юнга Бог включал в себя, т.о. Темную Сторону. Разделяю мнение тех исследователей работ доктора, которые считают его гностиком (по характеру доминирующих воззрений). Условно можно выделить три периода жизни Юнга и его творчества. В первый период Юнг работал под началом знаменитого психиатра Блейлера, создателя термина "шизофрения", был его "правой рукой". Тогда же создал свой "ассоциативный тест" для выявления "автономных комплексов бессознательного" (о них лучше говорить отдельно), роль которых в происхождении душевных заболеваний считал ключевой. ...
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #16 : 17 Август 2005, 17:21:52 »
Где-то десяток лет назад я столкнулся в ФИДО с проповедниками гностицизма, в толковании Юнга (я назвал это учение юнгианством)
Но тогда я неподозревал что оно такое живучее.
И я согласен с Наталiей:
Цитировать
"Может нынешние последователи Юнга через несколько лет станут усердными прихожанами."
Это у них от незнания христианства.

Евгений

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #17 : 17 Август 2005, 21:33:04 »
Наталiа писала: "душа проста и не может разделиться"
  С этим утверждением нельзя согласиться и вот почему. Люди, страдающие психическими расстройствами из круга шизофренической патологии обнаруживают как раз РАСЩЕПЛЕННОСТЬ, диссоциацию психических процессов и, следовательно, могут иметь одновременно противоречащие друг другу мотивации, крайне двойственные установки, в т.ч. и в отношении религии. Шизофреникам свойственны довольно часто синкретические воззрения. Это непонятно более-менее здоровым людям,- как можно любить и ненавидеть ОДНОВРЕМЕННО (не по очереди!), проявлять жалость и жестокость, кусать и целовать и т.п. Так вот второй период жизни Юнга накануне Первой Мировой войны был переломным,- у него произошла глубокая метаморфоза мировоззрения, причем вызвана она была, по-видимому, острым психическим расстройством (по современной классификации это был бы, вероятно, т.н. шизоаффективный психоз). И вот когда психоз отзвучал, тогда Юнг и обратился к глубинному изучению бессознательного и его работы стал пропитывать "мистицизм-эзотеризм", стал интересоваться всерьез алхимией, восточными учениями, культурой первобытных народов, гностиками, масонством и т.д. Т.о. работы Юнга до 1913 г. и после 1917 г. нужно оценивать, на мой взгляд, совершенно по разному. Критика "духовности его воззрений" зиждется у православных на 99% на базе отдельных еретических цитат из работ второго, "эзотерического" периода его жизни. Хотя, например мне, как врачу,  гораздо интереснее его ранние труды: "Работы по психиатрии",  очень любопытная диссертация (Юнгу было 25-27 лет) под названием "К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов", "Метаморфозы и символы либидо",  и другие, уже изданные на русском языке...
 Что касается поздних работ, то их можно читать выборочно, "с разумением" избегая религиозных и духовных аспектов, фильтруя "гностическую ересь" :D  :D
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #18 : 19 Август 2005, 18:05:10 »
Дискуссия об одержимости была отделена в тему
"Одержимость или психическое заболевание?"
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=2974#2974

Ksenia

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #19 : 22 Август 2005, 01:59:55 »
Вы нашли Истину, Lilya? С помощью Юнга???
:))))))
ПоделИтесь, а! Ну пожааалуйста!
:))))
Мне за 5 лет фанатично-запойногого чтения Юнга на психфаке много чего удалось у него найти, но Истину...

Уже позже, придя, слава Богу, в Православие, я поняла, что не мог Юнг, получив-таки христианское воспитание (хоть со всеми недостатками и перегибами) избавиться от всегда и всюду сопровождавщего его ореола Божественно/нуминозной тайны, однако ж все его труды и находки - прах и пепел пред лицом Живого Бога!

Karras

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #20 : 30 Август 2005, 10:36:02 »
А у меня 10 лет практики осознанного сновидения. Юнг мне дал очень много для понимания того, с чем сталкиваюсь. Возможно, для "чистого" исихаста, которому ничего больше не интересно он и не подойдёт. Но я бывший маг. Мне он вообще был жизненно необходим =)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #21 : 30 Август 2005, 11:13:20 »
Karras, а что Вам дали 10 лет практики осознанного сновидения?

Karras

  • Гость
исихазм и психология Юнга
« Ответ #22 : 30 Август 2005, 12:45:43 »
Цитировать
Karras, а что Вам дали 10 лет практики осознанного сновидения?


Сложный вопрос =) Много дали. И хорошего и плохого. Когда в христианство ушёл, то думал, что только плохое, конечно, но это у всех так поначалу =) Я ж с детства занимался всякой такой ерундой. Совсем малым меня инопланетяне итересовали, потом решил, что их природа вовсе не инопланетная и занялся демонологией и магией =) И ещё в школе заинтересовался осознанными сновидениями, которые и стали моим самым большим увлечением. А когда решил навсегда забросить все такого рода практики, то через некоторое время понял, что от меня в этом случае мало что останется. Ведь за столько лет осознанное сновидение стало уже вовсе не просто желанным и достижимым упорной практикой состоянием, оно стало естественным состоянием. Отказаться от него - всё равно, что отрубить себе правую руку =) Или выколоть лишний глаз, так, наверное, вернее =) То, что вокруг много людей обходятся без него, это ведь не аргумент? =) Мне ведь, действительно, интересно как там всё устроено, что происходит "по ту сторону" сознания. Вот знания об этом плюс уникальный опыт, в том числе и тот, что обычно добывают исихасты (правда я с белым светом впервые столкнулся на пике ломки от ухода из магии, он как будто пожалел меня, вынырнув в сновидении из облаков и указав путь, по которому стоит пойти. Тогда я ещё не думал, что стану православным), всё это и есть те сокровища, которые добываются в сновидениях =) Тут слишком много надо рассказывать, а если нет, то лучше вообще промолчать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #23 : 12 Декабрь 2005, 12:59:50 »
Человек становится больше. То, что было достижением единиц, спускается в массы, проникает в массовое сознание. Конечно, в этом процессе происходит уплощение и опошление первичной силы и знаний: закрывается самый верх, приоткрывается некий потаенный "подвал" - о нем знали подвижники прошлого, - и теперь через множество щелей,  одну из которых расковырял психоанализ, обитатели подвалов человеческого сознания выползают наружу.

Человек становится больше, и подвалы его сознания, раньше крепко задраенные запретами, где под спудом варилось месиво страстей и инстинктов, - это тоже он - человек, его бытие, теряющее свою потаенность.

Низшая часть души человеческой приобретает свободу... Это означает только одно - незамеченное ни Ницше, Ни Фрейдом - приближается Царство Божие, Дух Святой нисходит на землю, и высшая часть человеческой души раскрывается под потоками живительной влаги и света. Но сие узреть сложнее, зато легче рассмотреть под ногами вскипающую грязь.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #24 : 13 Декабрь 2005, 09:48:41 »
Наталia,
Цитировать
Иначе будет восстание рабов. Ее следует подавлять или вообще не обращать внимания.

"Подавлять и/или не обращать внимания" наилучший способ получить восстание рабов! Или остатся калекой!
Развивать = очищать, облагораживать.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #25 : 13 Декабрь 2005, 12:42:25 »
Тут что, кто-то разбирается в современном психоанализе? Теорию объектных отношений исповедует?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #26 : 13 Декабрь 2005, 13:33:13 »
viktor, В смысле?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #27 : 13 Декабрь 2005, 15:30:21 »
Подавление "низа" - только временный этап, иногда неизбежный. Подавление еще больше извращает, цементирует и утрамбовывает естественные человеческие силы, подпавшие под грех. В результате образуется как бы "гиря-бомба", которая тянет вниз "верхи".  И когда-то взрывается. Полагаю, мы недавно были свидетелями именно такого взрыва на форуме.

3 варианта решения: 1) срезать "низ" - "отрезать" нижнюю часть себя и заниматься очисткой верхней части; 2) "высушить" нижнюю часть в результате многолетней аскезы; 3) очищать и преображать. Первый вариант малорезультативен - отрезаются ведь корни, а они из глубины начинают гнать новую, еще более густую поросль. Второй вариант в духовном плане может стать спасительным, а в земном - бесплоден. Он веден к развоплощению человека. Третий вариант - полагаю, истинно христианский и самый опасный... Именно его мы наблюдаем в современной жизни повсеместно - обычно видны его искаженные вторичные и третичные формы. Парадокс - совр.мир называется постхристианским... но это только поверхность!

Известный пример первого варианта: уход в монастырь через разрыв мирских связей и обнаружение спустя какое-то время в себе и в самом монастырском укладе всех проблем, которые мучали в миру. Пример второго варианта: монахи с большим стажем могут потерять реальное ощущение мира и часто оказываются беспомощными, когда вновь соприкасаются с ним.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #28 : 13 Декабрь 2005, 15:46:21 »
Цитировать
1) срезать "низ" - "отрезать" нижнюю часть себя и заниматься очисткой верхней части
= "Резервация" - государство в государстве, чреватое "восстанием рабов" :war  Потенциально клиенты Виктора. :schizo
Цитировать
2) "высушить" нижнюю часть в результате многолетней аскезы
= "Калека" (условно конечно). Если такое совершит неокрепшая душа - может почти ничего не остатся. "Высохнет" ВСЕ! :adieu
Цитировать
Очищать и преображать.
...
истинно христианский и самый опасный...
Именно так!

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

исихазм и психология Юнга
« Ответ #29 : 13 Декабрь 2005, 20:41:30 »
Тоже согласен...
Я понимаю занудные нападки на теорию либидо у Фрейда и его метапсихологию сектоподобного типа, но вот критика юнгианских взглядов мне не ясна. Чаще всего критикуются частичные и неправильно понятые аспекты его аналитической психологии, позитивные моменты отметаются. Складывается впечатление, что если ты христианин, то тебе ни психология, ни медицина, ни философия, ни навыки гармоничного общения с людьми, ни сексуальная грамотность и всё прочее не нужны. Только бесы справа и слева, молитва на устах и царский срединный путь под ногами в рай с очищенной голоданием по-православному плотью и душой с Типиконом подмышкой... Широко шагая, штаны порвёшь... А не признак ли гордости попытка утвердиться в своём средневековом, освященном Отцами, сознании, с высокой колокольни плюя на постмодернизм, биоэтику, субкультуры, избегая "собрания нечестивых" и проповедая свою истину? :saint
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...