Исихазм

Автор Тема: "Крыша"  (Прочитано 24127 раз)

Андрiй

  • Гость
"Крыша"
« : 18 Август 2005, 15:10:42 »
Доброго времени суток.
Решаюсь написать о нижеследующем. Практикую некоторое время занятия молитвой Иисусовой (ок. 3 мес.). Но не постоянно, с перерывами. Начиналось все очень хорошо, состояние при молитве было радостным, делал короткие "сеты", но по нескольку раз в день, как и рекомендует Игнатий Брянчанинов для новоначальных. Как вдруг однажды, после утреннего правила, я шел, совершенно в бодром настроении, завтракать (повторяю, настроение было абсолютно радостным), как вдруг как будто - вжжжжжжжжжих! как шлем надевают на голову, и чувствую совершенно непреодолимое чувство гнева. Оно необычное, это чувство, необычно именно своей немотивированностью и, как бы это сказать, резистентностью. Произошло это мгновенно, т.е. я сидел, улыбался, шутил, как вдруг бац! - и я это почти физически ощутил - приступило это чувство. Даже жена это сразу "просекла" - так я изменился. Ну ладно, думаю, потерплю. Молиться я тогда не мог, т.к. с женой шли по делам. Само - собою и прошло. Аналогичный случай повторился позднее, когда я утром отправлялся на работу. То же самое абсолютно. В метро меня "накрыло". Я "потер руки" - ну, думаю, сейчас я тебя молитвой Иисусовой "припечатаю" - стал молиться. Что такое! Гнев только усилился. И опять-таки это необычный гнев. Необычен его приход. Совершенно что-то  мне не знакомое, действительно как-будто не от мира сего. Полдня я ходил в таком состоянии - совершенно ничем не купирующемся. Молюсь - только хуже становится. Я устал и измотался жутко. А к вечеру - полегчало. Тогда я прервал молитву на некоторое время, и пару недель назад опять возобновил. И вот вчера днем, после очередного "сета", подступило ко мне какое-то гадкое, неприятное ощущение. Не знаю, как и сказать о нем. Тому, кто знаком с ощущением сильного страха во время сильного похмелья либо после 2-х, 3-х чашек кофе, это что-то подобное. А вечером, на вечернем правиле, вжжжжжжииих! - накрывает. Да так сильно, что я бахнулся на колени и так замер минут на пять. Страх жуткий, цепенящий просто. Это на самом деле страшно. Сердце бьется за 200 уд., сижу неподвижно, как кролик. Потом вспомнил слова "не прекращать молитву ни за что" и потихоньку, крестясь после каждой молитовки, продолжил. Так, в оцепенении и закончил правило. Всю ночь почти не спал, а сегодня опять терзаем весь день жутким чувством.
Много читал в нете о "страхованиях", но именно такого не встречал. Что это, братья? Помогите, подскажите, что делать?

vlad

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #1 : 18 Август 2005, 16:09:53 »
.....По поводу "страха Жуткого".......
1- страх после сильного похмелья-"...........скорее всего гдето в глубине  подсознания  он \страх\ есть\.Родовая травма-вообще, роды это травма\ или психическая травма в детстве, о которой вы забыли.
Просто быстро и оперативно будут доставать Вас через эту "болевую точку".
Я вам искренне соболезную , прсто знаю  что это такое...словами не описать ......
======
Но как говорится ,выше Рая и ниже Ада не попадешь..........
Советовать не советую , ....но просто почитайте Святых отцов.....поразмышляйте на эту тему ....Но не в коем случае не гневайтесь ......а молитву.........через некоторое время ....с осторожностью...

Эх ,духов ника ,бы опытного ...........
======
А так вообще ..."нашего полку прибыло " поздравляю!!! :lol

Андрiй

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #2 : 18 Август 2005, 16:17:45 »
Влад, здравствуйте!
Вот и первая ласточка, как приятно. По поводу "Эх, духовника бы..." раз 100 за сегодня вздохнул, да-с. Возможно, он бы мою проблему двумя фразами и улыбкой бы исправил, а так...тяжело, конечно. Понимаете по поводу похмелья? Ага. А то не все понимают. Просто у всех по-разному это состояние протекает, а у меня... Просто в бараний рог скручивает, только и можешь, что бухнуться на кровать и скулить. Страх просто жуткий, первобытный какой-то... Мысли все в разные стороны, хаос, сумбур...
Да, небольшое добавление. Вчера, собственно, гнева никакого и не было. Было ощущение, что "крышу срывает", причем совершенно четко и ясно. Вроде я, а вроде и совсем не я -  осознаю, что могу сделать сейчас что-то безумное, страшное, что кто-то внутри меня может это сделать. Совершенно точно помню, что очень сильно пожалел, что нету наручников - пристегнуться к батарее. На всякий случай. Сейчас день, 16.15. Чуть-чуть легче стало, даже улыбаюсь иногда. Разговариваю с людьми, но не очень помогает.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #3 : 18 Август 2005, 16:19:49 »
Многие в начале пути встречаются с подобными искушениями, хотя проявляется это по разному. Это значит что змия потревожили, задели за живое. Главное - не устрашиться и неспеша, но настойчиво и не оставляя молитвы продолжать.

"Сатана, видя разрушение своего храма страстей, равнодушным не остается. Он каждый момент измышляет новые и новые способы борьбы, а благодать, назидания ради, попускает человеку быть искушенным. Видя обессиливание страстей, сатана начинает устрашать делателя молитвы через воображение, являясь ему в чудовищных видах, желая навсегда отторгнуть человека от молитвы, или хотя бы на время, или хоть на минуту. Когда сердце человека начинает участвовать в молитве, то сатана, видя это, понимая кратковременность своего пребывания в таком сердце, злобствует и скрежещет зубами подобно царю, прогоняемому с трона, теряющему свою державу." (Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) )

"По душеспасительнейшему действию на нас молитвы вообще и памяти Божией или молитвы Иисусовой в особенности, как средства к пребыванию в непрестанном соединении с Богом и к постоянному отражению нападений врага, занятие молитвой Иисусовой особенно ненавистно диаволу. Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола. "Весь подвиг и все тщание нашего супостата, - говорит преподобный Макарий Великий, - заключается в том, чтобы мысль нашу отвратить от памятования Бога и от любви к Нему" (свт. Игнатий (Брянчанинов))

Андрiй

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #4 : 18 Август 2005, 16:22:52 »
Евгений, спасибо.
А пройдут ли такие искушения и сколько по времени они могут длиться? А на родственников не может распространяться? А может, я просто излишне истерю? Может, надо "с юморком" к себе попытаться, как советует в одной из тем Александр?

Лена

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #5 : 18 Август 2005, 17:11:59 »
Меня так накрывал блуд. Но я к молитве голодала и не давала себе спать. Мучилась около недели, боялась, крышу снесёт, а потом, за молитвы духовника, отпустило. Вот только молитву не велели бросать ни за что. Умирай, но делай. Многие похожее говорили, у кого что. Только надо сразу бежать на исповедь, не тянуть. Как накрыло, так и бежать. Нет своего-к любому, батюшка, выслушайте.
Помоги Господи!

Anonymous

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #6 : 18 Август 2005, 17:37:19 »
Такие искушения проходят не сразу. Возможны рецидивы. Если молитва будет построена правильно, сила рецидивов будет уменьшаться. С искушениями на таком уровне, как у Вас, бороться надо благодатью Божией. Если Вы не чувствуете явного присутствия помощи Божией и благословения свыше, подвизаться надо очень осторожно. Гнев и страх поднимается снизу. Следует развивать и успокаивать свой ум, чтобы он мог отстранено и непоколебимо наблюдать за выплеском страстей. И ум должен быть углубленным, а не тем поверхностным, который мы называем "крышей". Надо потратить время и силы на очищение, развитие и углубление ума вкупе с самоконтролем. Приступы гнева налетают внезапно и мощно, но и уходят они быстро, если нет страха.

Alexander

Андрiй

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #7 : 18 Август 2005, 17:57:02 »
Спасибо Лена и Гость.
К батюшке сходить - вообще мысль неплохая, я за своим страхом вообще генерировать идеи потерял способность.
Ув. Гость - "Следует развивать и успокаивать свой ум, чтобы он мог отстранено и непоколебимо наблюдать за выплеском страстей. И ум должен быть углубленным, а не тем поверхностным, который мы называем "крышей". Надо потратить время и силы на очищение, развитие и углубление ума вкупе с самоконтролем" - как это? Если можно литературку, а лучше - "на пальцах", обожаю примеры. Заранее премного благодарен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #8 : 18 Август 2005, 17:58:38 »
Цитата: Андрiй
А пройдут ли такие искушения и сколько по времени они могут длиться? А на родственников не может распространяться? А может, я просто излишне истерю? Может, надо "с юморком" к себе попытаться, как советует в одной из тем Александр?


Не стану Вас обнадёживать, Андрiй. Это искушение пройдёт, за ним придёт другое. Иногда и на родственников распространяется. Главное - знайте что всё это попускается Богом для вашей же пользы - здесь проявляется и постепенно укрепляется Ваше полное самоотвержение и вера.  Господь не попустит Вам искушения больше ваших сил, хотя иногда могут быть и падения. Любой страх за себя, саможаление - и Вы отброшены назад. Это война, духовная брань. С боевым крещением! Держитесь!

"Чадо, аще приступаеши работать Господеви Богу, уготовь душу твою искушениям"

vlad

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #9 : 18 Август 2005, 18:35:58 »
.....Ну, вот ты брат и ожил немного............
Все советы хорошие ......Но это чуть позже.....
Когда человека ударили ломом по голове "ни за что"
,ему сначала "отлежаться" нужно......и поговорить со товарищи-а это самое главное лекарство сейчас....
=====
С ВЕЛИКИМ ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ!
И МИЛОСЕРДИЯ БОЖИЯ.......для нас грешных.....
Помолимся за раба Божия Андрiя........
vlad

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #10 : 18 Август 2005, 21:45:42 »
Здравствуйте Андрiй! Возможна и медицинская трактовка того состояния, которое вы описали. Например, в результате концентрации ума на области сердца у некоторых людей возникает приступ т.н. пароксизмальной тахикардии (очень вероятно, т.к. пульс у вас был около 200 уд.мин.), обычно это сопровождается сильным страхом и длится недолго. Неплохо бы обследоваться у кардиолога.
 Другой вариант трактовки - у вас развивается так наз. паническое расстройство, об этом можно будет с большей долей уверенности сказать, если приступы потеряют связь с молитвенной практикой и будут возникать сами по себе. Тогда нужна помощь психоневролога, желательно специализирующегося на данных расстройствах. Искренне надеюсь, что причины всё же духовные и медицинская помощь не понадобится, но про её возможность забывать не стоит. Более подробно если, пишите на моё мыло. С уважением.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #11 : 18 Август 2005, 21:51:40 »
"Позаботимся изгнать духов, вошедших в нас, по причине небрежения нашего, молитвой Иисусовой [53]. Она имеет свойство оживлять умерщвленных грехом, она имеет свойство изгонять бесов. Аз есмь, сказал Спаситель, воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет [54]. Знамение веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут [55]. Молитва Иисусова и открывает присутствие бесов в человеке и изгоняет их из человека. При этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня. Когда отрок увидел пришедшего Господа, дух стрясе отрока, и пад на земли, валяшеся пены теща. Когда Господь повелел духу выйти из отрока, дух, от злобы и лютости движения, при которых он вышел, возопил, сильно и продолжительно потрясал отрока, от чего отрок сделался как бы мертвым [56]. Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемой и непонимаемой, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводить всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: "Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны - и исходят от призывания сего имени" [57]. Это значит: действие страстей и демонов - совокупное: демоны действуют посредством страстей. Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей, не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу к тщательнейшему молению именем Господа Иисуса, как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие. Говорит святой Иоанн Златоуст: “Памятование имени Господа нашего Иисуса Христа раздражает на брань врага. Ибо нудящаяся к молитве Иисусовой душа все может обрести этой молитвой, и злое и благое. Во-первых, она может усмотреть зло во внутренности сердца своего, а потом добро. Молитва эта может привести в движение змея, и молитва эта может смирить его. Молитва эта может обличить живущий в нас грех, и молитва эта может истребить его. Молитва эта может привести в движение всю силу врага в сердце, и молитва эта может победить и искоренить ее мало-помалу. Имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, смирит владеющего пажитями его змея, а душу спасет и оживотворит. Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотят сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два во едино. Впрочем это дело совершается не в один день и не в два дня, но требует много годов и времени: много нужно времени и подвига, чтобы был изгнан враг, и вселился Христос" [58]. Очевидно, что здесь описано то делание, с ясным указанием на орудие делания, о котором говорит и к которому приглашает преподобный Макарий Великий в 1-м слове своем: "Вниди ты, кто бы ни был, сквозь непрестанно возрастающие в тебе помышления к военнопленной и рабе греха душе твоей, и рассмотри до дна мысли твои, и глубину помышлений твоих исследуй: и узришь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убившего тебя отравой частей души твоей. Неизмеримая бездна - сердце. Если убьешь змея, то похвались перед Богом чистотой твоей; если же нет, то смири себя, молясь, как немощный и грешный о тайных твоих Богу" [59]. ...  На основании этих понятий святые Отцы дают молящемуся молитвой Иисусовой следующее душеспасительнейшее наставление: "Душа, если не поболезнует весьма значительно о неотвязчивости греха, то не возможет обильно возрадоваться о благости правосудия. Желающий очистить сердце свое да разжигает его непрестанно памятью Господа Иисуса, имея единственно это непрерывающимся поучением и делом. Те, которые хотят отвергнуть свою ветхость, не должны иногда молиться, а иногда нет, но непрестанно пребывать в молитве блюдением ума, хотя бы они и находились вне молитвенных храмов. Намеревающиеся очистить золото, если и на короткое время попустят угаснуть огню в горниле, то производят вновь отвердение в чистящемся веществе: подобно этому памятствующий иногда Бога, а иногда непамятствующий, погубляет праздностью то, что мнит стяжать молитвой. Любодобродетельному мужу свойственно постоянно истреблять памятью Божией земляность сердца, чтобы таким образом зло мало-помалу потреблялось огнем памяти о благе, и душа совершенно возвратилась в естественную свою светлость с великой славой. Таким образом ум, пребывая в сердце, чисто и непрелестно молится, как тот же святой (Диадох) сказал: тогда молитва бывает истинной и непрелестной, когда ум, в то время, как молится, соединен с сердцем" [61]. Не устрашимся, делатели молитвы Иисусовой, ни ветров, ни волнения! Ветрами называю бесовские помыслы и мечтания, а волнением - мятеж страстей, возбужденных помыслами и мечтами. Из среды свирепеющей бури, с постоянством, мужеством и плачем будем вопиять ко Господу Иисусу Христу: Он воспретит ветрам и волнам, а мы, опытно узнав всемогущество Иисуса, воздадим Ему должное поклонение, глаголюще: воистину Божий Сын еси [62]. Мы сражаемся за спасение наше. От победы или поражения наших зависит наша вечная участь. “Тогда, - говорит преподобный Симеон Новый Богослов, - то есть, при упражнении Иисусовой молитвой, бывает брань: лукавые бесы ратуют с великим возмущением, производят действием страстей мятеж и бурю в сердце, но именем Господа Иисуса Христа потребляются и разрушаются, как воск от огня. Опять, когда они будут прогнаны и отступят от сердца, то не престают от брани, но возмущают ум внешними чувствами извне. По этой причине ум не очень скоро начинает ощущать тишину и безмолвие в себе, потому что бесы, когда не имеют силы возмутить ум в глубине, то возмущают его извне мечтаниями. И потому невозможно освободиться вполне от брани, и не быть ратуему лукавыми духами. Это свойственно совершенным и тем, которые удалились вполне от всего и постоянно пребывают во внимании сердца" [63]."
(свт. Игнатий (Брянчанинов), Слово о молитве Иисусовой)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #12 : 19 Август 2005, 02:13:44 »
Цитировать
Надо потратить время и силы на очищение, развитие и углубление ума вкупе с самоконтролем" - как это?


Поскольку я наблюдал у себя, как едет крыша :), и наблюдал у других... с большой долей уверенности могу сказать, что  необходимо иметь ровный и спокойный ум, который способен смотреть как бы со стороны за хаосом в голове и разрушением "крыши" для внешнего человека. А при ощущении недолжного развития процесса может выйти из опасного переживания. Ровность, тишина, охватность, способность наблюдать - все это дело воспитания нашего ума. Человек, ментально развитый, имеет такие способности, но ум его жестко схвачен - образно: дом построен, крыша надежна и никогда никуда не поедет (за искл. экстрима) - получается "хорошая" тюрьма, из которой уже не выбраться. Нам же требуется развивать полезные способности, но при этом ум должен быть не зацементированным, подвижным и глубоким. Другая важная способность ума - это не потакание своим эмоциям и страстям. Контроль над чувствами позволяет угасить фонтанирующую силу страха. Одно только знание о том, что чувства контролируются, имеет большую сдерживающую силу! И наконец, самое важное - доверие Богу, Который ведет нас. Доверие Богу и умственное трудничество - воспитание своего ума и, конечно, чувств.

Андрiй

  • Гость
"Крыша"
« Ответ #13 : 19 Август 2005, 13:43:59 »
Доброго времени суток.
Спасибо всем, братья и сестры, кто откликнулся - как приятно, когда "услышан глас вопиящего". Спасибо еще раз.
Владик, это потрясающе - у нас с тобой не только одинаковотекущий "похмельный синдром", но и "по поводу лома" - прямо в десятку угодил из арбалета. Слово - сила, что тут еще добавишь...
Виктор, по поводу мед. проблем: по поводу тахикардии - она имела место не только тогда, в "пиковый" момент, но и весь последующий день. Сердечко скакало, шалило, но это не суть, такое со всеми бывает (влюбленными, например...:-))). Тут "соль" в состоянии "Я - не Я". Это я так его придумал, возможно, в медицине оно и носит другое название, более благозвучное. Повторюсь, "Я - не Я", это когда ты не полностью себя контролируешь, не до конца, не на все 100%. Т.е., к примеру, чувствуешь, что во время разговора с начальником можешь что-нибудь матерное, дикое, ругательное заорать ему в лицо (без особой причины, конечно). Либо сидишь себе и вдруг представляешь, как будто можешь сейчас побиться головой об стенку - нечто подобное, короче...И так вот, в таком вот "насторожении" к себе и испугом пребываешь, ожидая, как бы чего не "отчебучить". Однако, время идет, не "отчебучиваешь" и потихоньку становится спокойнее, потише, хотя это ощущение несамоконтроля сохраняется полностью и сердечко стучит. Кстати, вчера вечером я выполнил облегченное вечернее правило, с некоторой небрежностью, дабы не "сочувствовать сердцем" и лег спать. Я струсил, проще говоря. А утром сегодня опять полное утреннее правило, молитва Иисусова, настроение было просто превосходное, но потом "Я - не Я" вернулось опять, хотя и в легкой форме. Буду пока так идти, а там посмотрим. Без духовника, конечно, тяжело. Без опытного духовника.
Евгений, спасибо тебе за подборку. Да, нечто подобное я, конечно, читал и с теорией знаком. Но вот когда подходишь к практике, так просто СОВСЕМ другое дело. Но зато и в этом есть масса положительных примеров, может быть, как-нибудь разовью эту тему с тобой, если буду в "поэтическом духе" :-)))
Александр. Да. Свойственна мне мнительность, некоторая неспокойность и т.д. Надобно, надобно себя понуждать к спокойствию. Ну просто никак иначе, сдается мне, не продвинешься вперед. А может быть, это главное в воспитании моего нрава - спокойствие? Может для этого и попускается все сие? Будем дерзать, други мои.
Всем еще раз спасибо. Да, чуть не забыл. После "позавчерашнего" понятие "духовный подвиг" приобрело для меня примерно те формы, коими они, пожалуй, и должны быть. Всем, прошедшим оное или нечто подобное - мой низкий поклон!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

"Крыша"
« Ответ #14 : 19 Август 2005, 20:14:19 »
Андрiй, писал:

Цитировать
Тут "соль" в состоянии "Я - не Я".


«Внешний человек» не замечает в своей жизни своего «внутреннего человека» и считает себя полновластным хозяином дома. «Я – Сам» - вот жизненная позиция внешнего человека. Но «внутренний человек», все-таки, невидимо (сокрыто) живет в доме и, если он возрастает и укрепляется, то возникает между «соседями» конфликт. Наш внешний человек начинает терять власть в доме, у него уходит почва из под ног. В Библии два наших человека ярко представлены в образах Саула и Давида.  

Цитировать
Повторюсь, "Я - не Я", это когда ты не полностью себя контролируешь, не до конца, не на все 100%. Т.е., к примеру, чувствуешь, что во время разговора с начальником можешь что-нибудь матерное, дикое, ругательное заорать ему в лицо (без особой причины, конечно). Либо сидишь себе и вдруг представляешь, как будто можешь сейчас побиться головой об стенку - нечто подобное, короче.


Вот он сам конфликт. До этого два наших «человека» (наше сознание и подсознание) жили параллельно.  Наступает момент, когда они встречаются в одном доме, и их жизнь переплетается. Внешний человек (хозяин) негодует, срывается в вспышках ярости.

Цитировать
Однако, время идет, не "отчебучиваешь" и потихоньку становится спокойнее, потише, хотя это ощущение несамоконтроля сохраняется полностью и сердечко стучит.


Внешний человек и внутренний остаются в одном доме. Потихоньку конфликт утихает, потому что внешний человек постепенно «тлеет», чахнет,  а   внутренний – «со дня на день обновляется» (2 Кор.4,16). Так внутренний человек становится хозяином дома.

«Да даст вам  (Бог), по богатству славы Своей , крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3,16).