А так, конечно, это все только мое мнение, которое я имею, чтобы как-то ориентироваться в сложных явлениях духовной жизни. И естественно, что оно далеко не полное. Вообще, чем больше мнений узнаешь по данному вопросу, тем более глубокую теорию можно построить.
Хорошо, что такая тема затронута. Если следовать статьям, предложенным
viktor'ом, то придётся признать, что бесов нет и аскеты боролись с тенью своих мыслей. Постепенно настоящая жизнь мира покажется всё более благополучной, движимой естественными факторами, а её "антропологический" ужас перестанет быть очевидным (видимым) по причине собственной любви к этому "ужасу" комфорта. Почему бы, например, не предположить, что бесы не так глупы, чтобы открывать свои карты и являть себя с помощью слишком внушаемых женщин? Быть может эти все лаяния, корчи и т.д., в которые впадают по внушению, есть лишь "дымовая завеса" над тем, что происходит более глубоко? Например, развивая мысль, предположим, что скоро законом запретят помогать бесноватым в монастырях. Как это чувствуется? Тем более, что сами православные психологи скажут: "Да, да, это просто болезнь от внушения..."
То, что сказала
Наталia кажется более близким к истине:
у меня было один раз такое ужасное состояние 3 дни и 3 ночи, что не могла ни есть ни спать, и не потому, что молилась или подвиги духовные совершала, а потому что выбрала неверный путь в жизни.
И вместе с тем, очевидно, что много людей поддаются внушению и становятся жертвами собственных навязчивых мыслей. Постойте, а кто их навязывает? Страсти, скажем мы и послушаем Иоанна Лествичника: "Страсти суть бесы". Опять невязка для светского истолкования. Далее, если люди действительно обмануты, то кто есть "отец лжи"? Или ложная мысль сама рождается?
Может быть поставить вопрос так: "Как лучше всего помогать людям, попавшим в такое положение?". Я пару дней назад разговаривал с одним одержимым. Он два года почти не может ходить в храм - его выбрасывает (по его словам). Соответственно налицо и общий для всех одержимых признак этого состояния - притупы депрессии (отчаяния, полной потери надежды, уверенности в благе жизни) и страха. По его словам, его бес имеет имя -
Немощь. Такой же бес немощи, по его уверению, мучал пр.Амвросия Оптинского, а основывается это убеждение на простой логике: "Он же был святой - отчего ему с чистым естеством болеть, как не от беса?" Вывод крайне логичен и вообще, многие бесноватые уверены в своих выводах (наблюдение) и не стремятся искать дополнительную информацию. Здесь, кажется, действует более тонкий бес, пленяющий разум человека в простую мысль.
Как-то мне тоже пришлось столкнуться с регулярными приступами отчаяния и страха, являющимися, по свидетельству схиигумена Саввы, признаками наступающей на человека одержимости. Тогда я мучительно искал ответа на эти вопросы - бесы ли это или расстройство эмоций, ставших проводниками и любителями всяких диких, пугающих мыслей о том, что вот я сейчас себе выколю глазик авторучкой или закричу перед святыней, стукну соседа, спрыгну в зияющую пропасть с моста и т.д. Мне помогла простая мысль, что человек обязан бороться всем, что есть у него в распоряжении. Понадобились и телесные средства (валерианка) и психические (освободиться от слишком "духовного" воззрения и выйти в обычный строй светских мыслей, отрицающий всяких бесов, что, кажется, тоже помогало) и чисто аскетические (пост, небрежение помыслами, молитва - хотя неопытная и эмоциональная молитва с таким настроением может усугубить дело), и духовные (ценностное осмысление самих оснований напряжённых установок сознания и попытка сечь их корни - себялюбие, боящееся за тело, тщеславие, испуганное позором одержимости, самомнение, устрашаемое гибелью всех планов на жизнь и т.д.), и просто жизненные - найти человека, который не станет, как духовник, говорить, что это просто бесы (что не утешает нисколько =), а просто согреет своим чувством блага этой жизни и т.д. - всего не описать, поскольку вопрос идёт не на жизнь, а на смерть и "попавший" вынужден быть многоруким роботом с пистолетом, ножом, бритвой и т.д. В общем, победа над такими навязчивыми (маниакальными) состояниями страха и отчаяния лежит в победе над страстью, что их наиболее вызывает (кажется, что у меня это было себялюбие и тщеславие). А наилучший фон появления этих состояний - неопытная молитва, приводящая к мнению, т.е. взвинчивающая эмоциональную сферу. Этот фоновый фактор лучше бороть медикаментами. А молитва в таких тяжких условиях, очень быстро учится тому, как молиться правильно - иначе ведь с ума сойдёшь...
Впрочем, всё это к тому, что не нужно искать чисто рационального ответа на вопрос: "Одержимость или психическое заболевание?" - его просто нет, поскольку и то и другое есть цельное явление - явление обмана и повреждения человека и препятствие единения с Божеством, в чём всегда есть участие дьявола. Только вот меру этого участия знать и тем более ясно видеть нам не дано, да и незачем. У нас есть ум, воля, чувство, слово, наука, лекарства и т.д. и т.п. - это всё способно быть оружием человека, который не усыплён рационалистическими статьями психологов, но понимает, кому он противостоит и какова логика этого
кого-то в отношении глупых и умных, смелых и страшливых, сильных и слабых, эмоциональных и интеллектуалов и т.д.
Что касается слов
Наталii о том, что во власть зла можно войти просто выбрав неправильный путь своей жизни, то всякий, кто имеет духовный опыт и знает, что сердце человека часто не ему принадлежит и изменения (обретаются добродетели) в нём происходят только по-благодати (их появление всегда совершенно неожиданно и открывает новый, невиданный порядок чувств) или по воздействию страстей и др.факторов(исчезновение какого-либо доброго чувства, "видения", ведения), не зависящих напрямую от сознания и воли человека. И ещё - не нужно представлять бесов в качестве глупых драконов, пугающих старушек и пустынников 5 века. Сейчас своевременно представлять их как духов, владеющих всеми современными методиками психологической науки. Один взгляд из состояния Платоновского уловленного "бытия" (фактически из свободы бесстрастия) на мир и на себя говорит, что сейчас действуют самые злые духи на свете - тщеславие, самомнение, гордость. Тогда становится понятно, что наши рассудочные поиски и соображения - детский лепет, продиктованный этими же духами, только Промыслом Божиим направляемый к пользе
. Недостаток онтологического чувства цельности, единства всей жизни, всех дуновений бытия, недостаток веры учению своей Церкви приводит к поиску рациональных ответов на вопросы "Одержимость или психическое заболевание?".
Итак, моё мнение - несомненно действие злых духов, но не всегда такая одержимость, как её принято представлять по рассмотрению кликуш и т.п. Поэтому есть причина взбодриться - мы воюем не с ветряными мельницами
и это утешает веру, которая иногда ищет бури
, как будто в буре есть покой. Простите меня, братья и сестры, и помолитесь, чтобы мне воспрянуть после диагноза духовника: "Жизнь по вере есть, духовной жизни нет". Очень прошу. Имя настоящее.