Можно говорить о нескольких уровнях (способах) непринятия помыслов в бодрствующем состоянии. Чаще это достаточно внешний контроль, когда отмечаются и отметаются не сами помыслы и не приходящие извне (или возбуждаемые помыслами) страсти (именно внедрение страстей, проходящее незаметно, имеет частым следствием т.н. искушения во сне), а уже выращенные и укоренившие в уме мысли и страстные поползновения, задевающие плоть. Кроме того, при внешнем контроле часто создается только иллюзия трезвенного отношения к себе, когда игнорируется суета помыслов и буйство страстей.
При должном трезвении, когда приходящие помыслы не принимаются, остается большая вероятность, что они (помыслы) далеко не уходят и остаются как бы на периферии сознания. В момент засыпания их деятельность активизируются, и именно они ведут человека по искусительным снам. Посему надо учиться засыпать в утишенном и молитвенном состоянии, вверяя себя в руки Божии.
Плохие сны можно научиться пресекать и выходить из них сознательно и молитвенно.
Если не получается пресечь сон, когда неконтролируемая часть нас ублажается и не может (не хочет) расстаться с искусительными переживаниями, первое, что следует сделать по пробуждении, - это не унывать. Уныние вторгается властно и повергает, если не в депрессию, то в меланхолию, провоцируя упаднические настроения. Требуется смирение, т.е. понимание и мирное принятие ситуации такой, какая она есть. Ситуация принимается, а грех отвергается, поэтому вместе со смирением должно быть дерзновенное желание измениться, несмотря на все свои немощи. И огромное доверие Богу - такое доверие дарит тихую радость преодоления: "В Нем я смогу измениться!" Так можно быстро излечить негативные последствия дурного сна, не забывая его и не переживая заново в своих испугах и унынии.
Если не забывать сон, то при трезвении в бодрствующем состоянии можно поймать "за хвост" приходившиеся ночью в ярких соблазнительных образах нечистые силы. Посмотреть на них и сказать: "Ага! Оказывается в этот "невинный" разговор по телефону вплетены нити осуждения, зависти или похоти..." Или увидеть свою реакцию на взгляды лиц противоположного пола, или поймать себя за желание обаять... скажем, священника на исповеди. И т.п. Борьба с нечистыми силами, которые оказались "засвеченными", - уже другая тема.