Спасибо всем за отклик
постараюсь ответить подробно всем
Насчёт церкви и исповеди вы правы, и я в ближайшее время собираюсь исповедоваться. Только вот в чём? В том, что влюбился не по своей воле в девушку, что видел её во свете, что не думал о ней плохо, что лдна мысль о ней сжигала во мне все страсти, что я пытался установить с ней чисто духовные отношения?
Нечто похожее описано в "Пастыре Гермы". Грех ли это, если ты полюбишь существо противоположного пола не по своей воле? Грех ли это, если тебя эта любовь поднимает к Богу? Грех ли это, если ты хочешь просто разговора и глаз, чтобы узреть иной, возвышенный, неземной мир? Грех ли это, если мы чувствовали мысли друг друга, если мы затылком видели друг друга, и когда она проходила рядом, я даже физическим зрением видел, как между нами пробегали могущественные золотистые вольны такой силы, что меня физически качало из стороны в сторону так, что иногда было трудно ступать прямо? Грешна ли такая любовь, если она не направлена к физическому сближению, а к очищению и к совершенствованию души? Я ведь тогда был готов на любой благородный поступок. А вне этого чувства не уверен, что поступлю столь же благородно.
Ведь даже в Евангелии душа именуется невестой, а Христос - небесным Женихом? Это ведь намёк, что самая возвышенная форма земной любви есть аллегория и предчувствие Небесной Любви. Жених и Невеста, Любимый и Любимая... Не муж и Жена, а именно Жених и Невеста... А когда становишься Мужем и Женой, когда уже имеется физическая близость, когда налицо физические обмены, там уже пропадают небесные обмены, там уже понемножку сводится на нет Небесная Любовь между двумя личностями, там уже исчезает искание Бога через Возлюбленную, через её глаза ты больше не входишь в иной мир, в мир чистоты и Тайны... Была какая-та правда в Любви Рыцарей к дамам своего сердца, когда они любили возлюбленных так заветно, что никогда не дерзали приблизиться к ним физически, и через очищающий огонь любви к возлюбленной они постепенно поднимались к любви к Создателю, к любви Того, кто породил это прекрасное создание, они вдохновлялись на героические поступки и на подвиги. Конечно, рыцарство - это немножко внешнее проявление христианства, и для православия немножко поверхностное, но всё же аналогичное можно направить и во внутренний мир. Неужели эта сублимация чувства есть грех?
Вот над чем я сейчас размышляю, а то нет проблем, я сегодня же исповедовался бы. Но я хочу исповедоваться с сознанием своего греха, а не потому, что вообще так принято, что это грех, что просто все так говорят, и я должен говорить так же.
Да, конечно, наверное, человек может прямо направить свою любовь к Богу, без посредничества другого человека (без испытания чувства к противоположному полу), но согласитесь, что Бога любит всё же человек. Этот человек должен хотя бы сначала, на первом этапе свой любви к Всевышнему, переживать эту любовь по аналогии того, что он уже испытывал в жизни. А что в жизни испытывал человек, какие формы любви? Любовь к родителям, к сестре, к брату, к друзямь, к детям, к родине, к идее и т. д., но согласитесь, что всё же по силе, напряжённости и дерзанию никакая из этих форм не сравнится с духовной любовью к возлюбленной (к возлюбленному), и не зря часто используется в Евангелии эта аллегория, чтобы человек лучше почувствовал, что такое Любовь к Богу, на что она похожа! Любовь к Богу, наверное в миллион раз превосходит любовь к возлюбленной и по чистоте, и по качеству, и по силе, и т. д., но всё же Она похожа на своё земное отражение - на любовь к возлюбленной...
И кто исследует эти просторы и измерения духа? Всё так темно здесь. Легко споткнуться и упасть. Легко поддаться или под влияние страстей и превратить эту частицу божественного света в простую страсть, или же поддаться под стереотипы большинства, которые судят о любви лишь как о страсти, т. к. сами в жизни никогда не испытывали это чистое чувство к возлюбленной, и потому легко объявляют его прелестью и капканом дьявола. Неужели самакастрация, как например поступил Ориген, выше и лучше, чем сублимация земного чувства в божественное? Я хочу услышать ответы на свои вопросы не из праздного любопытства...
Если я на исповеди обращусь к священнику с подобными вопросами, он наверное не сможет меня исповедать, да и не будет в этом его вины, а только - моя, т. к. я сначала сам должен решить для себя, грех ли это, и когда пойму, что это всё - иллюзия, что я нахожусь в прелести, только тогда смогу исповедоваться всем сердцем...
Хотя те вопросы, которые я поднимал выше, уже не целиком относятся к сегодняшнему моему состоянию, на некоторые из них я уже смотрю с иного угла. Но всё же с большим вниманием услышал бы ваши ответы, которые исходят из вашего сердца (понимаю, что правильные ответы могут исходить только из полностью очищенного сердца, но всё же), а не из установившихся стереотипов...
Может, та форма возвышенной любви, которую я описал выше - эта будущая форма любви между мужчиной и женщиной? Может, в этом, в возвышенности, в возвышении от грубых страстей, в очищении чувства и через это - в очищении сердца, и лежит будущее человечества. Ведь Господь заповедал любить также ближних, но наша любовь пока сводится лишь к земным измерениям. Так неужели нельзя облагораживать это чувство? Неужели это - грех?
Да, я понимаю, и сам тоже чувствую, что раз я женат, раз дал слово, то не имею право любить другую, и в этом я грешен, но разве мне спрашивал кто-то, когда я влюблялся? Бог допустил, чтоб я влюбился. От меня ничего не зависело. От меня зависит лишь, что я сделаю с этим чувством. От меня зависит, не разлюбить свою жену, от меня зависит, не изменять ей с другой, от меня зависит, не разрушить семью, от меня зависит, любить детей... Даже если я умру, я не прейду своего слова, но любовью я не могу управлять... Управляемая любовь - это уже не любовь, чтобы очищаться и подниматься, Ты должен отдаться Любви, это Любовь должен управлять тобой, а не ты - Ей.
Извините, вот такой маленькое исследование вышло не нарочно. Просто я размышлял вслух. Я не стыдился этого, так как считаю, что нахожусь среди друзей, и Бог всё равно видит, о чём я думаю и размышляю, и видит, что коль страстным, грешным и слабым я не был, конечной целью моих исканий и страданий является Любовь, в самой возвышенной и чистой своей форме... Бог есть Любовь... И нет выше Любви ничего, кроме Любви...
Извините ещё раз. Это размышления вслух моей грешной души...
Наталiа
Наталия, вы писали:
Rino, я внимательно прочитала вашу историю про Незнакомку. Судя по-всему, она эти 2 года провела в отпуске по уходу за ребенком. То, что она поразила вас, несколько лет назад, это нормально. Так как беременная женщина излучает какую-то живительную энергию (наверное, потому что Бог ей дает для ребенка), а вы человек чувствительный, вот и восприяли ее. Вам стало хорошо - и "притянулись". А сейчас вы увидели, что теперь ничего-то в ней уже и нет. Только в памяти осталось воспоминание притягательной силы, а это как известно, наихудшие из помыслов.
Нет, вы ошибаетесь, Наталия. Она не была беременна и не ждала никакого ребёнка. Я разговаривал с ней всего 3-4 раза на улице, с продолжительностью около 5 минут каждый.
Я при первой нашей встрече посвятил ей стих. Русский язык не родной мой язык, и это был мой первый стих по русский (хотя на своём родном языке я писал много стихов и рассказов). Она вдохновила меня на творчество. В этом стихе в первой строке есть одна грамматическая ошибка, продиктованная рифмой, но увы, с ней я ничего не смог поделать, как и в жизни - с нашим ущербным отношением:
Я имени не знаю вашей -
Боюсь во сне проговориться.
И унесёт, ах сердце плачет,
Иного Берега зарница.
Не удостоюсь в этой жизни
Улыбки на вашем лице;
Но подожду на Той Отчизне,
Я подожду вас на крыльце.
И может Там Вы улыбнётесь,
Свободная от всех оков.
И может Там не отвернётесь,
Гоня прочь чёрных облаков.
Но так жить больше не смогу я
Без Вас, бездонных ваших глаз,
Со смертью жизнем поторгуя,
Любимая, и... в добрый час!
Я конечно, не собирался покончить с собой, это настроение бессилия, невозможности души изменить в этом падшем мире что-то, отчаяние из-за непонимания.
Она просто помогала в частном бизнесе своему брату. А потом просто заглядывала на работу лишь раз в две недели. Я тоже, нашёл что-то другое, и хотя деньги были очень нужны, мне было очень больно приходить на место работы, нашёл временно что-то другое, и там появлялся тоже раз в две недели. Мы видели друг друга лишь раз где-то в месяц и ли раз в два месяца. Я просто остыл немножко потому, что видел, что без понимания с её стороны, я бессилен долго удержаться. Любовь - это диалог между двумя личностями, взаимообогащение двух существ, взаимоуничтожение собственной гордости и эгоизма. Лишь Бог может любить полностью бескорыстно, без понимания с нашей стороны. А моя любовь, наверное, ещё далёк от совершенства, и пытается найти понимание с другой стороны. И когда я понял, что это невозможно, что для неё духовная сторона - второстепенная, я опять погрузился в молитву, я обратил опять все свои усилия к Богу, и через Создателя, через Молитву воспретил её образу входить в своё сердце и в свой ум. Я буду искать любовь Того, кто никогда не оставит мою любовь без ответа, кто любил меня всегда, кто любит меня в тысячи раз больше и сильнее, чем я люблю Его, кто за меня положил свою жизнь, кто каждую секунду умирает ради меня, и ждёт, когда я тоже полюблю в ответ... Я написал другой стих:
Я был один, искал ответа,
Я долго звал свою мечту,
Было темно, но ждал я света,
От зарождавшего рассвета...
И понял: ни во внешнем мире,
Ни в дебрях жизни, ни в Млечный Путь,
Ни от милейших глаз любимой,
Нельзя найти Иную суть,
Что прячется вглубь сердца Тайной,
Что веет радостную грусть...
Ну, может не очень убедительно в творческом плане, но смысл наверное понятен.
Я сейчас стою на перепутье, я восстанавливаюсь немножко после ран, прихожу в себя, начинаю молиться и готовлюсь к исповеди, и ищу духовника. Я не могу делать что-то наполовину. Если я стремлюсь к чему-то, я отдаюсь этому целиком. Если я погружусь обратно в молитву, для меня она станет всеобъемлющим, и весь этот мир отойдёт на второй план. По другому, на половину, я не могу. Когда я любил эту девушку, я не мог посвятить ей лишь какое-то время сердца и разума, она была во мне 24 часа в сутки, в продолжении 2 лет. Это не зависело от меня. И неужели для Бога я должен сделать меньшее? И днём и ночью, везде, всегда, во всём...
Может, я и ошибаюсь...
Извините меня грешного...
А что касается фрагмента из св. Исаака Сирина, Наталия, я с ним согласен, но не вижу пока пересечения его смысла напрямую с моей ситуацией. Я не стремлюсь ни к каким состояниям, ни к каким знамениям, не хочу ничего созерцать, а просто описываю то чувство, которое во мне... Может оно и греховно...
А что касается стиха, изречённого Тристаном, есть такой метод и в православии, когда представляешь человеческое тело разлагающимся трупом, и т. д., но я не сторонник этого метода. Так можно унизить даже божественное... Я наоборот, пытаюсь обожествить даже уродливое, узреть что-то возвышенное во всём... Если чувство тянет вниз, возвысить это чувство, очистить, чтобы оно стало достойным божьего творения, и чтобы мы не стыдились этим чувством, а наоборот, соединялись им с Богом, видеть во всех существах и во всём - проявление Бога. По моему - это более возвышенный и благородный метод, приводящий к Творцу, чем метод, видящий смерть, разложение, омерзенье к другому божьему созданию. Да, это может уничтожить страсть, но это никогда не поднимет к Любви.
Глубокоуважаемый о. Вадим
Спасибо за отклик, спасибо за участь, спасибо за молитвы. Я в последние дни чувствую облегчение на сердце...
Меня зовут Заал
Я из Грузии
Я недавно приходил к отцу Рафаилу (Карелину), может вы слышали про него. У него есть замечательные книги. Он посоветовал мне то же самое: найти себе духовника, исповедоваться. Но заметил также, что в наше время трудно найти такого человека, углубившегося во внутреннем делании. Но всё же посоветовал искать такого по монастырям Грузии. Пока из за обстоятельств я не смог этого сделать. Но намереваюсь. Сам он сказал, что давно отошёл от служения в церкви, и поэтому не сможет стать моим духовником. Может, если я буду немножко "упрямым", он всё-таки сможет стать мне духовником? Другое дело, что я не заслуживаю в духовника такого прекрасного человека, но ведь самым большим грешникам и нужны хорошие духовники. Ведь Иисус приходил на землю для спасения грешников. Как вы считаете, я могу докучать его с просьбами о духовничестве?
Если вы смогли бы выслушать, я рассказал бы о своей истории более подробно, но наверное в этой теме этого не стоит делать? Может, в другом разделе?
Ещё раз спасибо всем, кто дал советы. Я последую им...