Текст из фильма об Афоне - поучения современных Афонских старцев. (за конспект спасиБо Шофёру
http://www.livejournal.com/users/shofer/24147.html )
_________________________
«Когда над монахом совершается постриг ему вручаются четки с повелением творить Иисусову молитву, но высокая молитва Иисусова – вещь очень трудная.
Новоначальный монах должен очистится от страстей. Но в общем сейчас, светский мip говорит так: «Я хочу иметь свободу, свободу, свободу». Монастырь с трудом принимает тех, кто не отринул свободы, для того, чтобы совершать послушание. И монаху следует реально жить преданием святых отцов.»
«Христос говорит: «Другие трудились, а вы вошли в труд их». Пророки и все духовные люди ветхого завета трудились, а святые апостолы вошли в труд их, они нашли уже все готовым. Каждый человек спасается сообразно с духовными условиями своего времени. Сейчас вы обязаны быть несколько обращены к миру для того, чтобы быть в состоянии как материально восстанавливать монастыри, так и духовно отвечать на нужды народа, приходящего к вам в поисках духовной помощи и утешения. Даст Бог придет время, когда в монастырях разовьется духовная жизнь, и в этом будет духовная заслуга и тех, кто создавал предпосылки для того что бы их приемники могли жить духовно.
Церковь, есть тело и члены ее общаются в любви и сейчас, поскольку страждет тело Церкви, монашество не может заключится само в себе и не заботится о том, чтобы приняв народ таким каков он есть, помочь ему из его нынешнего состояния претворится в народ Божий.»
«Бог любит и отшельников и тех, кто работает в миру, монах, отдавший себя на служение людям, часто не добирает в своей личной духовной жизни, работая для людей, для работы над самим собой, ему почти не остается времени, но его труд в миру, в очах Божьих покрывает эту нехватку. Ибо Воля Божья состоит в спасении мира, спасения как можно большего числа людей. Существует как бы цепочка между отшельниками, жителями пустыни и общежительными монахами. Ангелы, помогают анахоретам, а анахореты помогают киновиатам, а киновиаты помогают людям. При связях с миром возникает много соблазнов, поводов ко греху, поэтому здесь необходимо иметь страх Божий. Не все отшельники достигают великих высот но и не все общежительные монахи правильно совершают свое служение людям. Из хороших отшельников, из хороших киновиатов – выходят великие старцы. И именно они, излучают тот свет, которым должно руководствоваться монашеству. Все мы хорошо знаем, что надо делать. Мы знаем это не только из древних книг, но и от живых древних старцев.
Все Святые, говорили одно и тоже. Все Святые говорили о Святом Духе. Если мы очистим нашу душу, то Бог наполнит ее на столько, насколько она сможет вместить. Если ты принесешь Богу свое сердце, то Он наполнит его подобно тому, как сосуд наполняется водой. Если ты принесешь Ему чашу большего размера, то Он наполнит и ее и от чистоты сердца зависит обилие Благодати Духа Святого, которую получает каждый человек.
В Евангелие от Матфея, в шестой главе говорится: «Светильник тела есть око, если око твое светло, все тело твое светло» Оком является ум человека, если наше око, то есть ум просвещено и чисто, то святые отцы называли это трезвенным созерцанием. Все предание Отцов посвящено трезвению. Трезвение совершается умом человека. Ум есть страж, он питатель души. Если же ум не внимает, то душа наполняется нечистыми помыслами и цель всей борьбы человека состоит в том, чтобы не принимать лукавых помыслов. Лукавые помыслы, это зловоние души, внутри нашей души есть скверные нечистоты исходящие из людей, это и есть зловоние.»
«Когда человек начинает идти к Богу, тогда небрежениеи беспечность отбрасываются, прерываются даже те связи, которые имеются с людьми. Человек идет к богу, молится, и благодаря молитве все препятствия на его пути исчезают. Терпением вашим, стяжите души ваши – Говорит Христос. Терпением мы предаем свою душу в его руки. Человек должен терпеть в первую очередь самого себя, а затем и своих ближних, своих сподвижников. Если он духовно преуспевает и достиг уже того, что Благодать Божья как огонь попаляет в нем демонов, тогда ему следует терпеть и ту брань, которая приходит по попущению Божию, брань от демонов, такую, какую им попускает Бог. Эта лествица утвержденная на земле и восходящая до Небес и каждый соответственно своему усердию восходит по ней устремляя свое внимание вверх туда, куда он должен достичь и где его ожидает Христос»
«Тот, кто оставляет мир, для того чтобы стать монахом, оставляет его не из ненависти к нему, не из за того, что питает к нему отвращение, он ненавидит грех, царящий в мире и желает оставить зло. Насколько монах удаляется от мира и при содействии Благодати Божьей исцеляется, настолько он понимает, как безумен мир. Насколько монах освобождается от тяжести своих грехов, настолько вселившаяся в него Любовь Христова пробуждает в его Сердце желание взять на себя грехи других людей, отдать всего себя не только своей страсти, которые чужды природе человека, но и то, что естественно и присуще природе человека, свои добродетели приобретенные постом, бдением, великими трудами. Отдать это, чтобы получить возможность общаться с Богом, Который превыше естества и Благодать Которого он начал чувствовать. Здесь происходит странное явление: чем больше кто либо чувствует, что Благодать Божья умножается в нем, тем больше он начинает желать, чтобы эта Благодать распространилась и на других. Бог есть Любовь и как солнце освещает все, так и тот, кто вступает в общение со Христом, Богом Любви, уже не может удержать в себе эту Любовь, но простирает ее и на людей жаждущих Любви, чтобы они покаялись и получили возможность спасения.»
«Подлинным деланьем монаха является хранение ума. Трезвение ума, безусловно является обязанностью всех христиан. Конечно, нам монахам заниматься этим намного легче, чем мирянам, обремененным житейскими заботами»
«Когда ум контролирует чувства, тогда он не допускает ничему не разумному приблизится к себе и побуждает человека устремляться к единению с Богом. Мы общаемся, как с чувственным, так и с нашим внутренним миром посредством помыслов, которые приближаются первыми. Здравый ум различает приходящие помыслы. Когда же он спит, тогда, подвергшись нападению помыслов, впадает в неразумие, чувства порабощаются и тогда ум ведет человека к падению»
«Удаление от мiра дает нам Свободу, которая способствует хранению Ума. Первое с чего начинает монах, это насаждение в себе памяти о Боге, через удерживание в Уме, который таким образом получает работу, имени Иисуса Христа. Имя Господа нашего Иисуса Христа – это не просто слово, это Энергия, это Сила. Итак, Ум держа Имя Христово, постоянно бодрствует и видя приближающиеся прилоги хватает их и подвергает испытанию, спрашивая – «Кто ты? Свой? Или враг?».
«Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи!» внидет в Царство Небесное», не тот, кто не достаточно твердо исповедует меня Богом, но тот, кто соблюдает мои заповеди и любит ближних. Христианство, это не теория, но сама жизнь.
Монах виновен если он не стяжал святости. В крещении и монашеском постриге мы получили благодать освящения, почему же в нас нет святости? Почему в нас обитают лукавые помыслы и страсти? Даже если об одном этом, монах будет размышлять, это одно приведет его к смирению.
Молитва должна быть прежде всего. Мы непрерывно должны мыслить о Начальнике нашей Веры, непрерывно мыслить о Христе.
Мы живем в последние времена, когда появилось множество соблазнов и вы должны говорить об этом своему народу. Надо напоминать ему, что христианство, это Откровение и оно не нуждается ни в какой модернизации. От него ничего нельзя ни убавлять ни прибавлять к нему. Ибо пришел Тот, Которым все пришло в бытие и сам Он, лично вручил это Откровение.
Для нас, монахов нет ни чего, ни неба, ни земли ни ангелов ни рая, а есть только один Бог. Он является единственным Центром нашей любви, наши устремлений, нашего ума, нашего пламенного желания, нашей деятельности, только и только Он, Христос.»
«Симеон короый жил в России встретил женщину одну которая говорила о том что Бог перестал действовать так как было раньше, и что теперь нет больше старцев. Это не правильно (сказал Симеон), Бог не меняется и ни что не умаляется в нем, но мы портимся и Господь отходит от нас»
Старец Петроний, скит Продром
Старец Лука, монастырь Филофей
Старец Маркел, монастырь Каракал
Старец Иосиф, монастырь Ватопед