Исихазм

Автор Тема: О бесстрастии  (Прочитано 21358 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« : 31 Август 2005, 02:03:46 »
Evgeny писал:
Цитировать
Оправдываться можно по разному. Хорошо поучиться у прп. Максима Исповедника как он оправдывался когда был обвинён в ересях (см. хроники суда над Максимом) - оказывается можно оправдываться бесстрастно. Но главная польза быть обвинённым состоит в том что мы как ни в какой другой ситуации видим свои страсти поднимающиеся из подсознания чтобы защитить нашу затронутую честь (а мы то было думали что мы от них уже очистились ...)


Сергей С. писал:
Цитировать
Цитата: можно оправдываться бесстрастно

Вот и всё. А если вылезли страсти и тем более видимые человеку и оправдываемые - есть повод задуматься вообще о направлении всей духовной жизни, а не о конкретной страсти.


Предлагаю взглянуть на "бесстрастное оправдание" вот с какой стороны. Скажем, хороший садовод-огородник "отслеживает" свой урожай: вскапывает, удобряет, сеет-сажает и... пропалывает. И делает он это - если хороший огородник - вполне бесстрастно, пусть сорняк "визжит" и "кусается" :) И плеть сухую вырезает, и ветвь жирующую бесплодную отсекает. И не оправдывается он перед соседями, хоть все хорошее с толком перенимает, ибо дело свое знает, а если начнет оправдываться да подстраиваться, то урожай - об истинных добродетелях говорю - потеряет.

Пример бесстрастия прп.Максима поучителен, но оно проявлялось в особой обстановке (хорошо, если бы Evgeny чуть познакомил нас  с хроникой суда над преподобным): 1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился. Посему предлагаю другие исихастские примеры: Симеона Нового Богослова - а ну-ка почитайте его эмоциональные стихи, Григория Паламы - и спорил он, и доказывал, и отстаивал. Или евангельский пример в лице Иоанна Предтечи напомнить, а может про эмоциональность Господа вспомнить?

Бесстрастность есть преображение страстей и полное владение ими, а не отсутствие их. Высушенные и убитые страсти лишь пародия на бесстрастие. Это я все о том говорю, что не фиг :) прикидываться бесстрастным и совестливым - фальшь это, но следует искать истинное бесстрастие, приобретая широту, ровность, огромность и напряженность чистых страстей и прозрачных эмоций.  И пусть гонит волну и рвет пену ветер, се океан, незыблемый в своей глубине и неохватный в своих просторах.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #1 : 31 Август 2005, 17:02:41 »
До сих пор не могу забыть одного больного шизофренией верующего парня, который в беседе спокойно заявил: "Я достиг бесстрастия". У него было так называемое апато-абулическое состояние после приступа болезни, т.е. равнодушие, бесчувствие, безучастность, когда вся эмоциональная сфера сглажена и сильный дефицит воли. При этом указанное состояние было для него желательным, оно не мучало его, как мучает бесчувствие и апатия при классической депрессии.
 Бесстрастие....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #2 : 31 Август 2005, 18:19:07 »
Бесстрастие неверно понимается как отсутствие страстей, безобразная молитва - как отсутствие образов, безмолвие - отсутствие мыслей. На самом деле,  эти состояния прежде всего позитивны :  не отсутствие человеческих мыслей и чувств, а присутствие Божией благодати, наполненность ею. Это постигается на практике: когда приходит благодать, она легко изменяет свойства ума и чувств. А когда уходит, всплывает старое, но уже есть знание... Пока нет такого опыта, вгоняют себя люди в окаменелое бесчувствие и подавляют свои чувства: сверху - приказами ума не бузить, а снизу - страхом сделать что-то не правильно.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #3 : 31 Август 2005, 19:18:15 »
Alexander писал:

Цитировать
1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился


Alexander,  1) - это было так! Он был "один в поле не воин".
2) - не соглашусь с этим абсолютно! Максим Исповедник предварил Торжество Православия! Взгляните на тропарь первой недели Великого поста - в нем звучит 82-е правило Трулльского собора, которое проигнорировал иконоборческий собор 754-го года, и обрек, тем самым иконоборчество на поражение.
82-е правило Трулльского собора повлияло на все дальнейшее Православие. Здесь мост к богословию Симеона Н.Б. Прав В.М. Живов, отметивший, что Максим Исповедник "конденсировал в себе целое направление мысли и учения его времени..."
Подробнее об этом можно поговорить в других темах. "Апокатастасис", например. :D

alluz

  • Гость
О бесстрастии
« Ответ #4 : 02 Сентябрь 2005, 03:50:09 »
Бра при переходе в другой монастырь так отзывался о новом игумене: "на него смотришь, он все страсти изжил!" Правда через пару месяцев глаза настоятеля сделались "акульими", и сам он просто невыносим. Такое вот бесстрастие.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #5 : 02 Сентябрь 2005, 15:49:15 »
Мне упорно кажется, что нам, по положению, не о бесстрастии можно говорить, а о более "общих" вопросах: первоначальная борьба со страстями и т.д.

Нужно учитывать специфику современности и её коренное отличие от прошлых веков. Коренное отличие от прошлого: отсутствие трудового уклада, который являлся гарантией правильного (соумеренного~гармоничного) развития сил души человека - тела, души, а иногда и духа. Сейчас же этого фактора нет и у нас очень сильно развивается рассудок, эмоциональная сфера и т.п. вещи, которые могут найти себе применение в любой из мечтательных областей, которые предлагает город: в Интернете, например, в любом умственном виде труда и т.д. Соответственно главные страсти - направленные на то, чем мы более всего живём, т.е. на ум современников: гордость, тщеславие...

Кажется, что по приходу в Церковь, современный ревностный человек подвизается прежде всего в молитве (а вчём ещё ему подвизаться при полной занятости времени) и имеет в этом успех, т.е. его душа умиряется, появляется склонность к уединению, размышлению и т.д. Со страстями выдерживается первый бой, когда они мешают молитве и доброму ощущению себя. Потом страсти как бы отступают. Человек начинает читать уже не авву Дорофея, поскольку считает это пройденным и ликбезом, а авву Исаака и др.созерцательные тексты. С этого времени у человека наступает период самообмана, когда он считает себя пусть и  немного - преуспевшим, подчинившим телесные, а иногда, и душевные страсти. Так же мы считаем себя подчинившими страсть тщеславия и гордости, поскольку молитвенное умиление принимаем за сокрушение духа. Да, да - это всё то же мирское самомнение, рисующее нам преуспевающего человека, только преуспевает он в духовном. Низшие же страсти усыплены бывают молитвой, а молитве помогает очень тонкое тщеславие. Человек считает себя перешедшим через степень раба и наёмника чуть ли не в степень сына, поскольку ему кажется, что он бескорыстно любит добро и боится не вечных мук, а потерять ведение, отпасть от Бога (что свойственно сынам). Фактически же он боится отпасть от некого благополучного образа себя - это существо того, что называется самомнением. Человек может начать даже несколько юродстовать, чтобы скрыть добродетели. Но при этом он становится немного дерзок. Впрочем он считает, что если он сознаёт эту дерзость и намеренно её проявляет для защиты истины или и просто так, то это уже дерзновение (вот уж воистину безумный вывод  :red: ). Вообще-то истина более защищается смирением и любовью, а не дерзновением. На упрёки ближних в том, что он уделяет им мало внимания, человек смотрит как на попытки мира отнять у него время.

Вообще-то, судя по его "бесстрастию", он уже должен принять от Бога дар любви и утешения - но почему-то не принимает. Если взглянуть со стороны на этого человека, то видишь, что он совершает много мелких грехов, причём видя, не видит их: обижает ближних, гневается на них, осуждает их и обличает... Но самомнение не позволяет ему здраво оценить поступки (именно - обычные внешне видимые поступки!), потому что он оценивает себя (оценивает в целом, руководясь внутренней оценкой и собственным ощущением) и всегда находит, что он прав. Братия, он начал верить своему уму и своему сердцу, потому, что он всё знает и многое прочёл, а это уже делает его игрушкой в руках "интеллигентных" бесов, потому что нами занимаются именно бесы тонкие и умные.

И вот дай Бог такому человеку встретить пастыря опытного, который "не верит в стойкость юных, не бреющих бороды" (С) или ближнего, не внимающего богословскому красноречию, но смотрящего на дела и на сердце. Он обличит человека в самообмане и человек, если он всё же в здравом уме, преодолев сопротивление своего самомнения, признается себе в заблуждении и ужаснётся тому, куда оно его завело.

 :!: Самомнение испытывает унижение от признания своего истинного состояния, и вспомните по авву Дорофея: "если при обличении в чём-то мы смущаемся, то это признак, что именно это в нас есть". Но всё же современник наш не злонамерен и искренне ищет истину, он действительно боролся со страстями, имеет опыт благодати и свободы, а потому, будучи обличает - понимает вдруг всю глубину своего падения. Оказывается, что он долго плавал по поверхности - в мнениях о себе и о многом, в рассудочном знании и эмоциях, которые принимал за истинные чувства. Основой же всего было тщеславие. И тогда его сердце радуется тому, что он только в начале пути, в самом начале, когда нужно заново вставать на путь совершенной чистоты. В жизни снова появляется жизнь, смысл.

Признаки самомнения:
Вообще смысл и перспектива часто блекнут у человека, попавшего во власть самомнения и рассудочно-эмоциональной жизни: ему хочется искать и читать всё больше книг мистиков: Экхарта, Кузанского, Сведенборга, Бёме и т.д. Не находя их, он часто не знает, чем себя занять. Ему кажется, что он уже много в Православии понял, прошёл, пережил и он иногда скучает  :!:  Нонсенс! Он начинает критически смотреть на многое в Православии.

И вот с ним может случиться очень страшная вещь: бес похитит у него какое-либо основание его миросозерцания: доверие святым отцам или Церкви. Начинается же это с простой оценки отцов, сравнения их взглядов между собой и, незаметно, но непременно их самих! - т.к. мы грешны и не владеем собой. А ведь по существу, по иерархическому (чти онтологическому) принципу бытия, оценивать низшее должен непременно высший. Недостаток высоты компенсируется самомнением :lol.

Или вот ещё - человеку кажется, что он не находит в реальной жизни  достаточного применения своим дарованиям, своему духовному знанию, например или ещё чему. Вот уж безумное ощущение - в жизни не находить жизни, самого её блага! Это обличает, что в ней нет благодати, а вовсе не к-л достойного занятия. Т.е. это совершенно мирской образ мыслей - найти себе нечто, что будет интересно. Конечно - раз уж простая внимательная и смиренная жизнь и радость  в Боге уже стала неинтересной (вернее - недоступной). Тогда мы начинаем уходить в к-л мечтательное действие: например создаём сайт в Интернете (сам в том грешен, потому только один этот пример привожу) или ещё что. А все вокруг, всё ближнее становится помехой дальнему  :lol ... Это есть притязание (тщеславия) - поиск блага не в Боге, а в чём-либо вокруг Него, дабы нам реализоваться (получить признание от людей). Бедные монахи - они, по своему положению, совсем не могут улучить своего призвания, следовательно - не могут быть счастливы. Вот как мыслит самообольщение

Прошу правильно понять - я не говорю, что у всех именно так происходит, но призываю здраво оценить тот, ещё раз скажу,  "антропологический" ужас, который происходит сейчас, когда большая часть населения живёт неестественной жизнью в городах с преобладанием умственной деятельности. Остальные силы души не развиваются, ибо они находятся в тесном соотношении с телом! Вот почему говорят о скором приходе Антихриста и почему внимательные люди всей душой чувствуют ужас того, что происходит: они чувствуют в какие неестественные условия попала природа человека и что она без физического труда, без уклада долго не выдержит напора демонов через телевидение и т.д. История пошла галопом. Впрочем, это частное мнение, основанное на антропологическом факторе.

Почти закрыт нам путь к смирению через труды телесные, совершаемые разумно! Вдумайтесь в это простым, непредвзятым разумом, братья - это не есть форумная  шутка.

Разве мы сами не чувствуем это даже по дискуссиям на форуме: то мы срываемся в гнев, то осуждаем, не имея милосердия, то превозносимся ... - и это при том, что обидчик на расстоянии и можно вполне победить любую страсть, возникающую в душе. Но - не побеждаем(!) и это говорит об отсутствии фундаментальных начальных(!) навыков: самоукорения, безукоризненного хранения совести, недерзновения в общении. Это не катастрофа для нас? Тогда нет смысла далее говорить. Будем ждать пока мы, преуспевшие в собственном мнении о себе не оскудеем до такой степени, что впадём в омертвение дерзкого сердца (отнюдь не не в покой здоровых чувств), или в иную одержимость (например бесом нечувствия...).

Итак - о каком бесстрастии мы будем говорить? О первом, которое является результатом подавления иных страстей тщеславием, а затем оправданием и невидением действия этих страстей самомнением? Или о втором, которого мы не знаем? Давайте трезво вглядимся в сегодняшнее положение человека и честно посмотрим на себя - есть ли у нас право рассудочных разминок на тему бесстрастия, которого мы почти совершенно, повторяю - почти совершенно, не знаем? Не лучше ли поговорить о навыке самоукорения и сразу же претворить его в жизнь в дискуссиях на форуме, или о недерзновении в общении, о страхе Божием, о немногословии, о недопустимости настойчивости и, опять же,  с целью ввести это в своё поведение, т.е. в реальную жизнь. Претворение в жизнь - есть признак здравия оснований нашего слова. Любое рассуждение на форуме без того, чтобы потом претворять слово в жизнь есть празднословие с целью удовлетворения любопытства, тщеславия и т.п..

В общем, всё вышеизложенное, конечно, заострение черт сегодняшнего положения, гиперболизация, шутка. Но в каждой шутке действительно есть маленькая доли шутки, причём, если копнуть это всерьёз, смеяться придётся по другому поводу.

Простите :| .
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #6 : 02 Сентябрь 2005, 16:55:13 »
Спсибо Сергей, в точку! Даже и сказать нечего в своё оправдание  :(  
Хорошо что есть хоть кто-то кто посмотрит здраво со стороны и правду скажет.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #7 : 02 Сентябрь 2005, 18:31:23 »
Не случайно, ох не случайно, предупреждали отцы что главная опасность для занимающихся умным деланием - это прелесть, а именно - прелесть мнения о себе. И не случайно мы так не любим когда нам напоминают о предостережениях отцов против прелести. И не случайно мы так не любим духовников и избегаем их, оправдываясь тем что нынче нет духоносных. Для того и нужен духовник, пусть даже и неискусный в чистой молитве, чтобы открыть нам со стороны нашу гордость и тщеславие, потому что гордость, которую почти невозможно увидеть самому в себе, легко видна со стороны даже "неискусным в духовном".

Молитва без смирения, усыпляя душевные страсти, как флейта кобру, распаляет самомнение и гордость, которые лишь укрепляются от созерцания собственных "преображённых" страстей и молитвенных успехов.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #8 : 02 Сентябрь 2005, 19:13:58 »
Вот авва Дорофей (ПОУЧЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ О СТРАХЕ БУДУЩЕГО МУЧЕНИЯ И О ТОМ, ЧТО ЖЕЛАЮЩИЙ СПАСТИСЬ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ БЕСПЕЧЕН О СВОЕМ СПАСЕНИИ), что говорит (в моём пересказе):

1) человек должен не просто изгнать страсти, но водворить на этом месте добродетели, противные страстям (вымаливая помощи у Бога).

2) когда добродетели вырастут и принесут плод - нужно бояться греха против своего устроения: "по совершении столь многого, если Бог хотя на малое время отнимет от него покров Свой и оставит его, то он погибает. А Бог оставляет человека тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения, например, если кто был благоговеен, и уклонится в бесчинную жизнь; или был смирен, и сделается наглым."

3) Далее уберечься от тщеславия и человекоугодия или служения к-л общественно значимой идее: "Когда же кто сохранит себя и от этого, то должен замечать, чтобы, делая хотя малое добро, не делать сего с тщеславием, или из человекоугодия, или по какому-нибудь человеческому побуждению, дабы сие малое не погубило всего, что он сделал..."

4) И последнее, самое опасное искушение на духовном пути - когда человек уже начинает верить своему сердцу (уже соединённому с умом в молитве), то бес обманывает его к-л помыслом: "Также и человек, когда он успеет избавиться от всего того, о чем мы сказали, даже и тогда не должен быть без заботы. Ибо случается, что после всего этого, диавол находит случай обольстить его или самооправданием или возношением, или, вложив в него помыслы неверия, или злой ереси [В греч. - помыслы злого произволения], и не только погубляет все труды его, но и удаляет его от Бога; и чего не мог достигнуть чрез дела, то производит чрез один помысл (!)" (!) "...и один помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его и подчинится ему ..."

"Поэтому истинно желающий спастись не должен быть беспечным до последнего издыхания. И так нужны многий труд и попечение, и постоянная молитва к Богу, чтобы Он покрыл и спас нас Своею благодатью, во славу святого имени Своего.Аминь"

Так на какой ступени здесь находимся мы? Добродетелей почти нет, а мы низлагаемся прямо с ходу по 3-му и 4-му пункту - мне кажется, что  не мог представить авва Дорофей, какое жительство будет в наш век: дел и труда нет, молитва и живой ум есть :( ...

Но всё-таки эту схему нужно всё-таки и нам иметь перед собой - кажется, что она подходит для всех возрастов (духовных). Это просто к тому, что Авва Дорофей - не есть пройденный материал, и, утешаясь аввой Исааком, нужно подчиняться авве Дорофею. Жизнь же будет наша скромная, но - настоящая, по шажку вперёд, всегда начинающая и благодатная до невозможности :D  - Бог милостив. Простите.
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #9 : 02 Сентябрь 2005, 19:34:38 »
К сказанному Evgeny по поводу слов Сергея С. хочу добавить следующее:

Форум создан не для праведников, а для грешников, и специфика вирт. общения такова, что приходится выговариваться. И горе нам, если мы будем говорить (кстати, как и молчать в затворе) придуманными словами, опираясь на придуманные представления о спасении. Это будет великой фальшью.

Логика: пока я не святой, не буду проявлять своих эмоций и чувств, поскольку они не очищены, - извращенная; и она - откровенная неправда. Впрочем, для полноты этой неправды надо добавить: не буду думать, не буду говорить и не буду делать, ибо все это не чисто у меня. И остается только чувствовать себя виноватым в своей недееспособности: совеститься и... совестить других. Ведь нельзя же осуждать! А осуждать тех, кого считаешь осуждающими, можно? Если считаешь кого-либо осуждающим, значит уже судишь его ветхим судом и, вдобавок, судишь тех, кого, по твоему мнению, осудил осуждающий, поскольку себя считаешь не святым. Порочный круг осуждения! после которого остается бесконечно совеститься и просить прощение за прощением. Как здорово об этом состоянии прелестного мнения о себе и других говорит ап.Павел:

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом

Сергей С., вот прозвучала Ваша обвинительная реплика, и стали братья по форуму виноватыми. И чудесен в своем ответе Evgeny, поскольку оправдываться перед обвинением в нашем несовершенстве есть величайшая прелесть и безумие.

Однако, каясь в грехах, и понимая, что до полного осознания падшести состояния мне очень далеко, я буду продолжать делать свои дела веры в Господа. И если увижу гнилую ветвь на древе, порученном мне, - в плаче о своих грехах - вырежу ее, коль не могу вылечить, во исцеление всего древа.

Согласен с тем, что без начатков бесстрастия исихастам в сеть лучше не соваться :)

искатель

  • Гость
О бесстрастии
« Ответ #10 : 02 Сентябрь 2005, 19:38:03 »
Цитата: Evgeny
И не случайно мы так не любим духовников и избегаем их, оправдываясь тем что нынче нет духоносных. Для того и нужен духовник, пусть даже и неискусный в чистой молитве, чтобы открыть нам со стороны нашу гордость и тщеславие, потому что гордость, которую почти невозможно увидеть самому в себе, легко видна со стороны даже "неискусным в духовном".
Какое счастье читать на этом форуме подобные слова! :lol Спаси Бог!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #11 : 02 Сентябрь 2005, 19:47:33 »
Цитата: Alexander
Порочный круг осуждения! после которого остается бесконечно совеститься и просить прощение за прощением. Как здорово об этом состоянии прелестного мнения о себе и других говорит ап.Павел:

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом

Сергей С., вот прозвучала Ваша обвинительная реплика, и стали братья по форуму виноватыми. И чудесен в своем ответе Evgeny, поскольку оправдываться перед обвинением в нашем несовершенстве есть величайшая прелесть и безумие.


А разрывается этот порочный круг только смиренной любовью, которая "не превозносится и не ищет своего".

Дело тут вовсе не в обвинении и вине, а в диагнозе и в честном применении его каждым из нас к себе. Не воспринимаем же мы диагноз врача-психиатра как обвинение, если мы конечно ещё в своём уме  :(

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #12 : 02 Сентябрь 2005, 19:52:24 »
Цитировать
Какое счастье читать на этом форуме подобные слова!  Спаси Бог!


Разумеется, духовник нужен! Вроде бы никто на форуме не заявлял обратного. Кроме того, на форуме гости постоянно задают вопрос, где найти духовника. Вот Evgeny и отвечает (как я понял): не можем найти духовников, потому что находимся в гордости и тщеславии. Полностью с ним согласен!

Evgeny, наверно, придется создать тему (и повесить ее на самое видное место), где нужно будет указать на (как само собой разумеющееся) необходимость соблюдения церковных правил для людей, считающих себя воцерковленными. И каждый раз давать ссылку на нее, когда будут возникать недоумения, почему мы много говорим о внутреннем делании на форуме его "имени"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #13 : 02 Сентябрь 2005, 20:39:48 »
Цитировать
А разрывается этот порочный круг только смиренной любовью, которая "не превозносится и не ищет своего".


Все верно. История церкви полна примеров мученической любви, которая разрывала порочный круг обвинений.
Есть и другое. Только представь, что Григорий Палама в смиренной любви перестал "превозноситься и искать своего" перед Варлаамом, иконопочитатели смирились перед иконоборцами, Симеон Новый Богослов в смирении перед властями перестал почитать неканонизированного отца своего духовного, имяславцы вняли доводам Синода и имяборцев, Максим Исповедник... Максим Грек... Иоанн Златоуст... Серафим Саровский... Привел несколько известных имен, а их - сотни и тысячи - давших пример огненного разрыва порочного круга обвинений.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О бесстрастии
« Ответ #14 : 02 Сентябрь 2005, 21:03:22 »
Цитата: Alexander
Только представь, что Григорий Палама в смиренной любви перестал "превозноситься и искать своего" перед Варлаамом, иконопочитатели смирились перед иконоборцами, Симеон Новый Богослов,.. имяславцы ..., Максим Исповедник... Максим Грек... Иоанн Златоуст... Серафим Саровский... Привел несколько известных имен, а их - сотни и тысячи - давших пример огненного разрыва порочного круга обвинений.


Григорий Палама "превозносился и искал своего"? Что ты говоришь? Они не своего искали, а Божиего, и имено по смиренной любви и желанию спасения заблудшим ставили им и их заблуждениям духовный диагноз, а не обвиняли или оправдывались и  не "превозносились и искали своего", как это могло бы со стороны показаться. Есть разница между любящей матерью укоряющей сына для его же пользы, и между обвиняющим ближнего без любви к нему чтобы лишь доказать свою правоту или оправдаться в глазах окружающих. Первые думают о пользе для ближнего, вторые - о себе и собственной правоте. А мы к каким относимся?

Цитата: Alexander
Evgeny, наверно, придется создать тему (и повесить ее на самое видное место), где нужно будет указать на (как само собой разумеющееся) необходимость соблюдения церковных правил для людей, считающих себя воцерковленными. И каждый раз давать ссылку на нее, когда будут возникать недоумения, почему мы много говорим о внутреннем делании на форуме его "имени"


Это можно, и не забыть также напомнить что ""Говорящие или делающие что-либо без смирения подобны строящему храмину без цемента." (св. Григорий Синаит). Но вообще-то кажется мне что не в этом проблема форума. Форум возможно есть нормальная форма общения и обмена мнениями, но многие обращаются сюда за советом по личным жизненным или духовным проблемам думая что здесь есть духовные люди могущие дать верный (именно верный для ситуации вопрошающего) совет. Среди нас нет учителей и наставников, и нельзя нам создавать впечатление что форум есть школа молитвы где можно получить совет по духовной жизни от "опытных молитвенников". Наверно об этом тоже стоит упомянуть в этой "теме на видном месте".