Мне упорно кажется, что нам, по положению, не о бесстрастии можно говорить, а о более "общих" вопросах: первоначальная борьба со страстями и т.д.
Нужно учитывать специфику современности и её коренное отличие от прошлых веков. Коренное отличие от прошлого: отсутствие трудового уклада, который являлся гарантией правильного (соумеренного~гармоничного) развития сил души человека - тела, души, а иногда и духа. Сейчас же этого фактора нет и у нас очень сильно развивается рассудок, эмоциональная сфера и т.п. вещи, которые могут найти себе применение в любой из мечтательных областей, которые предлагает город: в Интернете, например, в любом умственном виде труда и т.д. Соответственно главные страсти - направленные на то, чем мы более всего живём, т.е. на ум современников: гордость, тщеславие...
Кажется, что по приходу в Церковь, современный ревностный человек подвизается прежде всего в молитве (а вчём ещё ему подвизаться при полной занятости времени) и имеет в этом успех, т.е. его душа умиряется, появляется склонность к уединению, размышлению и т.д. Со страстями выдерживается первый бой, когда они мешают молитве и доброму ощущению себя. Потом страсти как бы отступают. Человек начинает читать уже не авву Дорофея, поскольку считает это пройденным и ликбезом, а авву Исаака и др.созерцательные тексты. С этого времени у человека наступает период самообмана, когда он считает себя пусть и немного - преуспевшим, подчинившим телесные, а иногда, и душевные страсти. Так же мы считаем себя подчинившими страсть тщеславия и гордости, поскольку молитвенное умиление принимаем за сокрушение духа. Да, да - это всё то же мирское самомнение, рисующее нам преуспевающего человека, только преуспевает он в духовном. Низшие же страсти усыплены бывают молитвой, а молитве помогает очень тонкое тщеславие. Человек считает себя перешедшим через степень раба и наёмника чуть ли не в степень сына, поскольку ему кажется, что он бескорыстно любит добро и боится не вечных мук, а потерять ведение, отпасть от Бога (что свойственно сынам). Фактически же он боится отпасть от некого благополучного образа себя - это существо того, что называется самомнением. Человек может начать даже несколько юродстовать, чтобы скрыть добродетели. Но при этом он становится немного дерзок. Впрочем он считает, что если он сознаёт эту дерзость и намеренно её проявляет для защиты истины или и просто так, то это уже дерзновение (вот уж воистину безумный вывод :red: ).
Вообще-то истина более защищается смирением и любовью, а не дерзновением. На упрёки ближних в том, что он уделяет им мало внимания, человек смотрит как на попытки мира отнять у него время.
Вообще-то, судя по его "бесстрастию", он уже должен принять от Бога дар любви и утешения - но почему-то не принимает. Если взглянуть со стороны на этого человека, то видишь, что он совершает много мелких грехов, причём видя, не видит их: обижает ближних, гневается на них, осуждает их и обличает... Но самомнение не позволяет ему здраво оценить поступки (именно - обычные внешне видимые поступки!), потому что он оценивает себя (оценивает в целом, руководясь внутренней оценкой и собственным ощущением) и всегда находит, что он прав. Братия, он начал верить своему уму и своему сердцу, потому, что он всё знает и многое прочёл, а это уже делает его игрушкой в руках "интеллигентных" бесов, потому что нами занимаются именно бесы тонкие и умные.
И вот дай Бог такому человеку встретить пастыря опытного, который "не верит в стойкость юных, не бреющих бороды" (С) или ближнего, не внимающего богословскому красноречию, но смотрящего на дела и на сердце. Он обличит человека в самообмане и человек, если он всё же в здравом уме, преодолев сопротивление своего самомнения, признается себе в заблуждении и ужаснётся тому, куда оно его завело.
Самомнение испытывает унижение от признания своего истинного состояния, и вспомните по авву Дорофея: "если при обличении в чём-то мы смущаемся, то это признак, что именно это в нас есть". Но всё же современник наш не злонамерен и искренне ищет истину, он действительно боролся со страстями, имеет опыт благодати и свободы, а потому, будучи обличает - понимает вдруг всю глубину своего падения. Оказывается, что он долго плавал по поверхности - в мнениях о себе и о многом, в рассудочном знании и эмоциях, которые принимал за истинные чувства. Основой же всего было тщеславие. И тогда его сердце радуется тому, что он только в начале пути, в самом начале, когда нужно заново вставать на путь совершенной чистоты. В жизни снова появляется жизнь, смысл.
Признаки самомнения:Вообще смысл и перспектива часто блекнут у человека, попавшего во власть самомнения и рассудочно-эмоциональной жизни: ему хочется искать и читать всё больше книг мистиков: Экхарта, Кузанского, Сведенборга, Бёме и т.д. Не находя их, он часто не знает, чем себя занять. Ему кажется, что он уже много в Православии понял, прошёл, пережил и он иногда скучает
Нонсенс! Он начинает критически смотреть на многое в Православии.
И вот с ним может случиться очень страшная вещь: бес похитит у него какое-либо основание его миросозерцания: доверие святым отцам или Церкви. Начинается же это с простой оценки отцов, сравнения их взглядов между собой и, незаметно, но непременно их самих! - т.к. мы грешны и не владеем собой. А ведь по существу, по иерархическому (чти онтологическому) принципу бытия, оценивать низшее должен непременно высший. Недостаток высоты компенсируется самомнением :lol.
Или вот ещё - человеку кажется, что он не находит в реальной жизни достаточного применения своим дарованиям, своему духовному знанию, например или ещё чему. Вот уж безумное ощущение - в жизни не находить жизни, самого её блага! Это обличает, что в ней нет благодати, а вовсе не к-л достойного занятия. Т.е. это совершенно мирской образ мыслей - найти себе нечто, что будет интересно. Конечно - раз уж простая внимательная и смиренная жизнь и радость в Боге уже стала неинтересной (вернее - недоступной). Тогда мы начинаем уходить в к-л мечтательное действие: например создаём сайт в Интернете (сам в том грешен, потому только один этот пример привожу) или ещё что. А все вокруг, всё ближнее становится помехой дальнему :lol ... Это есть притязание (тщеславия) - поиск блага не в Боге, а в чём-либо вокруг Него, дабы нам реализоваться (получить признание от людей). Бедные монахи - они, по своему положению, совсем не могут улучить своего призвания, следовательно - не могут быть счастливы. Вот как мыслит самообольщение
Прошу правильно понять - я не говорю, что у всех именно так происходит, но призываю здраво оценить тот, ещё раз скажу, "антропологический" ужас, который происходит сейчас, когда большая часть населения живёт неестественной жизнью в городах с преобладанием умственной деятельности. Остальные силы души не развиваются, ибо они находятся в тесном соотношении с телом! Вот почему говорят о скором приходе Антихриста и почему внимательные люди всей душой чувствуют ужас того, что происходит: они чувствуют в какие неестественные условия попала природа человека и что она без физического труда, без уклада долго не выдержит напора демонов через телевидение и т.д. История пошла галопом. Впрочем, это частное мнение, основанное на антропологическом факторе.
Почти закрыт нам путь к смирению через труды телесные, совершаемые разумно! Вдумайтесь в это простым, непредвзятым разумом, братья - это не есть форумная шутка.
Разве мы сами не чувствуем это даже по дискуссиям на форуме: то мы срываемся в гнев, то осуждаем, не имея милосердия, то превозносимся ... - и это при том, что обидчик на расстоянии и можно вполне победить любую страсть, возникающую в душе. Но - не побеждаем(!) и это говорит об отсутствии фундаментальных
начальных(!) навыков: самоукорения, безукоризненного хранения совести, недерзновения в общении. Это не катастрофа для нас? Тогда нет смысла далее говорить. Будем ждать пока мы, преуспевшие в собственном мнении о себе не оскудеем до такой степени, что впадём в омертвение дерзкого сердца (отнюдь не не в покой здоровых чувств), или в иную одержимость (например бесом нечувствия...).
Итак - о каком бесстрастии мы будем говорить? О первом, которое является результатом подавления иных страстей тщеславием, а затем оправданием и невидением действия этих страстей самомнением? Или о втором, которого мы не знаем? Давайте трезво вглядимся в сегодняшнее положение человека и честно посмотрим на себя - есть ли у нас право рассудочных разминок на тему бесстрастия, которого мы почти совершенно, повторяю -
почти совершенно, не знаем? Не лучше ли поговорить о навыке самоукорения и сразу же претворить его в жизнь в дискуссиях на форуме, или о недерзновении в общении, о страхе Божием, о немногословии, о недопустимости настойчивости и, опять же, с целью ввести это в своё поведение, т.е. в реальную жизнь. Претворение в жизнь - есть признак здравия оснований нашего слова. Любое рассуждение на форуме без того, чтобы потом претворять слово в жизнь есть празднословие с целью удовлетворения любопытства, тщеславия и т.п..
В общем, всё вышеизложенное, конечно, заострение черт сегодняшнего положения, гиперболизация, шутка. Но в каждой шутке действительно есть маленькая доли шутки, причём, если копнуть это всерьёз, смеяться придётся по другому поводу.
Простите
.