Спонтанность как противоположность обусловленности существует только в естественных науках. В области духа необусловленность есть свобода, а не спонтанность. Волю, думается, можно и нужно отличать от чувства как оценивающей функции. Воля властна принять решение наперекор оценивающему состоянию, в этом и состоит её потенциальная необусловленость\свобода от чувств и потребностей. Как правило, однако, в "обычном" (то бишь падшем) состоянии она всегда зависима от чувства, и её функция фактически нивелируется, она работает "на автомате" - чувство непосредственно через зависимую волю переходит в действие. От этого кстати и происходит путаница, когда волю путают с желанием. Кроме того, в состоянии свободы воля как раз и становится осознанной, не в том смысле что её функция зависит от сознания, а в том что её действие осознаётся как свободное и необусловленное.
С точки зрения научной психологии, думается, никогда не удастся доказать обладает ли воля истинной свободой или нет. Ясно что воля выбирает между альтернативными потребностями, но не возможно обьективно "померить" силу потребности и доказать что воля всегда "перетягивается" на сторону более сильной потребности. В возможности делать выбор в пользу более слабой потребности видимо и заключается необусловленность воли. Каждый знает на опыте как воля может последовать слабейшему и тончайшему, сверх-чувственному ощущению благодати наперекор сильнейшей чувственной или душевной страсти держащей в своей власти все душевно-плотские силы.