Привожу небольшое свое эссе для обсуждения вопросов свободы, предопределенности...и пр.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КНИГИ БЫТИЯ
(Архетипические основы невроза (в широком понимании) и смертные грехи.)
Грехопадение (БЫТ 3,1-24)
Библейский текст можно читать на объектной ступени, принимая во внимание внешние события и взаимосвязи (т.е. Библия как нечто внешнее по отношению душе человека, ее исследующего + исторический подход, временной). На субъективной ступени – каждый персонаж при этом выступает как элемент или качество души, а рассказываемая история предстанет как внутренний психический процесс. Обе ступени соотносятся друг с другом.
Критики упрекают психоаналитическое толкование в том, что оно психологизирует библию и веру (редукционизм), что оно недостаточно сознает те границы, в пределах которых оно допустимо.
Следовательно, опасность принять самопознание за Богопознание, оказаться во власти иллюзии, что Богом можно распоряжаться по своему усмотрению.
· Нам следует подойти к этому ОТВЕТСТВЕННО.
«Ветхий Завет с изумительной точностью вскрывает те психологические предпосылки, которые переходя из поколения в поколение, легли в основу человеческого поведения» ( Акад. Даниель-Роне)
ИТАК
· Грехопадение – первый акт драмы богоборчества. Быт1,26 «И сказал Бог: …Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему;…»
· Человек (евр. Адам) – наименование «всечеловека», который содержал в себе, в потенции, всех людей (Св. Григорий Нисский)
· После создания Адама люди получают живой образ и подобие Божие уже через НЕГО (быт5,3). Образ дан и задан.
· Отношение между Творцом и тварью зиждется на свободе. Между Богом и человеком существует общение любви (соотношение Творца и творения), так и в отношениях между мужчиной и женщиной любовь – не отчуждение, а открытие себя другому (мужчину и женщину сотворил их. Быт 1,27)
· Для Бога, стоящего над временем, мир прекрасен, ибо созерцается Им в своей окончательной завершенности.
· Быть живым, значит быть свободным. Быт.2,7 – и стал человек душою живою. Быт2,2 «Почил от всех дел своих» - перестал производить из небытия в бытие (Златоуст). Теперь дело человека творить историю, но сохраняет ли он связь с Богом?
· Древо жизни – эмблема бессмертия, высшей мудрости, богообщения и истинного добра (Св. Григорий Нисский)
· Древо познания добра и зла – установленный Богом нравственный порядок, закон
· Быт 2,15-17. Бог одаряет человека разумом. Наделяет его способностью отличать добро от зла. Но в то же время запрещает вкушать от древа познания, предостерегает его от ложного пути: от попытки стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.
· Нарушение завета Бога с человеком. NB! Змей побуждает женщину усомниться в благости и справедливости Бога. Далее змей внушает Еве, что вкушение от древа может дать – независимо от Бога – некую власть над миром. Первородный грех – впадение в гордость, возмечтал быть Богом (Симеон Новый Богослов)
· «Добро и Зло» - означает «Всё». Лишение Богообщения = подвластность смерти.
· Адам – человек – Логос – начало разумное (ratio)
Ева – жизнь – чувство – эмоциональное начало.
Адам дал имена(логосы), а Ева – жизнь. (И будет два одна плоть) – Единство чувства и разума (сердце). Дыхание жизни – колебание, волна.
Логос – чувство – эмоции(телесное выражение чувства) – аффект.
· Быт2,17 – Быт3,3 : «и не прикасайтесь к ним» NB!Ева преувеличила, расширила запрет.
Быт3,6 «…приятно для глаз и вожделенно. Потому что дает знание» (гнозис – власть)
· Почему произошло расширение запрета Евой. Ставшей как бы наравне с Богом законодательницей – возмечтала быть Богом – в сфере фантазии первично произошло расширение, раздувание, гипертрофия закона.
Архетипическая склонность свободного человека выйти за рамки (самотрансценденция) + дана сама возможность нарушить запрет. Таким образом аффект, жизнь вышла за границы позволенного, неизбежно реализовав свободу выбора, выбора греха при участии «Отца лжи» - змея.
! Аффект стремится проявиться(в мире, в действии) и продлиться. ( Ибо «плодитесь и размножайтесь»). Архетипическая склонность к умножению. Стать пространством и временем.
!! Ложь сначала «реализуется» в фантазии. Мечтательность – сок древа греха. Змей побуждает Еву к сомнению и она, сомневаясь, гиперкомпенсирует сомнение в благости и честности Бога.
Жизнь - душа – аффект – это то, что действует, а значит реализуется, становится пространственным и временным.
Имя + жизнь = Я-чувство(дух) – самосознающая сила – тело
Форма + течение
Творение – это развертывание материи.
Наибольшая динамика у мысли, наибольшая статика у тела (кости)
Логосы и притяжения – формы =рассудок, вневременность.
Пространство и время – чувство «Я» и «мир»
Мы не будем априорно считать, что Бог к.б. говорит: «Я – Бог, а тварь – ты и поэтому повинуйся мне».
Змей – знание – через ум – сомнение в словах Бога сеется в душу Евы, сеется идея преувеличения запрета. Сосложение чувства и ума играет – Ева преувеличивает запрет, удостоверяя тем самым сомнение в словах Бога – «нет, не умрете» (змей уже ведет Еву – внушение).
Опираясь на конкретно-чувственное познание (то. Что вижу, тому и верю) Ева не только возмечтала стать как Бог, но и увидела гастрономические и эстетические качества дерева и мудрость, заключающуюся в его плодах. Далее действие – ест плоды.
Адам соучаствует в грехе. Находясь в неведении, как бы в забытьи, податливо доверяясь жене.
Непроглоченный плод - аллегорический смысл жизни и познание добра и зла. Трагедия – попытка усвоить смысл жизни, добро и зло, проглотив плод с помощью ratio.
Разуму дается непостижимая загадка.
Чувствам дается просто скорбь и влечение к разуму, который всегда господствует над ними.