Очень хороший вопрос практикующего человека. Могу поделиться с вами в ответ своим опытом, надеюсь, будет полезно. Я так же, как и вы, столкнулся с таким же вопросом в свое время, с такой же проблемой «забывчивости» и «подвисания». И для себя эту проблему я решил радикально и совершенно, разделив по времени два совершенно разных по виду человеческих дела. Молитва — это особое дело, и его надо делать отдельно, особенно на начальном этапе, а повседневные дела отдельно. Я понял, что призыв или принцип «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» перестал быть со временем правильно понимаем и неправильно выполняется. Почему?
1. Во-первых, «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» — эта фраза сказана для новоначальных в том смысле, чтобы для быстрого прогресса и обучения и для быстрого формирования навыка начинающий делатель старался использовать все свое свободное время для практики Иисусовой молитвы. Но это совершенно не значит, что молитву надо совмещать с повседневными делами. Совершенно нет. Так ничему не научишься и дела не сделаешь. Часто читал, что молитву творят во время рукоделия или во время простых дел. Но на своем опыте знаю, что такой подход не дает прогресса в молитве, не дает глубины в ней, и дела делаются медленно и плохо. По началу я тоже так пробовал. Рубил камень и молитву в уме читал. Приводило это только к тому, что я начинал бить часто по рукам молотком, а не по скарпели. Больно Когда поэт пишет стихи, он не занимается, не может заниматься бухгалтерией! Когда занимаешься ручным трудом, внутренний диалог вообще замолкает, если сознанием погружен в дело.
Но вот когда уже навык произнесения молитвы в уме уже сформировался и молитва произносится в уме быстро и с удовольствием и с влечением, еще и еще хочется ее произносить, только тогда ее удобно говорить и при ходьбе, и в метро, и во время лекции в институте. А если уже и сердце проявило свою чувствительность и бьется совместно со словами молитвы, тогда и другие дела получается делать. Но все равно это только от отсутствия времени на молитву можно так делать, ибо прогресса это не дает. Потому что мы духовные создания, и ум наш во время молитвы должен устремляться к своей цели, а не задерживаться и не отвлекаться на текущее занятие руками или посторонними мыслями.
Полагаю, преподобный отец Силуан Афонский с вами не согласился, а я его поддержу. Если помните случай, когда один архиерей приехав на Афон заговорил о молитве и сказал, что во время сбора маслин, нет-нет,да потеряешь молитву, отвлекаясь мыслью на дела попечения, на что Силуан ответил, что у него так не бывает… Потому как молитва, дарованная сердцу и уму не теряет своей связи ни при каких искушениях. Так что, дорогой Pustyrnik, не торопитесь для себя делать выводы. Наше представление о молитве – часто и мешает ее обрести. Это же распространяется и на Божью благодать.
2. Во-вторых, «Молитесь непрестанно в любом месте и в любое время» — эта фраза имеет второй смысл для тех, в ком молитва имеет уже свойства самодвижности. Такой момент происходит каждый раз как бы вдруг, случайно, тогда, когда и не ждешь. Просто творишь как всегда молитву «нудно и печально» и вдруг ум словно стрелка компаса прилепляется к словам молитвы, и в теле даже «магнитная тяга» появляется к искомой цели. И вот уж действительно только бы непрестанно молиться, ничего другого и не хочешь, так как это дает Силу и Радость и Легкость и Уверенность и Счастье и Жизненную Силу. Только бы умом держаться за слова молитвы и молить и славить Бога безконечно. И в пике своем это состояние приводит к чувству того, что Свет горит изнутри наружу. Ядерный реактор словно внутри!!! В таком состоянии готов уже все дела переделать и чувствуешь, что со всем справишься ибо силы в себе чувствуешь просто не меренно. Но чувствуешь, что Счастье только в том, что бы быть с Богом. И тогда слова его: "ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко." Евангелие от Матфея 11:30 — Мф 11:30: https://bible.by/verse/40/11/30/ Понимаются совершенно ясно, и понятно, что это действительно так.
Но это очень трудно удержать. Неизбежно возвращаешься к повседневности. И это трудно достижимое состояние.
Рад за вас, искренне. Знакомство с благодатью часто так и происходит. Но пребывание в ней, всегда несет за собой последствия, такие как изменения внутреннего мира и внешнего поведения, стремление к постничеству, уступчивости, незлобию и внутреннему естественному чувству такта. Приобретение этих вещей, порой ценнее первых эмоциональных чувственных переживаний Благодати.
Странный человек, Рассудочный ум, скорее в этом процессе может стать помощником, указывая на результаты настройки. Или логически указать уму, что волна не та...не от Бога. Ведь и такое в эфире может быть.
и результаты настройки, и то, от Бога ли волна, замечательно воспринимает дух, напрямую, без слов. Но снова влезает рассудочный (в расширенном понимании - весь мыслящий мыслями ум) со своим коммерческим предложением - возьму на подряд
"Я мыслю, следовательно, я существую" - до тех пор, пока не появляется ведение: я присно существую прежде мысли и вне мысли. Тогда возникает недоумение: а мыслящий ум на что, какой от него прок? И ответ здесь индивидуален. Ответ ведь тоже может быть обусловлен мыслящим умом ) или нетъ.
Дух на прямую действовать на ум не может, ему необходимо для этого войти в сердце человека. Разные «субстанции» слишком. Потому и лезет ум в дела духовно-сердечные, он по сути уточняет у сердца поставленные задачи. Он прослушал задание, потому как окружен шумом, как если бы на громком концерте вам что-то говорил собеседник или спутница…Но делает он это по своему, как умеет. Порой просто пытаясь угадать, чего хочет его «царица». Да и ум использует для этого то внимание к которому привык.
Ребята, Странный человек всё точно говорит, рассудок это дар различения одного от другого, дело души, без рассудка ни пути, ни истины, ни жизни не бывает... )
Ваша мысль верно уловило направление. Рассудок обременен, точнее испорчен самомнением. Это то, что внес в свое время сатана в человека, указав Адаму, что он может быть отдельным существом, как Бог. Он замкнул внимание его на самом себе, ведь до этого, Адам и не задумывался о том, что он часть всего того, что создал Бог. А обозначив это, он автоматически откололся из Бытия. И теперь помышляя о Боге - человек автоматом исключает себя из единения с Ним, так как потерял связь с Ним. И основная задача это найти единство с Богом…и это молитва, в которой человек забывает сам себя и с ним свое самомнение, самопредставление. Потому и путь к сердцу лежит через самоуничижение, самоотречение от всего своего, смирение в послушании, и как итог - нищета духа. То есть, человек начинает общаться с Богом на равных, а не с высоты своей гордости.
Подытожу.
Ум - это инструмент данный нам Богом. Основное его качество подвижность и молниеносность. Мы поднимали разговор о мыслях и их основе, то что любая мысль от Бога, так как в основе ее лежит энергия Благого и творческого проявления Его. Но проходя через сердце и ум, мысль часто облекается странными вещами и превращается в монстра или в нечто противоположное изначальному посылу Господа. Ангельский и чистый ум - молниеносно исполняет повеления Бога. Нам же дана возможность сотворчества с Богом, благодаря нашей свободе выбора, а ум - главный инструмент в этом деле. Но мы не умеем пользоваться им, откровенно разучились. Это все равно, как если на кухне при приготовлении салата или нарезки овощей, мы ножом пользуемся для разделки костей или колке кокосового ореха... Нож обязательно затупится после этого и еще, всегда есть шанс, при этом сильно пораниться, повредиться. Почему мы используем наш инструмент не по назначению? Ни кто не научил и не подсказал,не воспитал.
Ум человека реагирует на множество ментальных(мысленно - эмоциональных) проявлений, то есть то что когда-то в человеке вызвало эмоциональную или чувственную реакцию, переживания и теперь это лежит на периферии сознания человека в виде сгустков энергий с этой информацией. Это периодически ловит," считывает" наша человеческая душа, можно так сказать "Фибрами" своими и передаем уму в виде повторных переживаний. Назовем это подсознательная работа по оценке ситуаций. Ощущаем мы это в виде помыслов, каких то идей или образов, вспышек воспоминаний или порой навязчивых звуков...И ум наш,на самом деле, просто включается в свою работу, в творческую. Он должен с этим всем что-то сделать. Сотворить, построить, развить и т.д. Разум- помогает ему в этом деле - направить творчество в практическое русло. Но так как поступающей информации слишком много, он бросает одно дело и приступает к другому, так и не закончив с предыдущим делом. Ум становиться безответственным работником, лишь иногда благодаря силе воле и жесткой направленности, он делает свое дело и старается прийти к цели. Вот основная причина всего того духовного и душевного бардака, что присуще человеку. Ум не видит и не знает цели своей работе. А цель по сути изначальная была одна - Бог. Как только ум познает Бога, так все встанет на место у человека.И мысли, и чувства и желания. В безмолвии сердца ум и познает истинную задачу, так как о ней ей рассказывает Бог.
Интуитивно, многие подвижники молитвы ищут это состояние, через тишину ума и остановку внутреннего диалога. Но на сам деле,они лишь расчищают засоренную поляну или часть своего пространство во круг себя, чтобы найти жемчужину мысли. Но как правило - это не помогает, потому как сердце находиться глубже вод ментального мусора. Надо нырнуть в глубь воды, осознать тьму вокруг оставив мусор на поверхности, преодолевая страх не вынырнуть никогда. Вот условия для сердечного безмолвия.
В Священном Безмолвие открывается пониманием целого, а сложность выражения всегда там, где присутствует самомнение. Потому в созерцании Божьей благодати часто нет нужды,что то объяснять себе. А объяснить другому, кто подобное не пережил, просто бесполезно, как рассказывать про мед тому, кто его не ел. Но милость Божья выше человеческого естества.
Добавил бы - сердце обличенное умом. Внимание - это всегда интерес, находящийся в области сердца, наша подсознательная заинтересованность, чувство важности момента. А ум лишь помогает оформить цель, направить в нужное направление. Вот именно этой азбукой мы и пренебрегаем. Не чувствуем и не замечаем резонанса между сердцем и умом. Для нас это все одинаково. Но в этом и ошибка. Из за этого мы не видим границ ума и границы своего сердца... Потому и свести ум в сердце не получается, так как сердечная цель размыта и не имеет ясности, чистоты... а ум слишком подвижный