Странный человек, Если здесь это уместно, то выскажу свое первое впечатление о ваших словах и о том, как я понял ваш метод УД и ваше объяснение.
1. Нигде и ни у кого из святых отцов я не читал о важности ума и памяти в УД. Никто из них не рекомендует ничего не вспоминать, ничего не омывать в духовном сердце, как вы говорите. У вас какое-то неклассическое прочтение получается. Напишите, пожалуйста, у кого вы этому научились? Если кто-то о таком читал, то подскажите, где и у кого об этом написано. Может, я чего упустил. Более того, если я правильно понял объяснения из Добротолюбия и у многих отцов, то главная и единственная сила, производящая освящение и обожение человеческой природы, это сам Господь Иисус Христос, и сила его и вся полнота его божественной природы заключена в его имени и через произношение этого имени гласно или мысленно действует на нас и на окружающий нас мир. Такое объяснение я читал и так понял «принцип действия» Иисусовой молитвы. Все авторы, писавшие на эту тему, говорят в один голос, что все лишние, вредные и полезные мысли тоже надо отбросить. Ничего не визуализировать, ничего не вспоминать и ничего фантозировать.
Отцы непрерывно говорят о памяти – памяти Божьей. Она основа веры. По поводу не рекомендовали ничего не вспоминать – так же не соглашусь. Исповедание греха всегда лежит плоскости памяти, да и покаяние опирается на грехи былые. А как же чувство благодарение? Ведь и оно так же ложиться на память человека, не помнящий доброго - неблагодарный человек…Скорее тогда, гордый или больной. А рефлексы? Они основа человеческого выживания или те же привычки… Любой навык, даже к молитве, ляжет на хребет памяти. А памятование о своих покойных сродниках, родителях, любимых людях? Как о них молиться не имея памяти о них? А память, как я уже говорил, используется умом через образность, компактность воспоминаний. А воспоминание, по своей технике осуществления, как раз схожа с созерцанием, сторонним наблюдением. Потому и говорю, что начинать прежде молитву надо, освоив еще и это делание. А как? Есть техника для этого, простая и не сложная, схожая с православной традицией исповеди.
2. То, что многие начинают видеть себя молящимся, «вспоминает молитву», так это не показатель. Обычный человек так же много раз видит во сне то, чем он занимается днем, пусть и в ином виде. Да, появление активных, ярких, насыщенных, как кино, снов, с продуманным и сложным сюжетом, с множеством участников и множеством действия и множеством мелких фотографических подробностей, это есть признак начала действия молитвы и признак правильной практики. НО никто никогда не говорил ни о чем подобном, как: «формируется тело созерцательного внимания». Все говорят о том, что у человека есть уже Душа. У души есть духовное зрение, позволяющее видеть в духовном мире. И в силу нашей греховности и привязанности к миру это духовное зрение закрыто или не способно без искажения видеть духовный мир. И самым первым и не убиваемым признаком того, что духовное зрение начинает приоткрываться, есть то, что делатель молитвы начинает точно, безовсяких сомнений понимать, что видит не сон. Точно не сон. И видит он нечто совершенно новое, ему не известное, никогда не виденное и в его памяти отсутствующее. Для молитвенника это ОТКРЫТИЕ.
Так и у обычного человека может развиваться и формироваться созерцательное внимание, из за постоянства нахождения в стрессовых ситуациях, нервном напряжении или физическом. Но воспользоваться они этим не могут. Так как не понимают ценности этих состояний. Решением выступает именно понимание физиологии человека, замечание внутренних изменений , даже самых малых. Это помогает сделать, опять таки, выполнение определенных заданий для себя в течении дня, что помогает приобретение навыка к этому, и память тут играет не последнюю роль.
Ну и духовное зрение, как вы выразились, вполне возможно развить через опять таки, правильное направленное внимание ума.
3. «Но вообще, обычные люди куда быстрее схватывают суть и приходят к результатам, потому как им не мешает представление начитанных об этом людей». В этом тезисе я сильно сомневаюсь. Обычные люди еще и не такие глупости совершают в полной уверенности в своей правоте. Невежество и необразованность в любом вопросе ведут к заблуждениям, ошибкам, самомнению и к блужданию по ложным путям. А уж в деле ИМ это тем более, поскольку опытных наставников реально нет.
Ошибки способен делать любой…Хоть не много если возгордиться или зачщеславится, так их не избежать и праведнику. А «помощник» в этом деле самомнение. От него все глупости и происходят. Но самомнение живет в рассудочном внимании, там его дом, правда строиться на фундаменте гордого сердца. Если поймете аллегорию.
4. Ну а в том, что многие, к сожалению, так же попадают в ловушку собственных представлений об ИМ, в следствии своей «переначитанности», так это не удивительно и имеет место быть. Тут вы правы. В полный стакан воды не нальешь.
Да – это то о чем я говорил выше. Даже опыт человека, по сути не может быть критерием истины. Потому как рассматривался не с того ракурса внимания.
5. Слова против слов, спорить бесполезно. В нашем деле заниматься миссионерской деятельностью бесполезно. Но вот если вдруг где-то появляется святой человек, так об этом все узнают сразу, и ему приходится скрываться от толпы страждущих и желающих обучиться последователей.
Я и не считаю себя святым. Наоборот испытываю удивление к своей персоне Небесной благодатью. Просто по каким то причинам, Господь даровал видение проблемы, и как оказалась, она не только у меня. Это вероятно милость Божья. И я не учу ни кого, а лишь могу подсказать, на что прежде обратить внимание, а уж потом, человек сам идет дорогой познания и наблюдения. И для себя решает человек сам, делать или нет.
6. Лучше ярче раскройте свой личный опыт из него будут лучше видны ваши успехи и неудачи. А это очень ценно. Это можно примерить на себя и сравнить. И понять через это вас, ваш метод и себя и и свои ошибки увидеть как в зеркале.
Я веду канал на рутюбе. Там все есть подробно. Поищите найдете. SVOD нашел и узнал меня.
Там кстати есть запись с одной женщиной, она имеет молитву сердечную уже 30 лет и делиться опытом. Как правильно молиться. Я сам по началу отнесся скептически, но послушав ее и какие она дает советы, понимаешь, что советы от опыта,и очень тонкие замечания на ошибки.Она мне помогла с определением сердечного места, принцип поиска. Оказалось все очень просто. Как вы говорите ОТКРЫТИЕ! Мне знакомо эта эврика.
Если вернуться к теме, то по наитию можно приблизительно понять принципы, которые лежат в основе делания. Каждый подвижник предлагает свои решения, которые для него дали результат, а потом и некоторым помогли. Не факт что низкая скамеечка и подбородок в грудь являются залогом успеха. Как и внимание. Память. И прочее... Это все, имхо, вопросы второстепенные и даже третьестепенные. Искусство предполагает индивидуальный стиль каждого. Для всех, думаю, универсальных конкретных вещей нет.
Но есть метод. Трудовая часть его заключена в том, чтобы найти свой ритм и размер. Поэтому, думаю, ИМ короткая ли, полная, или иного состава выбирается тут под себя. Ритм влияет на состояние очень лихо и настраивает дыхание. Дыхание это жизнь. Найдя свой ритм и отследив дыхание, возможно найти точку (условно) внимания. Состедотачивая так внимание и наблюдая дыхание, приходишь к форме. Или позе. Удерживая ее переходишь в новое состояние ума. Слова молитвы оборачивают ум удерживая направление внутреннего к желаемой цели. Это уже художества. Так как внешние обстоятельства меняются, то соответственно подбирается ритм-дыхание-сосредоточение адекватно им. Одинаково технически молиться дома перед сном и переходя улицу просто не разумно. Навык молитвы в самых разных условиях делает ее движимой автоматически, преключая формы согласно обстоятельств не повреждая сути. В итоге она отказывается от внешних обстоятельств без вреда молящемуся и становиться неотъемлемой частью повседневности. Как дыхание. А слова, обернув ум, уже руководят его движением. Со всеми втекающими и вытекающими... упираться в конкретные рекомендации делать технически так или иначе по совету даже СОв - не гарантия. Даже может навредить. Учитывать опыт и нарабатывать свой - имхо полезней.
Потом молитва сама разберётся как ей быть...
Да, Родион, но то, о чем вы пишите, многие тратят многие годы, чтобы познать технику, потом принцип внимания, потом ритм и т.д. И при этом, совершают ошибку в самом начале. Можно ли прочитать книгу не зная всей азбуки? Нет…даже если какие то слова прочитаешь, то не понятные будешь заменять со своим смыслом, что может быть в корне противоположным. Что в итоге выйдет? В лучшем случае тупик. Потому первым делом, надо познать азбуку внимания. Понимать разницу между вниманием рассудка и вниманием молитвы, если человек хочет ею заниматься. Иначе и будут вставать вопросы, как совместить молитву и повседневные дела.