Евгений, Вы затронули невероятно сложную и интересную тему. Сейчас как раз занимаюсь потихоньку её изучением. Назовём её так: «Параноидное сознание в церкви, границы нормы и патологии»
Вы писали: «Процент воцерковлённых людей подверженных такого рода параноидальным страхам вероятно на порядки превышает процент в среднем по населению.» Совершенно согласен. Однако Вы приводите пример т.н. тревожных опасений, навязчивых сомнений и страхов, а не параноидальных страхов. Страх перед Законом как выражение аномально понимаемого стараха Божия.
Тревожные опасения (легко) и навязчивые страхи (гораздо труднее) корректируются психотерапевтом/священником и развиваются обычно у тревожно-мнительных личностей, часто зацикленных на «правильности». У таких личностей есть страх контроля, но нет страха физического повреждения и морального уничтожения, свойственного параноикам, однако им свойственно магическое мышление.
Воцерковлённый, имея малый опыт Любви, опирается всецело на Закон – «послушание». Отпадение от Закона приравнивается к отпадению от церкви и от Бога. Магическое мышление срабатывает так: «если всё делать правильно, установленным способом, то ничего плохого не случится». Но всё выполнять не получается и возникает тревога, а вот дальше многое зависит от конституции/наследственности – т.е. тип реакции, совладания с тревогой – кто-то начинает неистово молиться определенное число раз, кто-то объедаться сладостями, а у кого-то запускается параноидный механизм.
Если говорить о паранойе…. Параноидный означает в психиатрии «бредовой». Параноид – это умопомешательство. Но в нашем контексте мы будем говорить не только о больных параноиках, но и о более-менее здоровых людях с параноидным характером.
Параноидные страхи всегда связаны с ощущением угрозы извне, в т.ч. и из потустороннего мира, они являются более глубоким уровнем психопатологии.
Давайте определимся в понятиях. В общих чертах, параноидное начинается там, где возникает чувство потустороннего (но не обязательно) бытия, несущего какую-то неясную угрозу существованию личности, которое потом конкретизируется («кристаллизуется») и приписывается влиянию какого-либо объекта (инопланетяне, бесы или спецслужбы, масоны, цыгане, врачи-убийцы и т.п.). Проекция – механизм защиты, свойственный параноикам, состоит в том, что непереносимые психические содержания выносятся вовне и приписываются объекту, т.е. то, что находится внутри переживается как если бы оно находилось за пределами собственного Я. Параноики видят источник своих страданий вне самих себя. Важным вкладом в параноидную ориентацию является, по-видимому, высокая степень внутренней агрессии и раздражительности. Параноидные люди сильно обременены чувством вины (за своё чувство грандиозности себя и разрушительности) и стыда, которые не осознаются и проецируются. Они живут с ужасом от мысли, что Бог или люди будут шокированы их грехами и развращенностью, отвергнут или накажут за совершенные преступления. Они хронически отражают это унижение, трансформируя любое чувство собственной виновности в угрозу, исходящую извне. Отрицание и проекция может быть разной степени патологичности. У параноика отсутствует базовое доверие к миру, людям, Богу. Главным полярным противоречием параноика является униженный и презираемый образ собственной личности, расположенный на одном полюсе, и всемогущий, оправдываемый и торжествующий – на другом. Напряжение между этими двумя образами затопляет их внутренний мир.
Обязательным фактором в параноидной динамике является магическое мышление, связанное с неразличением мысли и действия (что ярко видно на примере с ИНН, на эту апокалиптическую 666 уловку повёлся именно народ с маг.мышлением, кот. считает, что имя(номер)=сущность, т.е. зная имя-номер «преследователи» могут управлять жизнью своих жертв, буквальная трактовка Апокалипсиса + «тайна» – в этой реальности просто штрих код (или паспорт), а в потусторонней печать зверя, при этом обе реальности проникают в друг друга и смешиваются ). Подробнее писать сейчас не буду пока….
Итак основным для практики психотерапии таких личностей является развитие базового доверия, чувства юмора и самоиронии, демифологизация/де-магизация мышления (обучение различению между мыслью и действием, именем и сущностью), построение правильных личностных границ, развитие искренности и самоуважения – всё это очень кропотливый процесс…
Параноидное сознание в церкви, видимо, набирает силу, увеличивается количество людей, приписывающих свои непереносимые переживания агрессии, зависти, вины другим людям, институтам, а также ведьмам, колдунам и бесам.
Сейчас распространены полупараноидные страхи у иерархов перед «врагами церкви».