Исихазм

Автор Тема: Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?  (Прочитано 86973 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #90 : 29 Ноябрь 2005, 22:13:25 »
Согласен с Георгием. Основной запрос, на мой взгляд, к психиатру - потеря контроля за эмоциями и поведением. Запрос к психотерапевту может быть тем же самым, но вовсе не обязательно. Психотерапевт может ( и обязан как врач) помочь пациенту научиться понимать себя, свой характер, справляться более зрелым образом с внутрипсихическими конфликтами.  
  Однако я оставил в стороне психологическую психотерапию (!), которая занимается не больными (пациентами) с психическими расстройствами, а условно здоровыми людьми (клиентами),- в процессе психологического консультирования помогает справиться с конфликтными ситуациями, осуществлять "личностный рост".  
 Страсти - это понятие из области аскетики, а не психотерапии. Многие верующие не разбираясь в медицине, тем не менее стремятся ставить диагнозы той или иной страсти и лечить её.... в своих ближних. Типа: "он одержимый" , "он блудник" и так далее, а сами очень не любят, если про них скажут, например, "психастеник", "брутальный эпилептоид". В медицине диагноз ставит врач, а вдуховной жизни кто???
 Я поддерживаю идею психотерапии только как медицинской специальности, хотя 80% психотерапевтов сейчас - психологи.
 О страстях я подготовлю подборку как первоначальную модель в рамках психотерапии позже...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #91 : 29 Ноябрь 2005, 23:01:24 »
Цитата: Kosach

 В этой связи , я думаю, случись мне заболеть нервишками - было бы полезно и спокойно полечиться у viktorа  :lol  - все-таки верующий  врач отнесется трепетней к моей душе!


Вот, Вы сами и отделили борьбу со страстями от "заболеть нервишками". А об этом и речь.

Kosach

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #92 : 29 Ноябрь 2005, 23:14:25 »
:yes

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #93 : 30 Ноябрь 2005, 00:04:19 »
Клаудио   Наранхо
ХАРАКТЕР    И    НЕВРОЗ        
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД К НЕВРОЗУ (конспект)
•   Каждый характер вызывает особую «метафизическую иллюзию» : неверную предпосылку в отношении к возможности или обещанию Бытия.
•   Устная традиция Среднего Востока: когнитивная ошибка является изначальной сутью характера – см. далее).
•   Защитные механизмы = избранные способы поддержки бессознательного – межличностные стили, стратегии
•   Обсуждается предмет иллюзий в соединении с вопросом «онтической  обскурации»  ( сущностное заблуждение, умопомрачение, отклонение [индивида]):   каким образом «нехватка или недостача бытия» переживается в каждом из «психологических адов», насколько индивид ответственен за ее (нехватки) поддержание и каким образом утрата бытия удерживается в каждом случае вводящей в заблуждение жаждой внешнего бытия: не там, где бытие может быть найдено, а где верится, что оно есть, в виду самообманчивой подмены, иллюзии, миража, ловушки…
•   Представлено духовное понимание, взгляд на характер и невроз – экзистенциальный подход, приравнивающий духовное «умопомрачение» к утрате Бытия.
•   Вся  психопатология поддерживается единым скелетом специфической характерологической структуры И каждый характер вдохновляется особым «страстным» мотивом.
•   Девять страстей (гнев, гордость, тщеславие, зависть, алчность, страх, обжорство, похоть, лень ) составляют сохраняющуюся всегда онтическую обскурацию (умопомрачение)
•   Утрата Бытия -  сердцевина характера.
•   Вся психопатология влечет за собой  «экзистенциальный вакуум», помрачение бытия, в котором этот «вакуум» поддерживается, и помрачение, сохраняемое экзистенциальным вакуумом.
•   Характер – это базовый тип защиты.
•   К.Хорни: симптомы невроза – манифестный результат конфликтующих характерологических черт и, следовательно, без раскрытия и выправления структуры невротического характера мы не можем лечить невроз; трудности характера неизменно сосредотачиваются вокруг базовых конфликтов.
•   Невроз - искажение всей личности – пути, с помощью которого личность противодействует самой себе. Этот путь есть невротический стиль.
•   Любой невроз – характерологичен.


НЕВРОЗ - процесс деградации сознания – грехопадение – изгнание из Рая – отклонение от Истины – психологический процесс аномального развития.

•   Деградация, «изгнание» сознания в конечном счете приводит к тому, что индивид не чувствует никаких изменений ( потерь, ограничений, неудачных попыток реализации своего полного потенциала) – это полное человеческое падение, ослепленное, суженое сознание начинает веровать в свою свободу = «сон».
                   Деградация  сознания – еще и деградация эмоциональной жизни и качества мотивации.
•   Мотивация у целостного человека возникает из избытка и наполненности, в нездоровом состоянии же – имеется оттенок недостаточности, желание заполнить нехватку чего-то = разница между переизбытком любви и нехваткой желаний

*  Н е д о с т а т о к   л ю б в и
Мы являемся передаточным звеном в «чуме эмоций», поражающей все общество – бедствие, переходящее из поколения в поколение. Здесь максимально важен недостаток любви, отношение (специфическое) со стороны матери (к ребенку), а также «травма рождения»
•   «Мы появляемся на этот свет подобно семени растения, в котором заложен определенный потенциал и которое инстинктивно ожидает от окружающей среды определенных условий, любви…» К.Хорни
•   Изгнание из Рая и та личность, которую мы в результате отождествляем с «Я» - это есть  с п о с о б   с у щ е с т в о в а н и я, усвоенный нами для защиты собственной жизни и благополучия,  -  п о д о б н о е   п р и с п о с о б л е н и е осуществляется путем «регулировки» в широком смысле, и обычно о с н о в а н о   н а   с о п р о т и в л е н и и ,   а   н е   н а   с м и р е н и и.
•   Ребенок, лишенный возможности удовлетворить свои потребности, вынуждается к манипулированию и его характер, следовательно, контрманипулятивный аппарат.                  
Следовательно, жизнью управляет не «мудрость» организма, /Божья воля/, а ранняя адаптационная стратегия, которую поддерживает особый вид научения, характеризующийся особой фиксированностью и жестокостью, поскольку в непредвиденном случае индивид в своем поведении обращается за помощью к изначальной ситуации, - «работа на автопилоте» - сложившаяся ситуация не рассматривается творчески + фиксация прошлых реакций –  «характер», «персона», («charaxo» - выгравировать по-гречески). Характер – то, что выгравировано в человеке, постоянно.
•   Основной конфликт в нас – вмешательство в саморегулирование организма со стороны нашего характера.
•   Внутренний объект торможения, появляется в результате укоренившейся тенденции к самоотречению и желания быть не такими, какие мы есть на самом деле – наши невротические потребности. Следовательно, в л е ч е н и е – есть инстинктивные побуждения + невротические потребности характера.
СТРАСТИ = различные виды дефицита мотивации, они являются для нас запрещенными ввиду присутствия в них аспектов жадности и ненависти.
•   Характер – совокупность черт, как следствие желание быть похожим на родителей и наоборот – не похожим на них.
•   Основа характера двойственна – аспект мотивации (страсть) во взаимодействии со стремлением к познанию (фиксация - когнитивный стиль)
•   С ф е р а   и н с т и н к т о в = сфера страстей.
Подлинный враг находится в сфере недостаточности мотивации – враг этот – побуждение страсти, заражающее, оказывающее пагубное влияние, подавляющее и замещающее инстинкт + когнитивные аспекты Эго, поддерживающие эти страсти.

   ДУША  -  СУЩНОСТЬ : высший интеллект + высшее чувство (добродетели )  + чистый инстинкт(свободный)
   ЛИЧИНА - : низший интеллект( фиксации ) + низшее чувство (страсти) + низший  инстинкт (сохранение + сексуальное + социальное)

•   Сущность – сознание, существующее в Боге, это не вещь, но процесс, свободный и целостный.
! Различие между сущностью и личиной – реальным и обусловленным существованием, высшим и низшим разумом,  истинным и ложным «Я».
__________________________________  

Самопознание – стремление раскрыть у себя изначальную центральную черту характера – «самое главное качество».

ИТАК: Два центральных свойства в каждой структуре характера:
1)   «когнитивный дефект», особым образом искаженная реальность, фиксация;
2)   «управляющая  страсть», природа мотивационной основы   Структура характера формируется определенными основными путями – «ментальный скелет».
   Имеется девять основных разновидностей характера, в каждой из которых ещё три разновидности в зависимости от интенсивности стимулов самосохранения, половых и социальных стимулов (инстинкты)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕВРОЗА. СТРАСТИ.

  Страсти – основные, мотивированные дефицитом (недостатком Любви) побуждения, движущие психикой (желания).
  Ухудшение эмоционального настроя вызывается скрытым вмешательством со стороны когнитивного расстройства (фиксации).
  Преобладание той или иной страсти можно наблюдать в ребенке уже в возрасте 5-7 лет, однако лишь после 7 лет в нем формируется когнитивная основа для конкретного эмоционального настроя.
  Страсть = болезнь, опьянение, она сопровождается зачастую страданием и разрушением.
 Страсти – низшие эмоции (– страдание (пафос) – пассивность) – страсти овладевают, т.е. мы – игрушки страстей.  
 Психодуховная леность – нота «до» всех страстей.
   Психологическая инертность (лень) – основа невроза (отсутствие чувства бытия). Страсти взаимосвязаны определенным образом.
   Пример:  Сладострастие – «возвышенная» и преобразованная «гордость» -  зависимость отрицается и трансформируется в агрессивное отношение «хищника» к окружающим. Годость – компенсация неполноценности во взгляде на самого себя. Алчность – альтернативная форма выражения мстительности (аутисты) – не дарить никому свою любовь и вычеркнуть человека из своей жизни.  
 
Страсти равнозначны как в этико- теологическом, так и прогностическом смыслах.

ТИП КОГНИТИВНОГО ИСКАЖЕНИЯ. ФИКСАЦИИ.

  Фиксация возникает в результате рационализации (толкования-оправдания) соответствующей страсти.
  Фиксации лежат в основании страстей, фиксации – грани ведущей к заблуждениям системы в Эго.
  Любой тип характера (формирующийся на основе страстей) отчасти содержит в себе идеализацию; некий невыраженный взгляд на то, как надо жить.
  В процессе психотерапии можно выявить какой-то период жизни, когда человеком было принято решение мстить, никогда больше не любить, жить в одиночестве, никому не верить и т.п. + множество предубеждений, которые принимаются человеком с тех пор как истинные, а также предубеждения, появившиеся в детском возрасте из-за боли или паники.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #94 : 30 Ноябрь 2005, 00:05:23 »
Давайте, пожалуйста обсудим выше приведенным текст....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #95 : 30 Ноябрь 2005, 08:34:39 »
Простите, не может так быть. Если человек искренне кается, молит Бога о помощи и прилагает хоть мизерные, но усилия к вылезанию из грехов, он не становится хуже. Он становится лучше, но сам пока не видит этого, а видит все новые и новые язвины греха. Да, побеждаясь привычкой он падает, но-в подвиге. Он кается? Покаяние-возненавидеть грех, не хочу, не буду, помоги! А результаты к концу объявятся, если сие полезно Господь сочтет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #96 : 30 Ноябрь 2005, 11:49:47 »
viktor,  сложно обсуждать, поскольку надо въезжать и много всего. Если двигаться, то потихонечку, переводя на нормальный человеческий язык - а для нас разжевывая, - отталкиваясь от практики, с примерами...

Наталia

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #97 : 30 Ноябрь 2005, 13:57:37 »
Вот именно, правильно говорит Alexander. По каждой строчке - практика и осмысление ее, желательна параллель со святоотеческими терминами. Тогда, может быть, и переварим. :think Слепим кентаврик. :D

Владiмiр

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #98 : 30 Ноябрь 2005, 14:36:26 »
Виктор, спасибо. Не закрывайте тему. Даже в Вашей терминологии извлекаю пользу. Вот такой вопрос:
все люди грешны, но далеко не все страдают неврозом: в чем здесь дело? Наверное не у всех грешников есть внутреннее противоречие, т.е. страсть по-Вашему как дифицит любви поддерживается "онтической обскурацией" ( сущностное заблуждение). Может быть это есть наше общее неверное мнение о себе: Я ХОРОШИЙ.?

Владiмiр

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #99 : 30 Ноябрь 2005, 14:45:36 »
И еще вопрос к Виктору: что в данном фрагменте подразумевается под "дифицитом любви" - ее (любви) недостаток или полное отсутствие? Я склонен полагать, что ОТСУТСТВИЕ. Это судя по себе. Вот во мне нет любви вовсе, причем ни к кому. Но жить это и значит ЛЮБИТЬ, нет любви - нет жизни, нет ощущения ценности бытия сомого по себе. Т.е я  есть труп, хотя пока еще и живой. Но здесь нет проблемы до тех пор пока я люблю СЕБЯ. Всетаки есть любовь, но извращенная: к себе. Это поддерживается мнением о себе - я хороший. Психологически напрашивается вывод: укрепи о себе такое (неправильное) мнение и будь здоров, спи себе спокойно по ночам, не мучайся сомнениями даже если работаешь килером. Нет ли здесь опасности? Простите мой дилетантизм.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #100 : 30 Ноябрь 2005, 17:07:47 »
Согласен с Владимиром (первый пост). Невроз есть следствие конфликта между невротическими потребностями.

•   Невротические потребности:
-   потребность в любви и одобрении (желание быть любимым всеми и каждым, НО безразличие к партнеру) ЗАВИСИМОСТЬ
-   потребность в поддержке сильным и опекающим партнером – стремление «заработать» любовь из-за неуверенности, что его действительно любят.
-   Повышенная зависимость от объекта любви
-   Бегство в независимость
-   Потребность властвования, доминирования – на все сферы жизни,  но при этом отказ от ответственности за бремя власти. ЗАВИСТЬ
-   Потребность в публичном восхищении, признании – мерила самоценности.  ТЩЕСЛАВИЕ

Невротические потребности есть извращённые гордостью инстинкты и суть выражение страстей! Они свойственны в той или иной степени всем людям, поэтому все условно здоровые люди - "нормальные невротики" с этой точки зрения. Клинически (в психиатрии) диагноз невроза ставится в случае, если возникает дезадаптация, нарушение приспособленности личности к обществу.  
 Владимир, речь идёт о недостатке Божественной Любви, Благодати, которая даёт человеку чувство Бытия. Мы все в разной мере отчуждены от Основания Любви, но и существуем, в то же время, благодаря Энергии Любви.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #101 : 30 Ноябрь 2005, 17:20:36 »
Цитата: viktor
Давайте, пожалуйста обсудим выше приведенным текст....


Виктор, не обижайтесь, но написанное больше всего напоминает (мне, по крайней мере) полный бред:-). Такое ощущение, что писавший это, ничего не понимает и не видит во внутреннем мире человека, но с маниакальным упорством пытается, тем не менее, его описать, надеясь, что отсутствие понимания можно восполнить неким подобием наукообразия или невнятной отсылкой к восточной мистике и христианству. В итоге получается совершенно не структурированный текст, лишенный смысла даже в отдельных частях, а в целом напоминающий полный бред. И Вы всерьез предлагаете нам это обсуждать?

Наверно, у психоаналитиков, как у всякой профессии, существует свое любимое профессиональное заболевание. У психоаналитиков, натурально, это заболевание -- психическое. Возникает оно на основе увлечения Фрейдом, а заканчивается полной потерей тестирования реальности, что и демонстрирует автор текста, когда свои галюцинации по поводу внутреннего мира человека пытается изложить для посторонних. Этот текст надо не обсуждать, а изучать, как любую и манифестацию психически больного, не с точки зрения здравого смысла, которого там нет, а с точки зрения симптоматики, которую он собой являет.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #102 : 30 Ноябрь 2005, 17:21:14 »
Итак, есть СТРАСТИ - они исходят из недостатка Божественной Любви, Благодати. Страсть - это как чёрная дыра в душе, она хочет продлиться и углубиться в душе - это её сущность, она пожирает дающуюся человеку Благодать и использует её в этих своих целях. Делает страсть это благодаря ФИКСАЦИИ - системе заблуждений-оправданий, которые не дают личности осознать себя и осознать страсти как отдельные "второразрядные души" (термин К.Г.Юнга).
 Индивидуальная совокупность базовых страстей и соответствующих фиксаций составлет скелет характера. Характерные черты личности передаются по наследству, но сам личностный дух - от Бога. Недаром говорится: "хочешь познать судьбу - познай характер"...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #103 : 30 Ноябрь 2005, 17:23:05 »
Евгений, Ваша критика безосновательна пока, одни ярлыки...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #104 : 30 Ноябрь 2005, 17:24:52 »
Я тут для Евгения поговорку придумал: "Кто Фрейда ненавидит, тот в блуде не кается" :)
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...