Исихазм

Автор Тема: Церковь в наше время  (Прочитано 81292 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #15 : 17 Сентябрь 2005, 14:19:56 »
Наталiа писала: "Мне нравится в Православии и то, что там никто не будет за тобой бегать и звать на службы, полная свобода выбора при полном равнодушии к тебе окружающих. Давно уже читала слова одного опытного старца о том, что это плохо, когда священник любим паствой, они привязываются к нему, и забывают о том, что в церковь надо ходить ради Бога, а не любимого пастыря. В конце концов я всегда сравниваю церковь с армией..."
 Ещё чуть-чуть и церковь с зоной сравните :D "Не верь (людям), не бойся , не проси..." . Мы тут типа под одной крышей собрались ради Бога, а так каждый сам за себя. Наталiа, жаль я Вам по почте плёточку выслать не могу, униформу кожаную с длинной юбкой...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #16 : 17 Сентябрь 2005, 14:29:08 »
А я с Наталией согласен.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #17 : 17 Сентябрь 2005, 16:50:02 »
Alexander:

Цитировать
Современные подростки смотрят на церковь с равнодушием или недоверием. Эта же позиция насаждается СМИ. Так что будущее церкви старого формата обречено на небольшие бури в стакане воды с дальнейшим устаканиванием-реформированием и государственную пенсию с отпеванием.


Церковь во все времена была малочисленна. Возьмем, к примеру, конец III века до гонений Диоклетиана, когда количество членов Церкви «преумножилось».  Согласно подсчету церковных историков, количество христиан в те времена насчитывало всего-навсего 1/20 часть населения империи. При этом основное количество христиан приходилось на крупные города. И сколько же было христиан в Риме? Один только Колизей мог вместить зрителей в 3 раза больше количества всех римских христиан! А ко времени I Вселенского собора в Александрии с 800-тысячным  населением насчитывалось ок. 2000 христиан.
И думаете, в «христианские» времена было иначе? Написал, например, Григорий Нисский житие Григория Чудотворца. Когда Григорий Чуд.  вступил на епископскую кафедру в Неокессарии, было там 17 христиан, а по его смерти осталось в Неокессарии 17 язычников. Такие цифры преподал в житии Григорий Нисский.  Расклад сей статистики таков:  ко времени смерти Григория Чудотворца осталось 17 + еще небольшое количество христиан из неофитов, 17 твердых язычников, а остальная часть населения Неокессарии – просто «христианизированные» язычники.
Когда Оливье Клеман, приехав в «возрождающуюся» Россию и побывав на Пасху в Москве, сделал подсчет по максимуму всех православных (включая и тех, кто только на Пасху посещает церковь), то оказалось, что их число составляет не более 3 %.

Стоит ли скорбеть о нашей малочисленности?...
 
«Не бойся малое стадо!» (Лук.12,32)

alluz

  • Гость
Церковь в наше время
« Ответ #18 : 17 Сентябрь 2005, 17:40:20 »
Наталiя, Viktor, "не знаете, какого вы духа".
Igor, Вы же понимаете, о чём идёт речь.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #19 : 17 Сентябрь 2005, 18:41:19 »
alluz, а Вы расскажите.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #20 : 17 Сентябрь 2005, 19:15:13 »
Цитата: Наталia
Честно признаюсь, что интеллигенция, как явление, мне отвратительно еще со студенческих лет.


Вы знаете, Наталья, совершенно разделяю ваш взгляд. Но! - трезво смотря на себя со стороны, прекрасно понимаю что и сам есмь интеллигент, и вы тоже (не обижайтесьтолько :D ), и многие на этом форуме. Вообще это тема отдельного разговора - интеллигент как человеческий тип, его слабые и сильные стороны, его место и путь в церкви. Думается, как и любой другой социальный тип, интеллигент имеет свои добрые и уродливые стороны, но ему свойственна рефлексия и комплекс неполноценности, он ненавидит в себе свои уродливые черты, перенося свою ненависть на всех братьев интеллигентов. Ему свойственно стремление вырваться из тисков своей "сложности" и обрести простоту и цельность, поэтому он с таким мистическим уважением относится к "простому народу", часто не видя что и простой народ вовсе не так "прост" и имеет свои уродливости, сложности и комплексы. Интеллигент, перефразируя Чехова, "всю жизнь выдавливет из себя по капле интеллигента", но ему это никогда не удаётся, потому что невозможно ему перестать быть собой. Истинная простота и цельность обретается лишь в Боге, лишь став причастником Бога, можно обрести эту вожделенную простоту, лишь благодать способна излечить интеллигента от его рассудочности, недисциплинированности мысли, оппозиционности,  склонности к нигилигзму и проч., и способна проебразить его добрые, хотя и по сути мирские и душевные качества, в истинно духовные. А пока он на пути, думается он может использовать и свою критичность, оппозиционность, нигилизм на пользу, если будет прилагать их к себе самому, а не к ближним, и смотреть критично и аналитично на себя со стороны.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #21 : 17 Сентябрь 2005, 20:25:49 »
Igor,
Цитировать
Стоит ли скорбеть о нашей малочисленности?...


И скорбь одиночества, и радость встречи, и сложности узнавания :)

Я говорил о кризисе внешней церкви и о том, что поиск и серьезный выбор нового поколения приходится на постхристианскую эпоху. Для некоторой части молодежи становится актуальным выбор не внутри христианства и даже не между христианством и чем-то иным, а выбор в ином помимо внешнего христианства.  Для тех же, кто выбирает традиционный путь, все проблематичнее продраться к истине Православия через препоны родовой религии, в которую вырождается внешнее православие.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #22 : 17 Сентябрь 2005, 20:51:38 »
Цитата: Alexander
Для тех же, кто выбирает традиционный путь, все проблематичнее продраться к истине Православия через препоны родовой религии, в которую вырождается внешнее православие.


А почему проблематичнее? Такой доступности духовной литературы как сейчас никогда ещё в истории не было. Вся та внутренняя таинственная духовная жизнь и литература за которой раньше надо было идти в пустыни и в отдалённые монастыри теперь вот - на интернете, читай, живи по ней. Другое дело что проблематична сама возможность здоровой духовной жизни только по книгам, без духовной преемственности и руководства.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #23 : 17 Сентябрь 2005, 21:10:53 »
Да - тема болезненная.
Вот интересный фрагмент из бесед Архимандрита Софрония Сахарова.

"Когда мы говорим о нашей жизни во Христе теперь, то слово наше касается как современного положения вещей, так и безвременного, вечного. За последнее время я слышал некоторые слова, которые обнаружили появление больших заблуждений в такой огромной стране, как Россия. Наши два брата провели достаточное время в современной России. Разруха, причиненная семидесятилетним, самым безумным гонением против Христа, действительно разорила Церковь. И так как за эти семьдесят лет народ был отрезан от настоящего учения и опыта Церкви за истекшие века, то сейчас в сознании этих людей наблюдается большая путаница. На вопрос одного старца из России: "Что мне делать в связи с тем водоворотом всяких нелепых идей?", я по опыту моей жизни ответил ему не о деталях, а о структуре Церкви и предложил ему быть включенным в эту структуру, во главе которой в настоящее время стои патриарх Алексий II. Надо, чтобы все возвращающиеся церкви, школы и так далее прилеплялись к этому столпу и утверждению. И Церковь найдет свой путь... Разрушив всю аскетическую и богословскую культуру, большевики - безумцы в своем неправильно понятом гуманизме - все извратили и сожгли библиотеки. Но одно они оставили целым по промыслу Божию - структуру Церкви. Единство Церкви, цельность ее возможна только теперь через соединение в этой структуре. "

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #24 : 17 Сентябрь 2005, 23:54:34 »
Evgeny,
Цитировать
А почему проблематичнее?


Потому что традиционный путь засорен, и потому что традиционный путь подменен широкой дорогой. Широкая дорога, на которой много мусора и препятствий - их преодоление создает иллюзию узкого пути.

Духовная литература есть - как никогда раньше, но и навалено книжного мусора столько...  Доступность духовной литературы относительна: чтобы ее понять, надо достаточно глубоко погрузиться в православие, постичь его язык, узнать традиции, а здесь ловушки расставлены сплошняком. Посмотришь на иного православного человека после года-второго т.н. воцерковления и жуть берет: или ругается на всех, или боится и ходит с потухшим взглядом. А теперь еще третий тип - самый страшный - активно культивируется - благополучный: престижная работа, семья с достатком и по воскресениям церковь. Покупает свечку только в своем храме и читает Вознесенскую на ночь :) - вот и вся "духовность".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #25 : 18 Сентябрь 2005, 01:17:45 »
Всё так, Александр, но загвоздка в том что иначе не может быть, никогда в истории не было и не будет. Я имею в виду что картина может быть иной и ловушки другие, но в принципе без ловушек, ересей, мифов, искушений, расколов,  разладов и прочего в церкви не может быть и не бывает по простой причине что люди приходящие в церковь сами духовно больны, и это нормально "потому что не здоровые нуждаются во враче, но больные". Эти ловушки - своего рода коллективные психозы, устойчивые коллективные психические формирования, которые поддерживаются постоянным потоком новых больных пополняющих церковь. Это похоже на инфекционную больницу, в которой постоянно приходящие извне пациенты со слабым иммунитетом приносят новые вирусы и подцепляют старые мутирующие вирусы вызывающие новые волны затяжных эпидемий. Проходит одна эпидемия, приходит другая. И только некоторые, переболев разными заразами, аккуратно пройдя курс лечения и приобретя устойчивый иммунитет, становятся уже неприступными для новых и старых зараз. Вообще понимание веры как духовной медицины, а церкви как больницы на мой взгляд очень справедливо и помогает нам относиться ко всем как к пациентам - к себе с терпением, а к братьям по койке - с милосердием. Это не означает что на болезни надо смотреть сквозь пальцы и не надо их лечить, просто делать надо это с пониманием естественных причин происходящего, с терпением и милосердием к больным, тем более что и сами то мы пока ещё далеко не здоровы.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #26 : 18 Сентябрь 2005, 03:24:41 »
Извините, я не понял как правильно пишется "во-церковление" или "во-цирковление" :(
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #27 : 18 Сентябрь 2005, 10:02:51 »
Евгений, я согласен с тобой. Только помним, что каждая эпоха (и место) свою специфику имеет. Вот ты сравниваешь церковь с больницей - и это правильно. В России сейчас огромная сеть государственных поликлиник осталась, пенсионеры и инвалиды там толпами "клубятся" по нужде своей. Но любой здравомыслящий человек туда не пойдет, если у него деньги есть. Появился выбор, и ищущий свое здоровье пойдет в лучшую клинику, а не туда, где народа много. Так и с духовным здоровьем дело обстоит. Вот ты сравниваешь церковь с инфекционной больницей - у нас, сам знаешь, такая имеется (смотрим обращение о помощи больным детям на первой странице форума). Ведь не подумаешь ты в наивности своей, что туда легко священника бесплатно дозваться. В больнице, слава Богу, дети чрезвычайно редко умирают, а если было бы много смертей, уверяю, конкуренция среди батюшек крутая развернулась... А какие церкви деньгами русским детям активно помогают? Правильно, лютеранские! Лютеране Европы отдают свои деньги, чтобы лечились лучше "православные" дети в инфекционной больнице. Пусть этот пример будет образом специфики духовного лечения в наше время.

viktor,
Цитировать
Извините, я не понял как правильно пишется "во-церковление" или "во-цирковление"


Господи, ну что будешь делать с этими интеллигентами - вроде бы умные люди, а не знают, что, коль есть практический вопрос, как правильно: во-церк... нет, во-цирк... ерунда какая-то, вот уже и меня запутали! - к батюшке надо обратиться, и он все-все объяснит. Да, был еще совет: если рядышком батюшки нет, то - к матушке, а если и матушки нет, то к их чадам - устами младенцев, сами понимаете, кто говорит. Простите меня.

alluz

  • Гость
Церковь в наше время
« Ответ #28 : 18 Сентябрь 2005, 14:56:58 »
Религия откровения тем и отличается от религии традиции, что всегда можно навести порядок, привести в соответствие с первоисточником. А противоречия подчас просто парадоксальные.

 Victor, Вам что Евангелие пересказать?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Церковь в наше время
« Ответ #29 : 18 Сентябрь 2005, 15:59:59 »
Цитировать
Для тех же, кто выбирает традиционный путь, все проблематичнее продраться к истине Православия через препоны родовой религии, в которую вырождается внешнее православие.


Alexander,  "препоны родовой религии" были всегда и во все времена. Раньше Вы, наверное, на на них не обращали внимания -  много было внутренних задач. Сейчас Вы смотрите на происходящее в церкви трезвым зрелым взглядом, без неофитских иллюзий.
И, кстати, "родовая религия" у греков и сербов - покруче нашей.

Что же касается третьего типа в церкви, такого, действительно не было в советские времена. А в добрые старые синодальные - навалом. Ну, и что с ними делать? - В церковь не пускать? :D