Исихазм

Автор Тема: Все ли должны и могут быть исихастами  (Прочитано 37455 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #30 : 22 Сентябрь 2005, 04:07:47 »
Цитата: Наталia

Вот он – исихазм! И кто может этот мозахизм вместить?! Моя душа скулит и даже воет от ужаса, вдумываясь в данные строки. Нет у нее мужества. Тут только явный призыв Бога может подвигнуть на подобное делание. Хотя, конечно, «глаза боятся, а руки делают» и «дорога в тысяи миль начинается с первого шага».

Наталiа,
По поводу скулежа:
Меня когда-то в юности потряс ранний ролик Чарли Чаплина, где он в Нью-Йорке строит небоскрёб. У него обеденннй перерыв, и он раскладывает свою нехитрую снедь на ящике, накрытом его носовым платком. Сам же он сидит на другом ящике, и время от времени встаёт, чтобы поправить что-то в съестном "натюрморте". В тот миг когда он поднимается со своего ящика, тот стремительно уезжает вниз, так как Чарли поставил его по неведению на платформу открытого лифта. Когда же он присаживается вновь, ящик очень удачно подъезжает ему под зад. Он повторяет этот трюк неоднократно, вызывая одновременно ужас и смех у зрителя.
Мне этот эпизод кажется невероятно удачной иллюстрацией к Царству Божиему, где не нужно ни о чем заботиться, где нет, как мы говорим, языческой заботы.
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога. Одновременно же приобретается и полнота переживания жизни, а также уникальности и значительности каждого мига её.
"На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия..."(90-й Пс.)
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #31 : 22 Сентябрь 2005, 05:18:48 »
Цитата: vlad
Леонид,  
 Это те кто уходит ......
 И те , кто из сострадания остается ....
Но при чем здесь правосла вие...?

Vlad,
О чём ты тут? Поясни, если не в лом...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #32 : 22 Сентябрь 2005, 08:32:35 »
Думается, о том, что уходят в пустыню из любви к Богу, и остаются в монастыре из любви к Нему-же. Просто пути у людей к Богу разные. У кого-то через служение (На свещнице поставлю тебя), у кого-то через уход от людей (Бегай людей и спасешся).  Когда-то услышала хорошее сравнение-как радиусы окружности стремятся к центру, так и святые идут к Богу. Помоему, это где-то уже обсуждалось, да?

alluz

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #33 : 22 Сентябрь 2005, 11:22:49 »
Мало кто понимает исихазм как оккультизм, скорее, как нечто "не для всех", т.е. действительно эзотерическое. Насчёт "все ли могут и должны"... Есть такой "старец", он считает, что все немонахи пойдут в ад. Потому что монахом не стал только тот, кто сам не захотел. Что это??
Оккультизм и Православие - несовметимы, это, если хотите, антонимы, а вот оккультного в православных - хоть отбавляй. Пример радикального оккультизма: храм не закрывался в советское время, в 90-е из него сделали монастырь. И настоятель поймал заслуженную просворницу с целой папкой "намоленных" заговоров, причём прямым текстом "чортики-братишки" и т.п. А это что?
Веру подавляющего большинства православных правильнее назвать "вочтотоверием", т.к. в личных  беседах обычно звучит " да, что-то есть".
Жизнь по совести даёт максимум - исполнение закона, чтобы стать христианином, нужно быть наученным вере. Это несложная наука, но без неё из оккультизма не выбраться.
Если сделать исихазм синонимом христианства, то несомненно это для всех. Если же понимать более традиционно, то выбор образа жизни на совести каждого.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #34 : 22 Сентябрь 2005, 11:35:19 »
Леонид, поясните, если не сложно, как можно отвергнуть себя окончательно, не теряя свою идентичность? По-моему, буквально- это тавтология....Наблюдал я отвергателей себя, чаще всего именно идентичность -то у них и менялась, правда, явно не в сторону святости...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #35 : 22 Сентябрь 2005, 11:48:54 »
Evgeny:

Цитировать
Хотите знать? - чтобы "знать", надо "быть".


Вр время Трисвятого пения священник читает молитву, в которой есть такие слова: "Иже от небытия во еже быти приведый всяческая". Бытие - это родник, источник. Знание - исток.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #36 : 22 Сентябрь 2005, 12:11:19 »
Леонид:
 
Цитировать
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога.
         

Совершенно верно. Причем -  "неслиянно и нераздельно"!

Наталiа:

Цитировать
и для того, чтобы слиться с Ним


А это уже влияние Мейстера Экхарта. Есть у него эта "засада" - слиться с Богом, раствориться в Нем, потеряв свою идентичность. Это уже буддизм. Здесь и корень загадочного экхартовского Nichts -  "НИЧТО".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #37 : 22 Сентябрь 2005, 18:02:27 »
Цитата: Igor
Леонид:
 
Цитировать
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога.
         

Совершенно верно. Причем -  "неслиянно и нераздельно"!

Наталiа:

Цитировать
и для того, чтобы слиться с Ним


А это уже влияние Мейстера Экхарта. Есть у него эта "засада" - слиться с Богом, раствориться в Нем, потеряв свою идентичность. Это уже буддизм. Здесь и корень загадочного экхартовского Nichts -  "НИЧТО".


Именно. Любовь действует только в состоянии неслиянной нераздельности. Шаг влево (отделение без слияния) или вправо (полное слияние-растворение) - и любовь погибает. Бог нераздельно разделяется ипостасно чтобы пребывать в любви, а Экхарт призывает вернуться в единое ничто, "проскочив" состояние любви. Вот я и думаю - он был великий богослов, но познал ли он Божественную любовь?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #38 : 22 Сентябрь 2005, 18:14:43 »
Цитата: viktor
Леонид, поясните, если не сложно, как можно отвергнуть себя окончательно, не теряя свою идентичность? По-моему, буквально- это тавтология...

Тавтология, уважаемый viktor, это когда об одном и том же говорят дважды, но по-разному. В данном случае уместно применить литературное понятие "оксюморон", это, например, структура типа "горячий снег".
Но вернемся, однако, к "нашим баранам"...
Под "отвергнуть себя" мы в Православии единственно подразумеваем добровольное и вполне осознанное предoставление своей личной и отдельной человеческой воли в полное и нераздельное владение Господу Богу, а точнее, Сыну его единородному - Христу (что, собственно, и есть со-распятие с Господом Иисусом). Это именно об этом Он сам и говорит: "Иго мое - благó". Парадоксальным образом, вместо рабства у Бога, как можно было бы себе представить, возникает полная свобода в Боге. "Истина сделает вас свободными". Человек, преодолевший барьер собственной отдельности, становится причастником ВСЕГО Божьего богатства, и Его безграничной свободы в том числе.
При этом, как я уже здесь замечал, не случается буддисткого Hебытия или индуистского растворения личности в Абсолюте, а наоборот, происходит наиболее полный расцвет её в Боге. Так что пугаться совершенно нечего.
Понимаю, что это стоит за гранью постижения для рационального ума, но в этом то и заключается принцип Веры, преодолевающей всякое ratio.
Credo quia absurdum est. ("Верую, ибо это абсурд", изречение, приписываемое Тертуллиану, православному священнику и богослову, 155-220 гг.)
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #39 : 23 Сентябрь 2005, 12:28:48 »
Цитата: Evgeny
Карен Армстронг:

«Высшие состояния сознания не могут быть достигнуты только усилиями воли и практикой».


Не могут. Но это, имхо, не означает, что все дело в степени личной мистической одаренности, что ею задается непреодолимый предел. Как отмечает С. С. Хоружий:

"Как нельзя самому себя вытащить из болота за волосы, так нельзя и достичь Богоустремленного устроения энергий собственными силами и средствами, за счет своих внутренних энергий. Человек сам по себе не может изменить свою природу, он способен ее лишь осуществить, о чем разумно говорит гуманистическая традиция. Гуманизм настаивает на том, что цель человека — полностью раскрыться, полностью реализовать себя. Аскеза утверждает иные, альтернативные цели. Здесь нет гуманистского восторга перед наличной природой человека, но нет и стремления ее проклясть и отбросить, отсечь или умертвить. Девиз аскезы — «превосхождение естества»: нужно не просто раскрыть человеческую природу, но пойти дальше — не согласившись с ней, трансформировать ее. И добиться этого лишь своими, естественными средствами человек не может; тут требуется другой источник энергии. Без собственных энергий человек, конечно, тоже ничего не достигнет, но их одних недостаточно, они не могут сообщить человеку силу восхождения по духовной вертикали".
Dum spiro, spero

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #40 : 23 Сентябрь 2005, 12:29:17 »
Цитата: Наталia
Поэтому душа моя и ужасается столь великой крутизне духа, что подобна карлику рядом с Гигантом. Такой альпинизм обыкновенному человеку не под силу. Так что буду трудиться на любительском уровне, но равняться на профессионалов…

Наталiа,
Не могу согласиться!
Спасение совершенно невозможно без Божьей помощи.
Здесь не идет речь о профессионалах, а наоборот о дилетантах, которым Господь шире отверзает врата спасения, только потому , что их устремление чище и искреннее. Наше личное усилие (понуждение к обретению Царства) восполняется Господним к нам проколом, грубо говоря, в соотношении 10 к 90, а может даже 5 к 95!
"Будьте мудры как змии и чисты как голуби".
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид_

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #41 : 25 Сентябрь 2005, 05:35:59 »
Наталiа,
Я не умею объяснить, но Царство Божие - просто как пареная репа.
Господь любимый Иисус стоит за углом, поджидая нас, дуралеев, блуждающих даже не в трёх, а в двух соснах.
Übergabe, Russe! Как бы прокричал немецкий оккупант: Эй, русский - сдавайся!
Всё что от нас требуется - это сдаться на милость победителя - Господа и владыки живота нашего Христа Иисуса.
Просто и без затей прокричать Ему: сдаюсь, больше не могу бороться с твоей Любовью, спаси, наконец! Сил больше нет жить без тебя!
И Он разберёт наш бред, поймёт и увидит нашу страсть и отчаяние, войдет и станет жить в нас, если мы не будем прогонять его из нас нашими личными глупыми желаниями.
Вперед! Времени уже ни фига не осталось!
Спаси Господи.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #42 : 26 Сентябрь 2005, 16:54:39 »
Наталья, позвольте задать Вам вопрос не в тему, хорошо, да?
Почему большая часть Ваших цитат из Платона, Круса, Эксхарта и т.п.?
Почему не авва Дорофей, свт. Игнатий, Феофан Затворник, Тихон Задонский? Ну, не Феофилакт Болгарский с его толкованиями на  Евангелия, в конце концов?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #43 : 26 Сентябрь 2005, 22:12:28 »
Наталiа, Вы говорите очень рискованные вещи. Но я за Вас.  :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #44 : 26 Сентябрь 2005, 23:20:56 »
Цитата: Наталia
Их  влияние даже на православных аскетов вне сомнения. Сравните, например, темную ночь Иоанна де ла Круса и сухость и апатию души в книге о.Матфея в теме «Слова ободрения на пути умного делания -о. Матта аль-Мескин».


Труды Экхарта были опубликованы религиоведами только в конце 19 века, он считется у католиков еретиком и до публикации был известен только узкому кругу католических богословов. Де ля Круз также был опубликован лишь в 19-20 веке и был почти не известен даже католикам, хотя очень почитался в ордене кармелитов. Можно с уверенностью утверждать что ни тот не другой не были известны в православном мире вплоть до начала 20-го века, так что вряд ли они как то повлияли на православную аскетику. По крайней мере свт. Игнатий, критикуя молитвенную практику католиков, ни разу их не упоминает, очевидно он не был с их трудами знаком. Н. Лосский был первым кто попытался проанализировать богословие Экхарта с православных позиций, а в отношении де ля Круза, насколько мне известно, такого анализа ещё не кто не проводил. Впрочем о. Матфей , будучи нашим современником, мог читать их труды, хотя он нигде на них не ссылается в своей книге о молитве, видимо предпочитая строго держаться православного предания.