Исихазм

Автор Тема: О подлинном и мнимом противостоянии злу  (Прочитано 16427 раз)

Лена

  • Гость
На одном из кураевских форумов увидела интересное сообщение, которое показалось весьма полезным. Привожу с сокращениями.
"О ПОДЛИННОМ И МНИМОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ ЗЛУ"

1. Есть разница между отношением к греху и отношением ко злу.
Грех — не сам дух противления, а конкретное нарушение воли Божьей, его можно простить. Человек, согрешивший против другого человека или против кого-то или чего-то еще — против Бога, против мира, против себя и так далее, оказывается в ситуации не тупиковой: выход всегда есть, даже для греха к смерти, когда человек лишает себя общения с Богом или когда это общение сильно повреждается, искажается, извращается. До тех пор, пока человек жив, это можно исправить.
Со злом значительно тяжелее. Зло — всегда дух сатанинский, а дух противления нельзя прощать, поэтому с ним можно только бороться, ему можно только противопоставляться. Как бороться? Мирно — и непримиримо.
Мир — это сила Божья в человеке. Поэтому бороться со злом можно лишь тогда, когда Дух Христов, — а «Христос есть мир наш» — пребывает в нас.
Без непримиримости нет противостояния. Если нет непримиримости, то нет и борьбы со злом. И тогда есть попущение злу. А слово «попущение», которое иногда прилагают даже к Богу, в силу известной традиции, известных исторических обертонов приобрело значение попустительства злу.
Людей, которые стоят на позициях мирного и непримиримого противостояния злу, не так уж много. Обычно же люди полностью или отчасти жертвуют или внутренним миром, или своей непримиримостью. И получается или слишком много непримиримости (а это уже фанатизм, жесткость, самонадеянность и гордыня), или слишком много «примиримости» и терпимости — а это компромиссы, равнодушие и попустительство злу, которое в результате расцветает и, в конце концов, увлекает с собой самого человека. И человек оказывается внутри действия этого зла, становится его орудием, даже если он внутренне уверен, что он ему противостоит или хочет противостоять. Особенно страшно, когда это происходит в церкви, когда церковь перестает бороться с проникающим в ее внешние границы злом. И теперь этого зла во внешнем дворе церкви накопилось чрезвычайно много. Не случайно говорится, что суд Божий начнется с внешнего двора церкви.

2. Раньше человек считался мудрым, если он знал, что есть добро и что есть зло. В нашей стране в советское время вопрос о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. вопрос о добре и зле, стал восприниматься как вопрос «крошки-сына», как вопрос, которым незачем заниматься человеку взрослому. В результате сейчас во многих идет сильнейшее смешение добра и зла, их неразличение и даже неинтерес к этому различению. То есть внутренний, глубинный интерес, конечно, остается, потому что люди остаются людьми, но в жизни это проявляется наихудшим способом. Задавать такие вопросы не принято, их не обсуждают. А ведь это не только не детский и не наивный вопрос, это взрослый вопрос по преимуществу. И чем взрослее человек, тем больше он должен им интересоваться. XX век слишком долго не хотел различать добро и зло. Толстого стали признавать в большой степени именно из-за того, что он перестал бороться со злом. Согласно его учению, вся борьба в том, что ты ему не противишься. Это как будто буквально по Евангелию, а на самом деле с искажением и духа, и смысла евангельского слова. Но это было с радостью принято, потому что людям надоела эта проблематика, они устали от необходимости различать добро и зло и бороться со злом. Они стали бороться за всемирное счастье, счастье всего человечества, за коммунизм или социализм. Может быть, первый всплеск на пути в противоположную сторону совершил Ганди с его гражданским неповиновением на непротивленческих основах, потом ученые-физики, которые стали бунтовать против самой науки, которая приводит к созданию атомной и водородной бомбы.

3. Из признаков современного обличья зла на первое место я поставил бы внутреннюю расколотость, нецелостность, которая приводит к закрытости, непроницаемости. Из-за этой расколотости человек не может свести концы с концами внутри себя. Когда он сам непрозрачен, как он может общаться с другими, какой своей частью он будет вступать в диалог? Получается, что одной своей частью он вступает в диалог с одними силами, другой — с другими, а потом его разрывает на множество частей, просто взрывает изнутри.
Расколотость — это синоним нецеломудрия. Общество как бы потеряло свою девственность, нарушило принципы целомудренной жизни. Это касается всего, не только политики, не только сферы пола, а очень многих вещей, прежде всего взаимоотношений между людьми. Люди стали жить по принципу «долой стыд». Целомудрие обязательно связано с понятием стыда за недостойные поступки, за недостойное поведение, за недостойные модели жизни. В наше время людей сознательно приучают к противоположному, к тому, что недостойного поведения быть не может: «если это твое поведение, оно достойно только потому, что оно твое». Человек думает, что его индивидуальная свобода покроет все его проблемы со свободой, что он обретет свободу через индивидуализм. Получается же прямо обратное.
Индивидуализм — тоже признак нецелостности, только по отношению к человеческим отношениям или к обществу. Что такое индивидуализм? Это разрушение целостности в отношениях между человеком и Богом, человеком и ближним, человеком и церковью, человеком и обществом, человеком и семьей и т.д.
К этому добавляется страшная инерционность, то есть бездуховность, бессмыслица и нежелание искать смыслы, нежелание искания правды, нежелание искания справедливости, или желание с всего этого лишь для себя: мол, мне важна моя правда, мне важна справедливость с по отношению к себе, мне важна моя духовность.
Противостоять всему этому можно через исцеление себя. А исцеление связано только с одним — с вдохновением, через которое только и возможно переплавить все внутреннее существо человека. Вдохновения в современной жизни очень не хватает (не воодушевления — от воодушевления люди уже устали, они впадают в уныние и в апатию от всякого нового воодушевляющего фактора их жизни). Поэтому люди часто думают, что им нереально склеиться вновь — как разбитую чашку не соберешь и не склеишь так, чтобы она была практически целой. И поэтому люди живут в своей раздвоенности по-прежнему, более того, это воспринимается ими тоже как норма.

4. Проблема борьбы со злом, противостояния злу очень часто профанируется, потому что очень многие считают, что от зла достаточно убежать (соглашательство со злом сейчас значительно сложнее). Еще одно из серьезных препятствий на этом пути — патологический страх перед силой зла. Человек бывает просто уверен, что он бы и рад с ним побороться, но не может, у него на это сил нет.
5. Противостоять злу в одиночку человек не может ни в церкви, ни в обществе. Спасаться (важно, что противостоять злу в обществе — это тоже в некотором смысле спасаться) в одиночку нельзя.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #1 : 03 Октябрь 2005, 18:47:08 »
Не победив сперва зло в себе, человек никак не может сражаться со злом во вне, поскольку он всё равно будет сражаться на стороне зла и методами зла, лишь прикрываясь благими лозунгами. Православный рецепт борьбы со злом прост: "Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся". У зла вообще есть такая особенность - склонных к его призывам привлекать к себе, а непринимающих его возбуждать и провоцировать на внешнюю борьбу против него, при этом превращая сам процесс борьбы в зло. Таким образом диавол убивает сразу двух зайцев - увлекает во зло и принимающих его, и "мнимо" воюющих с ним. Такое состояние мнимого противостояния злу легко распознаётся - если в глубине души есть нелюбовь, осуждение, ненависть к творящим зло.

Поймите меня правильно, я не против противления злу, я против противления злу методами зла и в злом расположении духа. Можно привести опять пример прп. Максима Исповедника, принявшего мученичество ради противостояния ереси, и при этом говорившего:

"Кто тщанием своим стяжал плоды любви: тот не отлагается от нее, хотя бы претерпевал тысячи зол. В сем да удостоверит тебя ученик Христов Стефан, и подобные ему, и Сам Христос, за убийц Своих молившийся Отцу, и просивший им у Него прощения, как по неведению творящим то (Лк. 23,34)."

"Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их нравам; но, всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любить, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдал за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; но если и не возможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являл Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя впрочем, каждый сам себя делает достойным или славы, или мучены адского."

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #2 : 03 Октябрь 2005, 19:18:26 »
ИМХО: Зло -есть небытие, опираться на небытие невозможно, как на пустоту, злу как таковому противостоять нельзя, т.к. оно не-сущность. Однако зло проявляет себя в умопостигаемом мире парадоксально как "структуры деструкции" (по П. Тиллиху), которые в определенном смысле можно считать сущностями. Таким образом, противостояние злу - это предотвращение разрушения целостностей (не всех), в первую очередь целостности человеческого ума (с некоторыми оговорками). Значит потакание злу - ускорение деструкции, непротивление злу = отказ от призыва Благодати как силы Бытия, силы интегрирующей и просвещающей ум. Борьба со злом - одна из уловок "того, кто разделяет" (диаболон), ибо борьбой мы вызываем зло к реальности и усиливаем его как сущность. Озабоченность борьбой со злом приводит к определенной форме одержимости (отличные описания есть в книге "История сношений человека с дьяволом"), стимуляции инквизиторских взглядов на духовную жизнь. Разрушить зло нельзя, оно само есть разрушение, отрицать зло - вообще глупо. Любящее сердце удаляет зло вокруг себя, а может даже разрушение одного видит как становление другого?
Вывод состоит в том, что стяжение Благодати, а не борьба со злом является путём Любви и Единения.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #3 : 03 Октябрь 2005, 20:04:16 »
Цитата: viktor
Вывод состоит в том, что стяжение Благодати, а не борьба со злом является путём Любви и Единения.


Аминь! Тем не менее зло как болезнь нуждается в ограничении. И психически больных и преступников (=духовно больных) приходиться лишать свободы, чтобы оградить общество от их деструктивных действий. Думается здесь "медицинский" подход наиболее разумен, Вы же Виктор не "боретесь" со злом в своих пациентах, не "противостоите" ему, тем не менее Вы его пытаетесь лечить доступными методами, соединяя это с любовью и милосердием к самим пациентам.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #4 : 03 Октябрь 2005, 20:41:32 »
Согласен, Евгений. Лечение во многом связано с обузданием агрессии и саморазрушительных тенденций, хорошо, в каком-то смысле это "борьба со злом".  :D
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #5 : 04 Октябрь 2005, 08:57:41 »
Мне всегда виделось зло не как болезнь, а, скорее, как извращение внутренней структуры человека. Извращение психики, а временами и физиологии. Чаще благоприобретенное либо в процессе воспитания, либо позднее самостоятельно, но именно изврашение (представляете, им действительно нравится пить кровь, дикость какая). Посему несколько странна мысль лечения извращенного сознания. Согласна, психифизика корректируется временами с помощью лекарственных средств, но-увы, далеко не всегда. Общаясь по долгу службы с психически больными преступниками, могу сказать, что в плане логики там все безупречно, вот только логика вывернута наизнанку. Абсолютно безупречно выстроена логическая цепочка деяний, вот только деяния направлены на поистине дикие цели.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #6 : 04 Октябрь 2005, 10:24:48 »
Лена, а почему болезнь не может быть извращением и наоборот. Тут всё зависит от того, что мы вложим в понятие "болезнь". Для меня понятна идея, что зло связано с разрушением, другое дело, что разрушение может быть и испытанием, ведущем к очищению (Иов Многострадальный). Что такое лечение? Каждому психоневрологу известно, что дебилы, психопаты и преступники с точки зрения медицины неизлечимы, но это не значит, что нельзя изменять их поведение медикаментозно, если они опасны, или изолировать от общества.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #7 : 04 Октябрь 2005, 12:32:22 »
Виктор, а что Вы понимаете под «извращение наоборот»? Поподробнее и для пеньков, пожалуйста.
Да, дебилы, психоПАТЫ и прочие ПАТЫ  неизлечимы. Изолировать? Полностью согласна, но для этого необходимо, чтобы наши добрые врачи признали человека опасным для общества… А вот с этим - проблема. Вы и представить не можете, сколько надобно … перелопатить, чтоб получить такую надпись! Хотя, наверное, представляешь, раз врач. Одну старушечку, покуда на автовокзале с топором не поймали, так несколько лет маялись… А еще добрые родственнички под расписку берут… А потом их порубят на запчасти, с дитями вместе, в ванну сложат да лачком польют, чтоб не пахло, понимаете ли… Стоп, это меня уже повело на профессиональной почве, простите.
Купировать состояние? Ну, это более реально, вот только не у нас. Скорее, пытаются именно лечить, представляете? Ну как, скажите, можно лечить органику? Или дикими дозами препаратов уже полным дебилом делают… овощем, как у нас говорят. И вообще, что в этом случае есть норма? Никому не мешает, никуда не лезет?
Так я ведь не о том токмо говорила. А о том, что ЗЛО вообще есть извращение и психики и физики. Такие яркие паты- это крайность, а сколько попроще, потише, и для того, чтоб это выявить поистине недюжинные мозги надобно иметь… А чаще, так вообще без Божией помощи никуда.
Причем, я дура, конечно, но только полностью уверена, что даже все эти жутики - хорошие. Понимаете? Да, сверху- кошмар полнейший, раньше даже уснуть не всегда могла насмотревшись да наслушавшись, нарочно и не выдумаешь, а внутри… сидит эта душенька сжавшись в комочек, забилась в угол, и плачет, понимаете, плачет, горькими слезами… Иной раз, прочитаешь дело, и идешь как в клетку к зверю, а пройдет время и понимаешь, что не ошиблась ты, он действительно хороший. Просто не знает сам, и никто никогда не сказал - что он – и вдруг хороший. И не верит себе, и ненавидит всех вместе с собой. И начинаешь пирожки с бутербродами на допросы носить… Наверное, знаете, как все наши места заключения временного или на более долгий срок психику крушат, и после 4-5 лет уже совершенно… А если она или он с интерната пришел…
Хотя мы отвлеклись от темы. Это все-таки просто люди-человеки - только конкретные носители зла. Необходимо, по-моему, разделять это, как грех и грешник, да? Зло извращает человека, извращает сознание, все реакции, да? Но человек, конкретный носитель этого зла? А ведь не только сознание личное, но и общество, да? А к человеку… Ну как на конкретного человека злиться, как его ненавидеть? Ведь не злюсь, не ненавижу больного, что он чихает там, харкает, да?
Да, зло связано с разрушением. а в случае с Иовом не разрушение имело место, а созидание здания внутреннего человека, так, да?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #8 : 04 Октябрь 2005, 13:11:02 »
Извините, Лена, я на столько вопросов сразу не отвечу.... Социальная служба и психиатрия разрушаются - это факт. Никто неизлечимыми заниматься не хочет, а если займёшься, то года за два-три эмоционально сгоришь. Примеры Ваши жизненные, только очень эмоциональные :wink:
Насчёт Иова - да, это и имел в виду... Все "жутики" изначально хорошие и образ Божий в них есть - тоже согласен.....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #9 : 04 Октябрь 2005, 13:16:58 »
А Вы потихонечку, постепенно, ладно?
За эмоциональность простите, ну не могу, чтоб не больно мне было. Так больно, что любимый цвет серый стал...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #10 : 04 Октябрь 2005, 21:22:52 »
Понимаете, Лена, когда высказывания очень эмоциональны они тяготеют к обобщениям...пример: ...."Ну как, скажите, можно лечить органику? Или дикими дозами препаратов уже полным дебилом делают… овощем, как у нас говорят.....Наверное, знаете, как все наши места заключения временного или на более долгий срок психику крушат, и после 4-5 лет уже совершенно…"
Любое обобщение в той или иной степени ложно.
Зло я понимаю не как извращение, а как отчуждение (от Бога, от себя, от людей), ведущее к разрушению, причём в типичных формах, называемых "структурами деструкции". Люди гораздо более похожи грехами, чем добродетелями.
Меня несколько напрягает формулировка "носитель зла", напоминает что-то типа "Америка - империя зла", "Одержимый-носитель зла", - в таких оборотах проглядывает магическое мышление, а Вы знаете как я к нему отношусь. :D
Извините, Лена, но Ваш пафос самоуничижения иногда даже забавен.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #11 : 05 Октябрь 2005, 09:16:51 »
Что похожи грехами, так кто-ж спорит? Но только и добродетели тоже не просто похожи, а вовсе одинаковы, нет? Где-то когда-то слыхала такое:-это только в ад мы идем поодиночке, а в рай-все вместе.
Носитель зла я лично понимаю скорее как вот дискета, носитель информации. стерли информацию-и нет её. А сама дискете-ну, вещь и вещь.
Так не самоуничижение, а я действительно так думаю.  Ну что сделаешь, если это правда?

Владiмiр

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #12 : 05 Октябрь 2005, 13:18:08 »
viktor написал

Цитировать
ИМХО: Зло -есть небытие, опираться на небытие невозможно, как на пустоту, злу как таковому противостоять нельзя, т.к. оно не-сущность. Однако зло проявляет себя в умопостигаемом мире парадоксально как "структуры деструкции" (по П. Тиллиху), которые в определенном смысле можно считать сущностями.


Так все таки что есть ЗЛО - небытие или сущность?
Мне это видится несколько иначе. Самосущее (не имеющее причину своего бытия) есть только Бог. Если Бог есть ДОБРО, то Добро - сущее и самосущее. Бытие тварного мира определяется Творцом (Интересно необходимо ли его (мира и тварей) существование?). Значит Творение есть реальность второго порядка: т.е. мир реален и Я реален но лишь потому что Бог этого "хочет". Зло есть свободное действие твари не соответствующее воле Творца, или по другому ЗЛО есть враждебное (основанное на ненависти-видении мира с точки зрения собственной уникальности) действие по отношению к Миру или Творцу. Оно так же реально как и "доброе действие", но не так реально как ДОБРО. Мое Зло обусловлено моей волей так же как и мое добро. В каком то смысле Зло более реально чем добро(как действие чел-ка), т.к. гораздо сильнее (интенсивнее) переживается. Согласен, что Зло есть разрушение (и Творения и себя), но Зло может быть "пищей", оно может (к сожалению) наполнить жизнь смыслом. Мне это очень понятно из опыта. Мне кажется, что со Злом должна быть борьба непримиримая, но со злом внутри себя. Сложнее обстоит дело со злом внешним, тут можно больше еще зла наделать, особенно "исправляя" других. Но злу внешнему явному (сильный бьет слабого) должно (ИМХО) противостоять силой.
Насчет "злых" людей. Здесь наверное надо различать 2- категории: творящих Зло по неведению (хотя неведение не есть ли свободный выбор) и сознательно (хулящих Духа Святаго). Интересно, что делать с г-ном Люцифером?

Лена

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #13 : 05 Октябрь 2005, 13:42:09 »
Простите, Владимир, а как сейчас, когда Евангелие Царствия проповедано всем языкам, при существующей доступности духовной литературы, вообще можно говорить о неведении? Скорее об упрямо-упорном нежелании ведения. и очень верно в этом случае то, что зло становится смыслом жизни - ведь другого-то и нет. Противостояние злу во-вне, по моему мнению, допустимо только в том случае, когда зло причинено не тебе самому. И в пределах необходимой обороны, т.е. вред причиненный менее вреда предотвращенного.
Мне кажется, именно тогда прорывается непримиримость к окружающей действительности (и то не так, и это не этак-ИНН и подобное) когда человек либо не хочет, либо не может идти во-внутрь себя. Говорят, существуют люди, которые просто не в состоянии жить внутри... "...Зане суть плоть..."
А г.Люцифер... А ну его.

Владiмiр

  • Гость
О подлинном и мнимом противостоянии злу
« Ответ #14 : 05 Октябрь 2005, 14:46:53 »
Лена, полностью с Вами согласен.