Очень точно сказано, что покаяние (метанойя) -- это перемена ума. Это уже состояние безмолвия, но еще не такого, при котором вообще не беспокоят помыслы, а такого, при котором ум в состоянии с ними бороться.
Греки недаром назвали это переменой ума, это понятие лежит в основе богословия исихазма, такого, как оно сформулировано у св. Максима Исповедника. Кратко говоря (т. к. эта тема многим знакома), Бог вложил в первозданного человека природное стремление ума к Нему, которое человек променял на чувственное наслаждение, употребив его (стремление) вопреки собственной природе.
"Бог, создавая природу людей, не соединил с ее ощущением ни наслаждение, ни страдание, но даровал уму некоторую способность неизреченно наслаждаться Богом. Эту силу, иначе говоря, природное стремление ума к Богу, первый человек с самого начала своего существования приложил к ощущению и, согласно этому первому движению к чувственному, действуя чувствами против природы, познал наслаждение" (Thal. 61, PG 90,628AB)
Стремление ума к Богу являлось определенным (благодатным, в тоже время природным, онтологическим) состоянием ума, которое у падшего человека сменилось на иное состояние, характеризующееся патологической устремленностью ума в тварное. Да падения ум имел возможность пребывать в ином божественном (говоря кратко) измерении, после падения ум это измерение утерял. Крещение человека восстанавливает первозданное состояние ума, давая ему онтологическую возможность пребывать в божественном измерении, которую человек может использовать или которой может вновь пренебречь. Покаяние восстанавливает в человеке эту возможность. Это перемена ума, благодатное состояние, возвращаемое человеку в ответ на его усилия быть с Богом.
Отсюда аскетика исихазма. Человек проявляет усилия быть с Богом, Которого он еще не знает или Которого забыл. Он отказывается (на молитве, мысленно, и, по-возможности, телесно) от тварного, отвергая умом все приходящие помыслы и демонстрируя желание к перемене ума. Но своими усилиями он достичь этого не может, и хотя это и есть уже безмолвие, но безмолвие бесплодное, поддерживаемое усилиями, этап очищения, деятельное покаяние. Далее следует этап просвещения, перемена ума, при котором подвижник получает возможность быть как бы вне помыслов, быть в безмолвии от них. Это возобновление крещения, возвращение Адамова состояния (но только с точки зрения состояния ума), которое подвижник должен с усилием поддерживать и которое может так же, как Адам, утерять. Далее следует этап усовершения и т. д. вплоть до обожения, при котором подвижник не в состоянии даже пасть, так как находится всецело в Боге и Бог в нем.
Отсюда самые общие практические рекомендации аскетики исихазма. Стояние умом в сердце как месте, в котором ум удобнее всего может защитить себя от помыслов, чувств и представлений, любых, какими бы они благими или возвышенными ни казались. И призывание Бога, Единого способного даровать уму благодатную помощь, которая заключается не в чувствах и представлениях, а в перемене ума. Перемене, которая не выводит, как все помыслы, ум извне сердца, а наоборот сердце расширяет до иных измерений, делая ум безмолвным созерцателем находящихся там неизъяснимых божественных красот.