Даю компиляцию по магическому мышлению....
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (ММ)
Мышление: целенаправленная система идей, символов и ассоциаций, возникающая в процессе выполнения задачи и приводящая к выработке правильного решения; мышление нормально, если его результатом является логическая система выводов.
Человеку свойственно мыслить аналогиями, переносить образы и понятия с одной области природы или деятельности на другую. И, осознав однажды, что в мире многое взаимосвязано, видеть потом эти связи и там, где их нет, тоже свойственно.
Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом.
Магия - это не область знаний, не определенный стиль мышления, а именно знание и управление событиями.
Смысл и стиль для этого вторичны. Ключевое магическое слово - "управление". "Я контролирую ситуацию" – это ММ. "Мы управляем ходом химической реакции", "внесение направленных изменений в генетический аппарат" - магия.
При этом магическое слово само по себе нейтрально, важен смысл и его глубина, звучащая через собеседника.
ММ предполагает, что если события происходят в одно время в одном месте, то они связаны друг с другом. Магически мыслящий человек, например, видя полет птиц и вспышку света, заключает для себя, что птицы вырабатывают электричество. Если что-то срабатывает в некоторых ситуациях, то его следует использовать как универсальный инструмент – ММ
Так точно, как в ММ примитивного человека связь мыслей принимается за связь вещей, так здесь у ребенка связь вещей принимается за связь мыслей. Если там ММ обусловлено недостатком знания законов природы, то здесь оно обусловлено недостатком знания собственной психологии.
ММ является самой ранней формой, в которой единичные вещи включаются в сеть отношений, а единичные образы соединяются в законченный синтаксический образ мира. Начиная с этого пункта равным образом развиваются позднейшие прочные формы мысли («категории») целесообразности и причинности, религиозная идея Бога и естественнонаучное понятие силы. ММ только в меньшей части проистекает из точного наблюдения, в естественнонаучном смысле, частого совпадения двух явлений; в большей своей части оно возникает под непосредственным действием аффекта, и результаты этого мышления носят поэтому на себе печать опасений и желаний, из которых они возникли: они являются кататимическими душевными образованиями. Под кататимией мы понимаем, таким образом, преобразование душевных содержаний под влиянием аффекта. Примитивный образ мира в гораздо большей степени является кататимическим, чем наш. Если причинное научное мышление связывает вещи между собой по принципу частоты совпадений, то кататимическое, ММ — по принципу общности аффекта. Гремит гром, и вскоре после этого какой-нибудь человек падает замертво. Оба явления связаны между собою сопровождающим их испугом. Этого достаточно для кататимического мышления, чтобы приобрести твердое убеждение, что гром действительно был предзнаменованием смертного случая. Причинное мышление, напротив того, статистическое мышление. Оно спрашивает: как часто совпадают гром и смертный случай? Из редкости их совпадения и частоты других причин смерти (например, удара при нападении) оно выводит свое суждение о реальности.
Отношение между вещами устанавливается в воспринимающем сознании прежде всего там, где на образы воздействуют сильные аффекты, и там, где жизненная нужда или власть влечений вызывает сильные душевные волнения. Половая жизнь, война и борьба, страстное ожидание дождя и охотничьей добычи, но прежде всего болезнь, страх смерти и смерть — вот пункты, являющиеся исходной точкой для психических феноменов, обозначаемых нами как ММ.
По мере развития ММ человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного.