Исихазм

Автор Тема: Православная Астрология?  (Прочитано 89523 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #15 : 09 Октябрь 2005, 22:21:02 »
Даю компиляцию по магическому мышлению....

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ  (ММ)
Мышление: целенаправленная система идей, символов и ассоциаций, возникающая в процессе выполнения задачи и приводящая к выработке правильного решения; мышление нормально, если его результатом является логическая система выводов.
Человеку свойственно мыслить аналогиями, переносить образы и понятия с одной области природы или деятельности на другую. И, осознав однажды, что в мире многое взаимосвязано, видеть потом эти связи и там, где их нет, тоже свойственно.
Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов. Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом.
Магия - это не область знаний, не определенный стиль мышления, а именно знание и управление событиями.
Смысл и стиль для этого вторичны. Ключевое магическое слово - "управление". "Я контролирую ситуацию" – это ММ. "Мы управляем ходом химической реакции", "внесение направленных изменений в генетический аппарат" - магия.  
 При этом магическое слово само по себе нейтрально, важен смысл и его глубина, звучащая через собеседника.

ММ предполагает, что если события происходят в одно время в одном месте, то они связаны друг с другом. Магически мыслящий человек, например, видя полет птиц и вспышку света, заключает для себя, что птицы вырабатывают электричество. Если что-то срабатывает в некоторых ситуациях, то его следует использовать как универсальный инструмент – ММ
Так точно, как в ММ примитивного человека связь мыслей принимается за связь вещей, так здесь у ребенка связь вещей принимается за связь мыслей. Если там ММ обусловлено недостатком знания законов природы, то здесь оно обусловлено недостатком знания собственной психологии.
ММ является самой ранней формой, в которой единичные вещи включаются в сеть отношений, а единичные образы соединяются в законченный синтаксический образ мира. Начиная с этого пункта равным образом развиваются позднейшие прочные формы мысли («категории») целесообразности и причинности, религиозная идея Бога и естественнонаучное понятие силы. ММ только в меньшей части проистекает из точного наблюдения, в естественнонаучном смысле, частого совпадения двух явлений; в большей своей части оно возникает под непосредственным действием аффекта, и результаты этого мышления носят поэтому на себе печать опасений и желаний, из которых они возникли: они являются кататимическими душевными образованиями. Под кататимией мы понимаем, таким образом, преобразование душевных содержаний под влиянием аффекта. Примитивный образ мира в гораздо большей степени является кататимическим, чем наш. Если причинное научное мышление связывает вещи между собой по принципу частоты совпадений, то кататимическое, ММ — по принципу общности аффекта. Гремит гром, и вскоре после этого какой-нибудь человек падает замертво. Оба явления связаны между собою сопровождающим их испугом. Этого достаточно для кататимического мышления, чтобы приобрести твердое убеждение, что гром действительно был предзнаменованием смертного случая. Причинное мышление, напротив того, статистическое мышление. Оно спрашивает: как часто совпадают гром и смертный случай? Из редкости их совпадения и частоты других причин смерти (например, удара при нападении) оно выводит свое суждение о реальности.
Отношение между вещами устанавливается в воспринимающем сознании прежде всего там, где на образы воздействуют сильные аффекты, и там, где жизненная нужда или власть влечений вызывает сильные душевные волнения. Половая жизнь, война и борьба, страстное ожидание дождя и охотничьей добычи, но прежде всего болезнь, страх смерти и смерть — вот пункты, являющиеся исходной точкой для психических феноменов, обозначаемых нами как  ММ.
 
По мере развития ММ человеку стало казаться все более очевидным и само собой разумеющимся, что желаемый результат зависит не столько от целенаправленного действия, сколько от привходящих обстоятельств, окутанных магией сверхъестественного.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Алексей К

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #16 : 09 Октябрь 2005, 22:21:37 »
viktor, а чем все же Магическое мышление отличается от Православного? [/quote]

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #17 : 09 Октябрь 2005, 22:29:52 »
Астрология базируется на идее, что положение небесных тел и их движение связаны особым образом с судьбой человека, с его характером, темпераментом. На сегодняшний день это можно с определённой долей условности утверждать только в отношении солнца и луны, причём их влияния на физиологию, а не на характер и судьбу. Вот идея об особой связи и управлении светилами жизнью индивидуума и есть магическая.
Алексей, остальные ответы на Ваши вопросы Вы получите сами, если внимательно прочитаете компиляцию по магическому мышлению и Библию. Извините.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #18 : 09 Октябрь 2005, 22:31:02 »
В мышлении православных зачастую очень много магического! Поэтому в двух словах тут не ответишь.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Алексей К

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #19 : 10 Октябрь 2005, 07:39:42 »
Цитата: viktor
Астрология базируется на идее, что положение небесных тел и их движение связаны особым образом с судьбой человека, с его характером, темпераментом. На сегодняшний день это можно с определённой долей условности утверждать только в отношении солнца и луны, причём их влияния на физиологию, а не на характер и судьбу.


Ну хоть это признаются - и то Слава Богу. Потому как 100 лет назад все "прогрессивное человечество" дружно утверждало, что влияние солнца и луны на физиологию человека в отрыве скажем от погоды или приливов-отливов - бред. Чижевского многие ли поддерживали?

В экономике про Длинные Волны Кондратьева теперь все знают. А что эти Длинные Волны очень хорошо ложатся на циклы Сатурна, Юпитера и Урана - как-то не упоминают...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #20 : 10 Октябрь 2005, 10:21:38 »
Алексей, что касается цитат из Библии, то, например, вот:
«Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев<...> Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени» (Ис.47:1,13-14)

"Не должен находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель... ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Втор. 18, 10—12).

В то же время Библия говорит о влиянии луны на физиологические процесссы: "в новолуния беснуется и тяжко страдает" (Мф. 17, 15).

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #21 : 10 Октябрь 2005, 11:39:13 »
Вот еще удалось найти слова Иоанна Дамаскина:

«Эллины, конечно, говорят, что через восхождение, и захождение, и сближение этих звезд, и Солнца, и Луны устраиваются все наши дела; однако мы утверждаем, что хотя от них и получаются предзнаменования дождя и бездождия, как холода, так и жары, как влажности, так и сухости, также ветров и подобного, но никоим образом не предзнаменования наших дел. Ибо мы, происшедши от Творца одаренными свободною волею, бываем господами своих дел. Ибо если мы все делаем вследствие течения звезд, то по необходимости совершаем то, что делаем, а то, что совершается по необходимости, — ни добродетель, ни порок; если же мы не имеем ни добродетели, ни порока, то недостойны ни похвал, ни наказаний, а также и Бог окажется несправедливым, доставляя одним блага, а другим бедствия».

Вот еще слова Григория Богослова: «Для многих, родившихся под разными звездами, равная участь и на море, и на войне. Кого связывали звезды, тех не связал между собою одинакий конец. А других, хотя разделили звезды, одинаковая соединила кончина» (Слово 5, о Промысле)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #22 : 10 Октябрь 2005, 12:16:37 »
Астрология часто является попыткой понять характер, темперамент, склонности с помощью магического мышления, она выступает в этом случае как суррогат психологических знаний. Тот, кто серьёзно занимается психологией, как правило, отбрасывает астрологическое мировоззрение. Тут можно возразить, что, мол, психология психологии рознь и тоже м.б. основана на магическом мышлении. И всё-таки я говорю про научную психологию, базирующуюся на статистическом, вероятностном мышлении, на проверяемом опыте, а не на магии.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #23 : 10 Октябрь 2005, 15:31:00 »
Алексей, есть такая Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец. В данной книге многое говорится о запрещении не только пользования услугами волхвователей, но и запрещения простого общения с ними. Нужно ли приводить ссылки? Если необходимо - я сделаю для Вас выборку.

Алексей К

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #24 : 11 Октябрь 2005, 15:24:54 »
Лена, был бы очень благодарен за ссылки.

Действительно хотелось бы разобраться в этом вопросе и по-возможности поставить точку.

И вот еще один вопрос в продолжение. Как относится отрицание астрологических методов "подсказки" с одобрением таких, например, альтернативных методов как бросание жребия?

Алексей К

  • Гость
Православная Астрология?
« Ответ #25 : 11 Октябрь 2005, 15:31:11 »
Антиквар,
по поводу приведенных цитат. Могу только привести в ответ цитату современного достаточно известногоастролога Дениса Куталева:
Цитировать
Астрологии часто навязывают образ фаталистического учения ("астральный детерминизм" - мол, звёздами всё предопределено, и человек лишается таким образом свободы воли. А свобода воли является важнейшей ценностью в христианстве. Однако астрология как таковая никак не может считаться детерминистским учением. Просто задумайтесь: могла ли вообще возникнуть такая развитая отрасль астрологии, как астрология ВЫБОРА благоприятного времени для различных начинаний, если бы астрология подразумевала изначальную предопределённость всех событий??

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #26 : 11 Октябрь 2005, 19:00:40 »
Проблема взаимоотношений религии и астрологии не в позиции "астрологического детерминизма", а в магизме как корне астрологического взгляда на мир, отношения.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #27 : 11 Октябрь 2005, 19:02:19 »
Астрология всегда отмажется уважением к свободе воли, а вот корень магизма из себя не выдерет. И не будет.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #28 : 11 Октябрь 2005, 21:10:13 »
Алексей, я привел конкретные цитаты из Библии и Св.Отцов, поскольку вы задали конкретный вопрос: "Есть ли в Священном Писании и Священном Предании какие-то прямые указания на недопустимость заниматься астрологией либо пользоваться ее плодами?"
Приведенные цитаты, на мой взгляд, говорят однозначно: Библия и Св.Отцы указывают на недопустимость занятий астрологией.
А то что астрологи отстаивают противоположную точку зрения... так на то они и астрологи :D

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Православная Астрология?
« Ответ #29 : 11 Октябрь 2005, 21:37:28 »
Кстати, здесь, на "Исихазме", есть совершенно неожиданные трактовки образов евангельских волхвов в изумительных по красоте молитвах Святителя Николая Сербского:

http://www.hesychasm.ru/library/prayers/txt048.htm