В психиатрии любой вопрос принято освещать «с царя Саула», одного из первых известных в истории самоубийств. В целом, в древности далеко не однозначно оценивали самоубийство. Оценка касалась не столько понимания причин этого явления, сколько отношения к возможности добровольного ухода из жизни, санкционирования его с точки зрения закона или представлений морали.
Относительно спокойно к суициду относились в древности в Северной Европе, в Индии. В эллинистическую эпоху уже существовало понимание неоднородности самоубийств.
Начиная с 4-5 веков церковь руководствовалась прежде всего представлениями Августина Аврелия, который изложил основные доводы осуждающего характера. Согласно его учению, самоубийца есть человекоубийца, и чем меньше у него было причин к лишению себя жизни, тем более он виновен. Однако у этого выдающегося христианского мыслителя отмечалась некоторая непоследовательность. Для оправдания христианских мучеников, лишавших себя жизни во имя веры, Августин ввел категорию самоубийства, внушенного свыше, т .е. совершаемого по велению Бога. Практическое применение учения Св. Августина выражалось в решениях Вселенских соборов. Так, Пражский собор 563 г. запрещал хоронить самоубийц и петь над ними псалмы. В более поздние времена возможность «извинительного самоубийства» уже категорически отвергается христианскими вероучителями (Фома Аквинский, например). В средние века светское законодательство , постепенно перемешиваясь с установками церкви и пропитываясь духом канонического права, ещё более жестко относится к самоубийству (надругательства над трупами самоубийц, конфискация их имущества, отказ в погребении, эксгумация заподозренных в суициде и т.п.). Однако, стоит заметить, в монастырях самоубийства встречались чаще, чем в светском обществе. Более того, подавленное состояние (acedia – вялость, лень), понимавшееся тогда как грех и рассматр. в связи с развитием психиатрии уже в рамках депрессивных расстройств, в первую очередь наблюдалось в условиях монастырской жизни. Одна из причин оценки таких состояний как греховных состояла в том, что очень часто уныние и хандра сочетались с самоубийством. Таким образом, даже наличие канонического безусловного запрета на суицид не спасало людей от самоубийства. Если учесть, что монастыри представляли собой умственные и религиозные центры средневековой Европы, то относительно большая частота самоубийств среди клира показывает, что образование и христианское мировоззрение вряд ли способно полностью искоренить это зло….
P.S. Сегодня Россия делит с Литвой ПЕРВОЕ место в мире по количеству (только зарегисрированных!) самоубийств, совершаемых ежегодно на 100.000 населения (более 44 самоубийств на 100.000 населения в год при критическом/эпидемическом пороге в 20 на 100.000, что в 1,5 раза больше, чем убийств, а также смертей в ДТП)