Исихазм

Автор Тема: Богомыслие и молитва  (Прочитано 85745 раз)

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« : 19 Октябрь 2005, 13:00:12 »
Митрополит Антоний Сурожский
"Практически богомыслие и молитву часто смешивают, но в этом нет опасности, если богомыслие перерастает в молитву. Опасность возникает только тогда, когда молитва перерождается в размышление. Богомыслие и означает прежде всего размышление, – размышление, предметом которого является Бог. Если, размышляя, мы постепенно все глубже проникаемся духом молитвенного богопоклонения, если присутствие Божие становится достоверным и мы видим, что действительно пребываем с Богом, и если от размышления мы постепенно переходим к молитва, все правильно; но никогда нельзя допускать обратного процесса, и в этом смысле между богомыслием и молитвой существует четкое различие.
Богомыслие – деятельность мысли, тогда как молитва – это отвержение всякой мысли. По учению восточных Отцов, даже к благочестивым мыслям и самым глубоким и возвышенным богословским рассуждениям, если они возникают во время молитвы, следует относиться как к искушению и отгонять их; ибо, говорят Отцы, безрассудно думать о Боге и забывать, что находишься в Его присутствии. Все духовные наставники Православия предостерегают нас от подмены этой встречи с Богом размышлениями о Нем. Молитва по существу своему – стояние перед Богом лицом к лицу"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #1 : 19 Октябрь 2005, 22:27:46 »
Митр. Антоний здесь говорит об ограниченности размышления, если оно и о Боге. Вообще, можно указать три основные ступени: размышление - богомыслие - богосозерцание. При переходе от богомыслия к богосозерцанию мысль угасает. Хочу отметить, что при богомыслии мысли уже особого порядка - они перестают быть продуктом мышления (какими были на первой ступени) и становятся как бы отпечатками более высокой интуиции. Такие "мысли" приходят сверху, и они чисты, прозрачны и многомерны (сразу несколько значений, много вертикальных и горизонтальных смысловых связок). При сердечном богомыслии "мысли" приходят изнутри - из сердца. Затем мысленный покров спадает...

Молитва также имеет несколько ступеней, и на первых никак еще не отвержение мысли, на высочайших же ступенях она - богообщение в безмолвии.

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #2 : 20 Октябрь 2005, 08:50:50 »
Мне было бы интересно узнать, какую роль для кого играет икона ( в частности, образ Спасителя) в этом процессе.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #3 : 20 Октябрь 2005, 13:26:44 »
Kosach, у одного старца спросили: "Как можно обрести страх Божий?" Он ответил: "Нужно поставить в келлии своей образ Спасителя в полный рост..." (не дословно). Присутствие, наверное.
Простите меня

Лена

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #4 : 20 Октябрь 2005, 13:40:27 »
А в Дивеево в келье матушки Александры Распятие в рост стояло... хотя, это наверное,все-же отражение характера их подвига-Голгофское стояние...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #5 : 20 Октябрь 2005, 13:41:27 »
Сергей С.,  
Цитировать
Они, наверное, никакие.

Форму им придает ум. Ум же, при своей автономности, повязан (и проникнут) той средой, в которой "плавает". Т.е. сама ментальная среда является формообразующим фильтром. Таких "фильтров" много. Некоторые из них похожи на сети, какие-то на туман, крышки, потолки (и даже миры) - все это привычные образы, которые в какой-то степени доносят "то". Безмолвие и безОбразность молитвы позволяет увидеть преграды, чтобы не быть ими схваченным и пройти сквозь.

Kosach,  
Цитировать
Мне было бы интересно узнать, какую роль для кого играет икона ( в частности, образ Спасителя) в этом процессе.

Очень важную. Опять-таки надо избежать ловушки идолопоклонства - той, что слева, и ловушки справа - рационального или потребительского отношения к иконе. Также следует отличать образ Божий (или святого) от магичной "намоленности". Т.е. "намоленность" - это (образно) не сама икона, а оккультный киот на иконе.
Мне привелось видеть неоднократно мироточащие иконы (и даже фото). Интересно было наблюдать, как на них (в восприятии этих икон молящимися) быстро срабатывает эффект "намоленности".

Имя Божие при молитве та же икона, только словесная, умная, безмолвная. И ловушки, в которые попадают молитвенники, похожи на те, в которых увязли некоторые почитатели святых икон.

Лена

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #6 : 20 Октябрь 2005, 14:12:29 »
Александр, Вы говорите о фетишизме?

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #7 : 20 Октябрь 2005, 14:37:45 »
Alexander, для меня это слишком сложно. Я потому первый пост свой удалил, что поспешил говорить о том, о чём большинству позволено только немотствовать. А то беды не оберёшься с тщеславием и т.д.

Кажется, в общении нужно смотреть за собой (если кому-то полезно):
1) за содержанием того, что говоришь, поскольку слово не только отражает, но и творит (человека), а при небрежении - способно становиться идолом, схемой, мертветь, искажать понятия, становиться препятствием истинной жизни ..
2) смотреть за собой по действию - в смысле: я могу говорить правильно, но не к месту, не к времени, или слишком много и часто (несоразмерно с праведностью, зато соразмерно с мнением), дерзновенно или униженно во вред другим и т.д. Мера - дело наиболее трудноуловимое в духовной жизни, расстановка ударений и т.п. мелочи если брать аналогом грамматику...

То есть можно быть правым по формальной сути, но неправым перед Богом, который есть истина во всех смыслах: и формально, и по содержанию, и по действию и вообще как угодно. Нужно бояться Бога. У добродетели должно быть свойство - осторожность.
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #8 : 20 Октябрь 2005, 14:44:54 »
Alexander,
Цитировать
Также следует отличать образ Божий (или святого) от магичной "намоленности". Т.е. "намоленность" - это (образно) не сама икона, а оккультный киот на иконе.
Мне привелось видеть неоднократно мироточащие иконы (и даже фото). Интересно было наблюдать, как на них (в восприятии этих икон молящимися) быстро срабатывает эффект "намоленности".
А может быть вы ошибаетесь? Мне очень важен ответ на этот вопрос, поскольку, как мне кажется, в нём скрывается какое-то трудно постигаемое отличие веры Церкви от веры интеллектуалов в ней (только не примите это за оскорбление - я себя к ним вполне причисляю). Доверчивость людей, само миренное течение их ума к святыне не милее ли Богу, чем наше многое знание? Нет ли здесь середины, чтобы и одно не отвергать и в другое не вдаваться до смерти? Нет ли здесь той благодати, "которую нельзя анафематствовать ради её возможной истины и отвергать, ради её возможной ереси"?
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #9 : 20 Октябрь 2005, 14:45:28 »
Фетишизм - слово, не очень годное здесь, поскольку смысл его повязан поверхностным, рациональным видением.  Может ли стать икона (или молитва) фетишем? - сколько угодно! Однако, сотворение кумира (магического или финансового) из чудотворной иконы более чем фетишизм. Превращение богослужения в обряд, сакрализация ЦСЯ, календарные "битвы" и прочая - все это назвать можно назвать фетишизмом - на поверхности, само же основание его - идолопоклонство - глубже, обширнее, страшнее...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #10 : 20 Октябрь 2005, 15:03:18 »
Alexander:

Цитировать
само же основание его - идолопоклонство - глубже, обширнее, страшнее...


В идолопоклонстве важнее не само божество, а функции божества. На них концентрируется внимание. Также в случаях с "намоленными" иконами - внимание концентрируется не на образе, возводящем к перовообразу, а на "функциональности" самой иконы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #11 : 20 Октябрь 2005, 15:08:35 »
Сергей С.,  
Цитировать
Доверчивость людей, само миренное течение их ума к святыне не милее ли Богу, чем наше многое знание?


Что Господу "милее", Он Сам говорит. А за "намоленностью" - как за пышными шторами - скрывается большее - окно в Божий мир - к первообразу, по верному замечанию Igor'я.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #12 : 20 Октябрь 2005, 15:18:53 »
Igor,
Цитировать
Также в случаях с "намоленными" иконами - внимание концентрируется не на образе, возводящем к перовообразу, а на "функциональности" самой иконы

Alexander,
Цитировать
А за "намоленностью" - как за пышными шторами - скрывается большее - окно в Божий мир - к первообразу
А разве сама вещь, т.е. икона не принимает ни капли от освящения? Разве нельзя подумать, что можно чувствовать и  намоленность иконы и Того, Кто на иконе или это вещи совсем не совместимые?
Простите меня

Лена

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #13 : 20 Октябрь 2005, 16:16:07 »
Знаете, заходишь в комнату к человеку, который много лет в ней живет и молится. Тихо проходишь и садишься, стараясь не разбудить. И в этой тишине, за незаметным звуком дыхания и тиканья часов, ощущаешь, что тишина эта-не пустая, а, как где-то прочитала, имеет наполненность, тишина Всеприсутствия...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #14 : 20 Октябрь 2005, 17:39:49 »
Цитировать
А разве сама вещь, т.е. икона не принимает ни капли от освящения?

Как понимаю, здесь Вы имеете в виду материальный носитель (+ творческое выражение, + оккультное обрамление, + патина истории и пр.) образа. Да, принимает. Как принимают одежды. К сожалению, человека - как образ Божий - слишком часто путают с его одеждой (иерархической принадлежностью какой-нибудь структуре)