Исихазм

Автор Тема: Богомыслие и молитва  (Прочитано 85760 раз)

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #150 : 28 Ноябрь 2005, 18:17:07 »
Григорию, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, соборно ниспровергшему в Великой Церкви Варлаама и Акиндина, начальников и изобретателей новых ересей с их лукавым содружеством, дерзнувших объявить тварью естественную и неотделимую энергию и силу Божию и просто все вообще естественные свойства св. Троицы, но также и недоступный Свет Божества, воссиявший от Христа на [Фаворской] горе, - тварным божеством, и снова начавшим во зло Церкви Христовой вводить оные платонические идеи ... -вечная память.
Акты Константинопольского собора 1351 г.

Так,в подведение итогов..

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #151 : 28 Ноябрь 2005, 18:19:11 »
Евгений:

Цитировать
Все, что говорится о движении или покое божественной сущности, всегда говорится об энергиях


А Отцы находили очень важным различать Саму Божественную сущность и божественные энергии. Да, в обиходе, обычно, это не различается. Но в иконоборческом споре это неразличие Божества внутри и во вне Себя привело к многолетнему непониманию сути иконопочитания. Вплоть даже до паламитских споров!

Святая Троица пребывает в абсолютном покое. Движение начинается там, где начинается многообразие. Святая Троица проста и единообразна.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #152 : 28 Ноябрь 2005, 18:27:55 »
Евгений,  
Цитировать
Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении.


Alexander:

Цитировать
Это очень важное положение для созерцательной молитвы.


Благодать Божья может проявляться и в динамике, и в покое.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #153 : 28 Ноябрь 2005, 18:44:31 »
Различение Божественной сущности и божественных энергий - очень важный вопрос в аспекте обожения!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #154 : 28 Ноябрь 2005, 19:10:15 »
Igor,  
Цитировать
Различение Божественной сущности и божественных энергий - очень важный вопрос в аспекте обожения!

Igor,  можно это показать на практических примерах?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #155 : 28 Ноябрь 2005, 20:56:54 »
Alexander:

Цитировать
Igor, можно это показать на практических примерах?


Alexander, я здесь на форуме ничего нового не скажу. Мы знаем православное учение о благодати, о соработничестве или о причастности Богу. Учение о фаворском Свете, о божественных энергиях  составляют суть Православия и его отличие от учения Западной церкви.  Православный человек легко воспринимает слова  преп. Серафима о «стяжании Святого Духа». Западная церковь к этому высказыванию Святого потихоньку привыкла, но поначалу оно воспринималось в штыки. Как можно стяжать Нестяжаемое? Для православной ментальности этот вопрос разрешим. Для западного богословия оппозиция нетварного и тварного оказывалась неразрешимой и нужно было заполнять ее идеей о сверхъестественном тварном мире. Евангельская-апостольская мысль о соработничестве (причастности) Господу не получила должного развития. На Западе сложилось причинно-следственное отношение к благодати: своим тяжелым методичным трудом заработал и поэтому получил (как зарплату). Западная Церковь акцентирует внимание на Рождестве и Великой Пятнице. Это аналогично человеческому пути – скорбь и страдания от рождения до смерти. «Великая темная ночь».

В Восточной церкви, кроме Праздника праздников на особом месте – Преображение (собственно, «настоящее» Богоявление). Явление на Фаворе замечательно осмысляется в кондаке праздника: когда ученики увидят Христа распинаемым, то осознают Его вольную крестную смерть и будут Его проповедовать как «Отчее сияние».

  Нисхождение благодати и  ее восприятие – тайна, в которой нет причинно-следственного ряда. Дух дышит, где хочет, когда хочет и как хочет... "Обратись к Богу, и обратится (Он) к тебе" ...Взаимопроникновение...Человек становится причастником именно Божественной природы!

Никаких практических примеров привести здесь не могу.

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #156 : 04 Декабрь 2005, 23:18:09 »
Предлагаю прочесть отрывки из статьи Виктора Криворотова «Иконописный канон и ИИСУСОВА молитва» . Видимо, у меня где-то есть и сама статья , но пока только выписки. А в свете того, что в этой теме поднималось немало вопросов про икону, должно быть интересно.
________________
Многие препятствия, которые возникают у новоначального, самостоятельно постигающего искусство Иисусовой молитвы, могут преодолеваться с помощью иконы, написанной опытным молитвенником, строго соблюдающим каноны иконописания. С помощью иконы слабое внимание значительно укрепляется зрительным восприятием. Это объясняется тем, что зрение более разработано, чем другие органы чувств поскольку на нем строится большая часть жизнедеятельности человека, особенно современного (текстовая информация, телевидение, интернет, различные зрелищные представления и т. д.). В молитве перед иконой основной поток помыслов не в состоянии отвлекать внимание, в результате самое сложное препятствие в постижении искусства молитвы преодолевается достаточно легко. За многие века святые отцы глубоко исследовали те психосоматические связи, которые образуются в молитвенном процессе. Этот опыт позволяет широко пользоваться соматической составляющей в целях ускорения постижения трудовой молитвы и вхождения в молитвенное состояние.

Самой сложной проблемой в постижении искусства трудовой Иисусовой молитвы является распознание духовных чувств, которые пробуждаются, когда призывается имя Господа. Самостоятельно решить эту задачу новоначальный не может. В молитве же перед иконой душевные чувства исключаются, в связи с этим звучат только духовные чувства и их не надо искать среди множества душевных чувств, поэтому духовные чувства со временем будут услышаны.
    В последнее время распространяется мнение, что Иисусова молитва перед иконой недопустима. Поскольку икона есть образ, а святые отцы категорически запрещали использование образного мышления в практике Иисусовой молитвы. Оно приводило молитвенника к самым катастрофическим формам прелести. В иконе образ пишется по канону, который превращает его в средство пробуждения духовных чувств, всегда связанных с трезвенностью, т. е. полным самоконтролем. В результате молитвенный процесс имеет осознанный и управляемый характер. Образное же мышление - это неуправляемая стихия страстей, которая может буйствовать только в условиях отсутствия самоконтроля.

Иконописание достигло своего апогея в XIV-XV веках в период расцвета исихазма, поэтому иконы Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия являются воплощением Иисусовой молитвы в образы и краски. Их творчество это яркий призыв к Иисусовой молитве перед иконой.
_____________________________

Валерий

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #157 : 06 Февраль 2006, 13:54:44 »
но для воспитания внешнего человека. Внешний и внутренний должны находиться в гармонии с собою,
Прочитав сообщения в этом разделе возникает вопрос, что есть человек?
Мы незнаем самих себя? Вы согласны со мной? Или знаем, тогда какого себя?

.Олух.

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #158 : 06 Февраль 2006, 18:06:00 »
Всем сразу!
Как прекрасна кожа младенца; …
Как прекрасен закат погожим летним вечером; …
Как отзывается душа на звуки органа, когда великий Бах или гениальный Бетховен раскрывают нам все глубины своих переживаний; …
Как текут слюнки, когда до нас долетает запах вкусного кушанья; …
На самом деле для нас сегодняшних (таких, какими мы себя сейчас «знаем») это ложь, обман, майя – мираж (индуистское). Сразу оговоримся что «соврать» по настоящему может только Бог; - ведь соврать, это сказать то, чего нет, не существует; - а это уже акт Творения.
Нет, мы сегодняшние так не можем. Наша ложь - это принятие части за целое, а целое как части; да и то виденье не самих части и целого, а их соотношения – больше или меньше; лучше или хуже, нужно или не нужно и т.д.
И сам ложь и отец лжи сатана и есть это соотношение, реально существующего Творения Божия в самом Себе с самим Собою с одним обязательным условием – всё отдельно; - Бог от Творения, Творение от Бога, Творения в самом Себе от Себя самого …
Возвращаясь к началу; - беря на руки младенца, я по отдельности своей от него, не чувствую на самом деле каков он, в частности - его кожа; совсем нет!
Мои рецепторы говорят мне о том, как они отреагировали на нечто, к чему я прикоснулся. Но это они отреагировали! Тоесть,  это я так себя «почувствовал»!
Прекрасный закат точно также есть моё личное самоощущение при прикосновении к чему – то, чего я не знаю, не вижу, не воспринимаю также как и музыку и запах …
Всё моё восприятие меня сегодняшнего есть восприятие меня отдельного, касающегося отдельности.
Все мои чувства, ощущения осознания меня сегодняшнего есть чувства, ощущения, осознания своей отдельности от Всего, а все желания меня сегодняшнего есть реакции, основанные на чувствах, ощущениях, осознаниях меня сегодняшнего и есть хотение различных форм и выражений отдельности.
Когда я хочу погладить младенца, я хочу ощутить ту форму отдельности, которая мне приятна; когда я отдёргиваю руку от колючки, я снова и точно так же хочу отдельности, отдельности «приятной».
Давайте, хоть и с некоторым запозданием, оговоримся; - Мир,  как Реальность существует, и Реально существует и младенец, и закат, и музыка и Пища …
Но всё это мы сегодняшние знаем (а значит, и воспринимаем) отдельно и отдельным; а все наши попытки соединиться с этим или соединить это с собой заканчивается исчезновением; - либо исчезновением нас в этом; либо этого в нас, либо и нас и этого …
Продолжение следует.

.Олух.

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #159 : 08 Февраль 2006, 14:13:24 »
Нельзя понять, что ощущает кошка, когда её гладят, пока сам не будешь той кошкой, которую ты гладишь …
Мысли в твоей голове - это ты, или кто – то (что – то) другой?
А когда ты сам с собой советуешься, или споришь, или решаешь что – либо; то с кем ты говоришь? – или по-другому – кто с тобой говорит? Как минимум тебя, тебя двое; - ты говорящий и ты слушающий; ты за и ты против; ты взбешенный и ты успокаивающий …
(Если ты один, то всякий говорящий в тебе – не ты и всякий слушающий тебя – не ты).
Твой ум чего то хочет, но тело совсем не желает этого; твоё тело как ему кажется, без этого быть не может, но ум мало то, что не хочет этого; - более того, считает это крайне вредным и невозможным.
Но ведь ум – это ты?
Да ведь и на своё тело никто не смотрит, как на некую собственность, но знает тело, как самое себя!
Так кто ты – ум или тело?
Или может что – то, что сразу и ум и тело?
А может быть и не ум и не тело? …
Мать и младенец, которого она вынашивает во чреве – это два разных существа, или одно?
Если два разных, то как у них одно тело?
А если одно, то как и откуда появляется новое?
ДНК отца и матери уникальны, и повторяться не могут; - откуда появляется новое ДНК ребёнка?
Кошка не может родить щенка, а слон – мышь;- откуда берётся всё разнообразие видов, если не один вид не появляется из другого; откуда берутся люди, если не один из них не  может (согласно логике!) появиться из другого человека?
Если каждого ребёнка учат говорить его родители, то кто научил говорить первого человека? …
Сразу прошу прощения за кратность.
Человек есть то, чего мы с вами сегодняшние не знаем, и чем мы сейчас не являемся.
Мы с вами – люди.
Люди знают себя как существ, пребывающем в телесном (объектном) мире, где всё и вся есть тела (объекты), различающиеся по размерам, весу, формам, признакам и т.д.
Сами тела в свою очередь состоят из других тел – молекул, атомов, элементарных частиц или клеток, кусков, частей и т.д.
Людское тело есть часть этого мира, имеет в нём начало – составлено из атомов, молекул и т.д. – и окончание – разложение на те же атомы, молекулы, аминокислоты и т.д.
Людское тело имеет понятие о себе, которое люди называют умом и который есть понятие людского тела о себе в этом мире согласно правил и законов этого мира, где сам мир есть тело (объект), состоит из тел (объектов) и где все законы есть законы соотношения тел (объектов) между собою, и основываются на одном главном законе; - каждое тело (объект) есть тело отдельное от других, состоит из отдельных же тел (объектов) и само есть одним из тех тел, из которых состоят другие тела (объекты).
Согласно этого закона, всякое тело (объект) одновременно и состоит из отдельных тел, и само есть часть другого тела (объекта), или других тел (объектов).
Мы даже можем высказать сумасшедшую версию этого закона – в каждом атоме весь мир, состоящий из атомов (тел – объектов), где каждый из атомов есть весь мир и одновременно часть мира и содержит в себе все другие атомы  (как весь мир), каждый из которых есть весь мир.
Ну а теперь по простому; - каждый из людей одновременно и весь мир и часть этого же мира как отдельное тело - объект, которое имеет понятие о себе – ум, который есть сразу и понятие о всём мире и о теле, как его части и о их соотношении и основан этот ум (понятие тела) на отдельности себя (как тела) от себя (как других тел в мире) в себе (как мире).
Продолжение следует.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #160 : 09 Февраль 2006, 11:14:21 »
Олух, как звучит хлопок одной ладони?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #161 : 09 Февраль 2006, 16:44:29 »
Цитата: Валерий
но для воспитания внешнего человека. Внешний и внутренний должны находиться в гармонии с собою,
Прочитав сообщения в этом разделе возникает вопрос, что есть человек?
Мы незнаем самих себя? Вы согласны со мной? Или знаем, тогда какого себя?


Человек - это душа в мешке почти по форме тела, засыпанном песком, сквозь который колют и толкают.
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

AngelicCare

  • 3
  • Сообщений: 139
  • О если бы я был служен имени Господа Иисуса!
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #162 : 09 Февраль 2006, 16:45:51 »
Цитата: viktor
Олух, как звучит хлопок одной ладони?


Не по христиански ;)
Что желаешь другому, когда тот устремлён к жизни, к любой благодати святой и непорочной, к Богу, то желаешь себе в полноте и совершенстве.
Это формула отражения стужаний в духе.

.Олух.

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #163 : 11 Февраль 2006, 20:39:49 »
А теперь без выкрутасов!
Каждый и всякий из людей, хотя и есть весь этот мир, в силу своей отдельности от Бога знает себя – мир как нечто, чем он не является, разделённое на множество различных фрагментов, сил, действий, соотношений, качеств, проявлений, одно из которых он знает как себя.
Все его понятия есть понятия отдельной частицы множества отдельностей, которые (хотя и управляются им самим), осознаются им подчинёнными каким – то отдельным от него законам – либо абсолютно для него не постижимым по его понятиям, либо постигаемыми в их ложной отдельности неверно, ложно, превратно.
Всякий из людей сейчас есть весь этот мир, но знает себя как тело (себя телесного).
Как весь мир, он есть все силы, действия, соотношения, качества, проявления, которые окружают его как тело, действуют на него, изменяют его (вплоть до полного исчезновения или Преображения и Воскресения).
Как весь мир, он есть закон и правило всему что в мире а значит есть закон и правило себе как телу.
Как мир безбожный, отдельный от Бога, он есть отделяющий всё и вся в мире от Бога в том числе и себя как тела (умного) или себя телесного.
Итак, всякая твоя мысль, чувство, желание, действие, ощущение, состояние тебя сейчасного есть закон всему миру и всему, что в мире.
(Точно также и мысль, чувство … всего того что в мире есть закон для тебя, который ты осознаёшь как чувства, желания, мысли …).
В Христианстве это выражается правилом «Первый из грешных есмь аз».
Христианин проходит себя – мир в себе - теле Собою – Божиим, отменяя отдельность и преображая всё из отдельного в Божие.

Подробности  - дальше, если захотите.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #164 : 12 Февраль 2006, 13:36:18 »
Куда уж подробнее...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...