Alexander,
________________
Если не отрывать богословие от антропологии и социальной жизни, то можно увидеть, что в моих рассуждениях есть тенденция соединить разорванную нить представлений об иконе. Служение людям - истинное иконопочитание, потому что оно очищает, восстанавливает и возвышает человека до незамутненного образа Божия. Именно об этом говорит Господь, и не требует Он других жертв. У служения людям ради Бога есть и социальный аспект, есть и культовый, есть и богословский.
_______________
Соглашаюсь со всеми этими выводами, не спорю и принимаю. Более того, подчеркну это словами одного из святых 3 века ( Мефодий Олимпийский):
Хотя человек уже рождается «по образу» Божию (Быт 1,26), все же он поначалу еще должен приобрести это «подобие». Чтобы завершить его, в мир и был послан Бог-Слово; поначалу Он принял наш вид, несущий на себе язвы множества грехов, дабы потом мы, ради которых Он нам уподобился, в свой черед снова получили способность воспринять Его божественный вид. Ибо стать совершенно подобными Богу для нас возможно только тогда, когда мы, как даровитые и умелые художники, сами в себе запечатлеем черты, присущие Его человеческой жизни, и когда мы их нерушимо сохраним (в себе), становясь Его учениками на пути, Им нам открытом. Именно посему Он, будучи Богом, избрал для Себя облечься в человеческую плоть, чтобы мы могли, словно на картине, рассматривать пример Его Божественной жизни и тем самым входить в способность подражать Тому, Кто написал этот образ.
Я просто говорю о том, что мне было бы интересно и важно уточнить для себя - о другом виде образов, об иконе.В частности, об иконе Спасителя как возможности приблизиться к созерцательной молитве.
7 Вселенский собор и его завершение - Торжество православия свели воедино многолетние богословские и филосовские пласты, которые в разные годы касались Боговоплощения , антропологии, имен Божиих - и множества других основных вопросов нашей Церкви. В дальнейшем икона развивается по двойным законам - и выработке наиболее точного языка богословия с красках и чисто технически по выработке приемов.
Ко времени выкристаллизации исихазма икона уже вполне органично живет внутри богословия и участвует в деле спасения человека. И икона - это не просто напоминание о Боге или евангельском событии. Это мистическое соединение мира вневременного и тварного, в котором мы пребываем.
Я ни с кем не спорю здесь. Вопроса о молитве и иконе не возникало у меня, пока не довелось общаться с католиками, которые (вдруг!) не смогли сказать ничего конкретного про иконы, которые часто встречаются в их храмах и домах. А потом оказалось, что и для многих православных икона - лишь напоминание, позыв к сосредоточенности - и все... Вот я и задаюсь вопросом : а не есть ли икона возможностью безмолвной молитвы по причине своей связи с Первообразом? И какое место она может занимать в умном делании?
Простите за многословие, многое по этому вопросу у меня еще не оформилось - идет накопление материала и литературы...