Всю ветку не читал, (может уже был приведен пример) - у Нилуса монах Феодосий когда в миру жил до монастыря, будучи под окормлением оптинских старцев, занимался винными откупами. Если бы это было принципиально, я думаю старцы бы ему подсказали сменить бизнес. Такого не произошло.
(Пример - рабство, хорошо ли христианину держать раба христианина? - у апостола - можно. Моральная проблема решалась просто - во имя Христа усердно работать брату господину христианину, так-же господин с любовью о Христе принимает труды раба и заботится о нем.)
Ладно производители, а продавцы? Их как? Кстати православных в цепочке - производство алкоголя, реклама, транспорт, склад, делопроизводство, продажа - очень много.
Поэтому вспомним первое чудо Христа в Капернауме.
Считаю для новоначального проблема, а так никакой проблемы нет.
Опять если вспомнить про бизнес - уход от налогов. На каком-то этапе развивать бизнес без этого нельзя, такие у нас законы и налоги. Значит преступление, но оно оправдано, семью кормить надо, близких. Кесарю кесарево, Богу богово.
Считаю в нашей стране система во многом бесовская после коммунистов осталась, воровская, а это общество, трудно от него отделиться, не за это суд будем принимать. Вот взятки не вымогать, зло другим не творить, работать честно, людей не обманывать - это надо соблюдать. Но это еще мир. А суд приемлем - как Бога возлюбил, познал Бога - это главное.
Вот еще пример интересный (думаю в тему) - в одном монастыре иеромонах высказал отцу наместнику - "вот деньги на обитель принимаем, а ведь судя по бизнесменам, которые их приносят (у кого лицо в шрамах от ножа, кто ряху такую имеет, что ночью в переулке встретишь - испугаешься), они от воровства, блуда, наркотиков, - по канонам нельзя такие деньги принимать", а наместник ему и говорит - "хорошо отец N, вот тебя старшим и поставим, разбирать какие деньги брать, а какие нет". После этого отца N этот вопрос больше не волновал. Смысл в том, что даже каноны к реальной жизненной ситуации с умом применять надо. а на излишнюю добродетель бывает и бес подбивает. Проще надо быть, проще.
Каждому человеку Бог дал свое место в жизни, и нельзя жить и не согрешить, это фарисеи так о себе думали, что их жизнь правильная и безгрешная, не к соблюдению внешних заповедей надо стремиться - фарисеи, осужденные Христом, тому пример, а к стяжанию, несмотря ни на что, внутренней жизни во Христе. Тогда и внешнее не повредит.