Исихазм

Автор Тема: Делатели непрестанной молитвы в миру  (Прочитано 43535 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Из жития святаго Григория Паламы Архиепископа Солунскаго. Доброолюбие, том.5. О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться

«Видите теперь, братия мои, как имеют долг все вообще христиане, от мала до велика, молиться всегда умною молитвою: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! так, чтобы ум их и их сердце навык имели всегда изрекать священные слова сии. ...

Но что говорят миряне? – Мы обременены делами и заботами житейскими, как возможно нам молиться непрестанно?

Отвечаю им, - что Бог не заповедовал нам ничего невозможного, а всё только такое, что мы можем делать. Почему и это можно исполнить всякому ревностно ищущему спасения души своей. Ибо если бы это было невозможно, то было бы невозможно для всех вообще мирян, и тогда не нашлось бы столько и стольких лиц, кои среди мира исправляли сие дело непрестанной молитвы, как следует, из коих да будет представителем многих других такого рода лиц отец святого Григория Солунскаго, дивный оный Константин, который при всём том, что вращался в среде придворной жизни, назывался отцом и учителем царя Андроника, и занимался каждодневно государственными делами, кроме своих домашних дел, как имевший большое имущество и множество рабов, жену и детей, при всём том столь был неотлучен от Бога, и столь привязан к умной непрестанной молитве, что многократно забывал, что говорил с ним царь и придворные вельможи о царственных делах, и нередко раза по два и более спрашивал об одном и том же, чем другие вельможи, не зная причины того, смущались и его укоряли, что так скоро забывает дело и повторительными вопросами обременяет царя. Но царь, зная причину того, защищал его и говорил: «у Константина есть свои думы, которые не дают ему иной раз со всем вниманием относиться к делам нашим».

Премногое множество было и других подобных, которые, живя в мире, всецело были преданы умной молитве, как уверяют исторические о них записи. Итак, братия мои христиане, умоляю вас и я вместе со святым Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Подражайте тем, о коих я сказывал, и сколько возможно последуйте им.»
________________________

Братия и сестры! Много написано о делателях непрестанной молитвы среди монахов, отшельников, блаженных и юродивых, но гораздо меньше - о делателях Иисусовой молитвы в миру. Однако мы, миряне, нуждаемся в добрых примерах для подражания. Знаете ли вы о подобных примерах из литературы, житий святых, или просто из жизни людей которых вы знали по жизни?

света

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #1 : 13 Октябрь 2004, 08:59:08 »
Блаженный Никита Константинопольский

Сентябрь 9 .
 

Блаженный Никита жил в Константинополе и занимал должность хартулария (письмоводителя). Называют его "сокровенным" потому, что, живя в миру, среди городской суеты, тайными подвигами благочестия достиг духовного совершенства и был великим угодником Божиим. Его святая жизнь открылась при необыкновенных обстоятельствах. Два друга, некий священник и диакон Созонт, поссорились. Священник умер, и диакон очень скорбел, что они не успели помириться. Опытному старцу-подвижнику он рассказал о терзавшем его совесть грехе. Тот подал ему письмо и велел отдать его первому, кого Созонт встретит в полночь у храма Святой Софии, Премудрости Божией. Им оказался святой Никита-хартуларий. Прочитав письмо, он заплакал и сказал, что на него возлагается то, что превышает его силы, но молитвами старца, пославшего Созонта, он постарается это исполнить. Сотворив поклон перед церковными дверями, святой Никита сказал: "Господи, открой нам двери милости Твоей", - и двери храма сами собой открылись. Оставив диакона на пороге, святой Никита стал молиться, и Созонт видел, как его осиял чудный свет. Затем они вышли из храма, и двери закрылись. Подойдя к церкви Влахернской Божией Матери, святой Никита снова помолился и опять перед ними отверзлись двери. В храме стало светло, и из алтаря вышло два ряда священников, среди которых диакон Созонт узнал своего умершего друга. Святой Никита тихо сказал: "Отче пресвитер, побеседуй с братом твоим, и прекратите вражду, которую вы имеете между собой". Тотчас священник и диакон Созонт поклонились друг Другу, с любовью обнялись и примирились. Священник ушел обратно, и двери сами собой затворились. Блаженный Никита сказал диакону: "Брат Созонт, спаси душу свою для себя и для моей пользы. Отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота его святых молитв и его упование на Бога могут и мертвых воздвигнуть". После этих слов блаженный Никита стал невидим для Созонта. Вернувшись к своему старцу-духовнику, диакон со слезами благодарил его за то, что, по его молитвам, великий сокровенный угодник Божий Никита-хартуларий снял грех с живого и мертвого.

света

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #2 : 13 Октябрь 2004, 15:45:41 »
Вот еще из "Откровенных рассказов странника" - там вообще много про мирян, занимавшихся молитвой.

Вот например:

"Так я и жил один года три. Служивший мне мальчик был с быстрыми способностями и все домашние дела мои исправлял, убирал комнату, топил печь, варил мне кашицу, грел самовар. Но при всем этом он был чрезвычайно резв и неумолкаемый шалун, беспрестанно бегал, стучал, кричал, резвился и потому весьма меня беспокоил; а я по болезни, да и от скуки, всегда любил читать духовное. У меня была прекрасная книга Григория Паламы об Иисусовой молитве: я почти беспрестанно читал ее, да понемногу творил и молитву. Мешал мне мой мальчик, и никакие угрозы и наказания не воздерживали его от шалостей. Вот я и придумал такое средство: стал сажать его у себя в комнате на скамеечку, приказывая, чтобы он беспрестанно говорил Иисусову молитву. Это сначала ему чрезвычайно не понравилось, и он всячески от сего уклонялся и почасту умолкал.

      Я, чтобы заставить его исполнять мое приказание, клал возле себя розгу. Когда он говорил молитву, я спокойно читал книгу, или слушал, как он произносит; но лишь только он замолчит, я показываю ему розгу, и он испугавшись опять принимался за молитву; и это меня очень успокаивало, ибо начиналась тишина в моем жилище. По некотором времени я заметил, что уже розги не нужно, мальчик стал охотнее и усерднее исполнять мое приказание; далее я усмотрел совершенную перемену в его резвом характере, он стал тих и молчалив, и домашние работы отправлял успешнее. Это меня порадовало, и я начал более давать ему свободы. Наконец, что вышло? Он так привык к молитве, что почти всегда и при всяком деле творил ее без всякого моего понуждения. Когда я спрашивал его об этом, он отвечал, что непреодолимо ему хочется всегда творить молитву. Что же ты при сем чувствуешь? Ничего, только и чувствую, что мне бывает хорошо, когда говорю молитву. Да как же, хорошо? Не знаю, как сказать. Весело, что-ли? Да, весело.

      Ему было уже 12 лет, как началась в Крыму война, я уехал к дочери в Казань, и его взял с собой. Здесь поместили его в кухне с прочими людьми, и он от этого очень скучал и жаловался мне, что люди, играя и шаля между собою, приступили и к нему, и смеялись над ним, и сим мешали ему заниматься молитвою. Наконец, месяца через три он вошел ко мне, да и говорит: я уйду домой; мне здесь нестерпимо скучно я шумно. Я сказал ему: как можно тебе одному идти в такую даль и в зимнее время? Дожидайся когда я поеду тогда и тебя возьму. На другой день пропал мой мальчик. Везде посылали искать, но нигде его не нашли. Наконец, я получаю из Крыма от людей, оставшихся в нашем хуторе, письмо, что оный мальчик, 4 числа апреля, на второй день Пасхи найден мертвым в пустом моем доме. Он лежал на полу в моей комнате благообразно, сложивши руки на груди, картуз под головою и в том самом холодном сюртучке, в котором ходил у меня и ушел. Так и похоронили его в моем саду. Получивши это известие, я чрезвычайно удивлялся, каким образом так скоро добрался мальчик до хутора. Он ушел 26 февраля, а 4 апреля найден. В один месяц перейти около трех тысяч верст, дай Бог и на лошадях. Ведь придется верст по сто в день. А притом в холодной одежде, без паспорта и без копейки денег. Положим, что может быть, кто-нибудь и подвозил его по дороге, но и это все не без особенного промысла и попечения о нем Божия. Вот мальчик мой, сказал, наконец, барин, вкусил плод молитвы, а я и на старости лет моих еще не пришел в его меру."

Михаил А.

  • Гость
Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #3 : 14 Октябрь 2004, 16:30:13 »
Вот некоторая информация о преподобном священноисповеднике Иоанне, Оленевском чудотворце:

http://www.prazdnikinfo.ru/5/16/i21_8884.htm
http://www.eparhia-saratov.ru/txts/news/2004/n_2004_08/06.html
http://www.tserkov.info/numbers/news/?ID=506

Уж не знаю, занимался ли священноисповедник Иоанн Оленевский непрестанной Иисусовой молитвой, но это великий святой. В его житии указано, что ему являлась Пресвятая Богородица.

Его дом-келлия до сих пор стоит на своем месте, не разрушен.

ron

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #4 : 20 Октябрь 2004, 12:50:15 »
Мы обременены делами и заботами житейскими, как возможно нам молиться непрестанно?

И ко мне, как к мирскому человеку в свое время, пришла мысль такая. И вот что дано было в ответ.

Святитель Игнатий Брянчанинов наставляет так:

(отрывок Из писем к монашествующим
158 (250, 89). К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни)


........"Пишешь: "дома у меня нет уединения, в храме оно часто нарушается... соединению мыслей мешает беспокойный помысл: за мною подглядывают". В Евангелии сказано: "назираху... да обрящут речь нанъ" (Лк. 6, 7). За кем "назираху"? За Господом. Позволь, чтоб и за тобою назирали, примирись с этим. Не отказывайся от чаши Христовой, как в этом случае, так и во всех. Скажи себе: "С Христом так поступали, от чего же со мною не поступать так?" Земная жизнь наша коротка - точно обман: ея скорби, по самой вещи, ничего не значат; - имеют столько значения, сколько им даем его. Смирение принесет в твое сердце мир, молитву, безмолвие. - Когда ты дома - думай, что ты с Ангелами; принеся услугу, обращаясь с ними, говори мысленно: "Ангелы Божий! примите служение от грешника". Сидишь-ли за трапезой, за чаем, за рукоделием, говори себе: "Сподобляюсь быть с Ангелами Божиими". Любовь к ближнему в Боге приносит сердцу утешение от Бога, а это утешение уединяет человека в самом себе. Он любит ближняго и вместе мертв для него; сердце его погружается в безмолвие, которое - начало любви Божией."

http://www.hesychasm.ru/library/stbrianch/let158.htm
С уважением, ron

Михаил А.

  • Гость
Re: Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #5 : 27 Октябрь 2004, 11:03:10 »
В догонку, еще кое-что вспомнилось.
О преподобноисповеднике старце иерее Иоанне:

Я видел в его доме (где он жил) фотографию его, на правой стене в комнате: там он сфотографирован с четками в руке, это ясно и отчетливо видно, на том фото ему где-то 40-45 лет. К сожалению, мало осталось сведений о том, у кого он окормлялся.

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #6 : 15 Февраль 2005, 11:13:09 »
Подскажите,только прошу использовать личный опыт,а не цитировать Святых Отцов:1.как совместить молитву с многопопечительностю мирской жизни;2.как бороться с помыслами во время молитвы?Заранее благодарен.

искатель в ответ искателю

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #7 : 15 Февраль 2005, 12:47:56 »
Цитата: искатель
Подскажите,только прошу использовать личный опыт,а не цитировать Святых Отцов:1.как совместить молитву с многопопечительностю мирской жизни;2.как бороться с помыслами во время молитвы?Заранее благодарен.


постепенно устранять из своей жизни ту часть многопопечительности, которая на самом деле не является необходимой для мирянина.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #8 : 15 Февраль 2005, 19:13:21 »
Цитата: искатель
Подскажите,только прошу использовать личный опыт,а не цитировать Святых Отцов:1.как совместить молитву с многопопечительностю мирской жизни


1. Это приходит постепенно, если терпеливо и постоянно понуждать себя на молитву. От постоянного пребывания ума с Богом уходит многозаботливость, человек видит во всём и во всех Бога, приходит понимание того что на всё воля Божия и всё в руках Божиих, "ни одна малая птица не упадёт на землю без воли Отца Небесного", и что бы ни случилось, "любящим Бога всё содействует во благо". Всё мирское теряет своё значение и цену по сравнению с Богом. Поэтому если не делать ничего по своей воле, а просто спокойно делать без суеты и многозаботливости  что от тебя требуют обязанности и обстоятельства, то всё устраивается по воле Божией наилучшим образом, даже если это скорби и искушения (без которых никто не спасается). Таким образом руки будут работать, а ум мирно молиться.


Цитата: искатель
2.как бороться с помыслами во время молитвы?


2. Практически - просто терпеливо и постоянно отсекать молитвой помыслы. "Капля камень точит". Главное - молиться не только в установленное время, а всегда и везде. Это может занять годы. Но есть ещё важный момент - "из сердца исходят злые помыслы" (Мф.15.19). Помыслы возникают не просто так и не случайно, а исходят из тайных страстей сердца которых мы не видим, и пока молитва и Божия благодать не займут постепенно сердце и не очистят его, не вытеснят страсти, помыслы не утихнут.

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #9 : 17 Февраль 2005, 15:45:47 »
Спаси Господи тех,кто откликнулся. Быть может кто-нибудь мне сможет помочь и в следующем вопросе? Из Святых Отцов известно,что для стяжания молитвы необходимо соблюдать ряд правил. Одним из них,является послушание единомысленному старцу. В идиале,старец и священник,принимающий твою исповедь,-это одно лицо. Так вот,знает ли кто подобных иеереев? Я имею ввиду священников,практикующих умную молитву.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #10 : 17 Февраль 2005, 19:34:31 »
Послушание является обязательным условием для монахов, практикующих умное делание. Для мирян наличие святоотеческого предания заменяет отсутствие старца. Послушанием в данном случае является сами мирские обязанности, выполняемые без внутреннего ропота.

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #11 : 18 Февраль 2005, 09:44:07 »
Цитата: Victor
Послушание является обязательным условием для монахов, практикующих умное делание. Для мирян наличие святоотеческого предания заменяет отсутствие старца. Послушанием в данном случае является сами мирские обязанности, выполняемые без внутреннего ропота.
  Простите,но мне кажется Вы ошибаетесь в отношении послушания.Доброе послушание мирянина духовнику необходимо!Послушание-это состояние души,это добродетель,а не просто выполнение каких-либо обязанностей.К томуже,каким образом Вы определяете  тот,единственно верный для Вас путь  стяжании молитвы,который полезен именно Вам?Но вопрос мой был не теоретический,а буквально практический:знает ли кто практикующих умное дело священников?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #12 : 18 Февраль 2005, 10:31:04 »
Разумеется такое послушание, о котором Вы говорите необходимо, но не забывайте про то, что миряне "живут по совету", т.е. совет духовника не является непререкаемым для исполнения, в отличие от послушания монашеского.
Не полное подчинение священнику требуется от мирян, но доброе различение советов и свободный выбор - как же поступить.
"Просто выполнение каких-то обязанностей" - само по себе послушанием не делается, но делается таковым при исполнении этих обязанностей, но без внутреннего ропота и с покорностью, хотя бы это и было неприятно.
Насчёт того, каким образом я могу определить для себя путь стяжания молитвы - этот вопрос строго индивидуален для каждого. Методом проб и ошибок, держась доброго, строго следя за собой, черпая наставления из Писания и Предания - найти-то духовника в наше время трудно, как Бог даст. Или Вы предлагаете оставить умное делание из-за отсутствия духовника?

А насчёт Вашего практического вопроса - если кто-то здесь знает практикующих священников, то что это Вам даст?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #13 : 18 Февраль 2005, 12:58:36 »
Я присоединяюсь к ответу Victor'a: знание и даже  :) знакомство с практикующими священниками не даст ничего существенного по сравнению с тем, если бы они были просто :) практикующими мирянами.

Бога надо искать, а не идею послушания любыми способами воплощать. Бога искать, а все необходимое для этого поиска Он даст и уже дал!

искатель

  • Гость
Делатели непрестанной молитвы в миру
« Ответ #14 : 18 Февраль 2005, 16:44:29 »
Цитата: Alexander
Я присоединяюсь к ответу Victor'a: знание и даже  :) знакомство с практикующими священниками не даст ничего существенного по сравнению с тем, если бы они были просто :) практикующими мирянами.

Бога надо искать, а не идею послушания любыми способами воплощать. Бога искать, а все необходимое для этого поиска Он даст и уже дал!
Позвольте Вам возразить.Мне кажется,что общение с человеком,ведущим внимательную духовную жизнь,уже благо,а если есть возможность исповедываться у подобного иерея и испрашивать у него советовов и помощи-спасительно.Далее,без сомнения Вы правы:Господь нам даровал абсолютно все для стяжания Духа Святаго,тогда тем более не понятно почему уничижается"идея послушания"?Молитва,как и послушание,как и многое другое,лишь средство для достижения цели.И молитва,и послушание,не могут находится в разрыве друг с другом(подчеркиваю:послушание,как добродетель).Как можно совершенствоваться в молитве,находясь в состоянии тщеславия и гордости?Или быть может известен иной путь борьбы с этими страстями,отличный от послушания?Простите.