Исихазм

Автор Тема: Попробуем разобраться в нашей психологии  (Прочитано 72170 раз)

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #45 : 23 Ноябрь 2005, 18:18:31 »
Это внимание Майнда. До пробуждения сердечной молитвы мы молимся Майндом. Но Майнд - это не что-то отдельное от Нус, а сфера приложения энергий Нус.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #46 : 23 Ноябрь 2005, 18:46:04 »
Цитата: GeorgiZ
Это внимание Майнда. До пробуждения сердечной молитвы мы молимся Майндом. Но Майнд - это не что-то отдельное от Нус, а сфера приложения энергий Нус.


Наверно Вы правы. Произвольная умно-сердечная молитва, хотя и нзывается сведением ума в сердце, фактически является сведением внимания Майнда в сердце. Истинный нус и его центр видимо открывается только при благодатной сердечной молитве (которой у меня нет, потому и недоумение возникло).

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #47 : 23 Ноябрь 2005, 19:18:14 »
Цитата: GeorgiZ
Но Майнд - это не что-то отдельное от Нус, а сфера приложения энергий Нус.


Боюсь, что в этом утверждении я, все-таки, не прав, но не готов сходу внести уточнения.

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #48 : 23 Ноябрь 2005, 20:26:41 »
То есть можно сказать, что  внимание душевного ума  , направленное при умно-сердечной молитве в сердце ( от головы -  в сердце) , при  глубокой благодатной молитве соединяется с духовным умом, Нусом.
«Стану молиться духом, стану молиться и умом;
буду петь духом, буду петь и умом» (I Кор. 14, 16). А при соединении душевного ума-внимания и ума духовно-сердечного происходит багодатное умиление от ясности со-Знания...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #49 : 23 Ноябрь 2005, 20:49:00 »
Kosach,  вот здесь два труда Позова (советую сразу скачать, а то исчезнет из сети :D по каким-либо причинам):

http://www.bvw.ru/pozov/

Там, кстати, этот  актуальный вопрос Позов также затрагивает. :D

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #50 : 23 Ноябрь 2005, 21:03:39 »
Благодарю. Сделано.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #51 : 23 Ноябрь 2005, 21:23:47 »
Приведу два примера из личной практики. До воцерковления одно время употреблял марихуану и вот однажды возник такой феномен: курил трубку я и вдруг ощутил, что не Я КУРЮ трубку, а ТРУБКА КУРИТ МЕНЯ! Произошло изменение сознания себя, выход за пределы телесного Я и отождествление с трубкой, - патологическое изменение идентичности. При молитве происходит обратный процесс - центрация ума в рассудке (голове) переходит в центрацию ума в сердце, что ощущается как возвращение к подлинному источнику самоидентичности, к подлинному Я, сопровождающееся чувством гармонии и умиления, а не страхом, как в приведённом мной первом случае (марихуана усиливает подвижность ума и способность избирательно и всецело концентрировать его на объекте). Напомню, что в моих понятиях ум центрируется духом или в духе, т.е. центрация - способность духа, дух = центр.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #52 : 23 Ноябрь 2005, 22:19:10 »
Из моего опыта... Самое тяжелое остается  оставить ум "голым", без лишней мысли или образа, если хоть какое-то время   в уме вольно звучат только слова  молитвы,  каким-то внутренним осязанием ныряешь... Вот в этот момент мысль исчезает, остается только состояние , близкое  теплу и благодарности, а слов и образов нет. Потом как будто выныриваешь - а слова оказывается продолжали произносится.

Дух=центр. Ум к нему движется, а соединение происходит как вспышка, мнгновенная гармонизация личности, и тогда сердце как будто вырастает до размеров всего тела...  (лучше не представлять :D , это  только слова)

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #53 : 24 Ноябрь 2005, 11:03:27 »
Цитата: Kosach
Потом как будто выныриваешь - а слова оказывается продолжали произносится.

Дух=центр. Ум к нему движется, а соединение происходит как вспышка, мнгновенная гармонизация личности, и тогда сердце как будто вырастает до размеров всего тела...  (лучше не представлять :D , это  только слова)


А когда выныриваешь или возвращаешься из сердца в тело, есть ли какое-то
характерное последействие пережитого состояния?

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #54 : 24 Ноябрь 2005, 11:54:28 »
В теле некоторая усталость, как после...  физического напряжения, а потом душа (ванны)... А внутри - тишина, радость, сомнительные мысли уходят, если до этого что-то было, какая-то прозрачность вокруг, кажется что  глаза промыты ( хотя и физически это бывает так - ведь неосознанно -  слезы...)
В другой раз когда молишься. вроде бы все также делаешь - о сосредоточения не происходит, мысли вертятся. картинки какие-то всплявают - а поскольку душа уже помнит то состояние, есть с чем сравнивать - делаю выводы, что где-то мои усилия были недостаточны, может быть слова не с тем чувством произношу, нет покаяния... да много ли чего...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #55 : 24 Ноябрь 2005, 15:29:37 »
Цитата: viktor
У меня есть убеждение, что здоровым психически людям сегодня исихазм не нужен... При молитве происходит обратный процесс - центрация ума в рассудке (голове) переходит в центрацию ума в сердце, что ощущается как возвращение к подлинному источнику самоидентичности, к подлинному Я, сопровождающееся чувством гармонии и умиления... До воцерковления одно время употреблял марихуану и вот однажды возник такой феномен: курил трубку я и вдруг ощутил, что не Я КУРЮ трубку, а ТРУБКА КУРИТ МЕНЯ! Произошло изменение сознания себя, выход за пределы телесного Я и отождествление с трубкой, - патологическое изменение идентичности


Здоровым людям или тем, кто считает себя таковыми, христианство вообще не нужно, не говоря уже об исихазме. Христос-то пришел для больных, а не для здоровых.

Страстность, то есть обычное состояние вполне "здорового" (с точки зрения психиатрии) человека, на самом деле -- с точки зрения христианства -- опасная психическая болезнь с синдромами многих психических заболеваний. Проявляется эта болезнь, в частности, в том, что поведение такого "здорового" с точки зрения психиатрии человека в значительной степени подконтрольно не его разуму, а его страстям  и прежде всего самолюбию. Соответственно этому и все явления внутреннего мира он меряет относительно себя, любимого. Возвращение в сердце воспринимается им как возвращение к собственному Я (см. цитату выше), что -- натурально -- вызывает у него чувство гармонии и умиления. С христианством, тем более с исихазмом, такая практика не совместима, так как в христианстве это возвращение не к самому себе (только), а к Богу.

Тем более (почти) не совместимо с исихазмом прошлое, в котором присутствуют наркотики и занятие оккультизмом (так что Вы совершенно правильно делаете, что не занимаетесь умным деланием, но плохо делаете, если продолжаете заниматься какой-нибудь иной "духовной" практикой). Подобные занятия оставляют в душе рану, которую надо залечивать многими трудами, и не очевидно, что ее можно во всех случаях залечить. Заключается эта рана как раз (тут Вы совершенно правы) в патологическом изменении идентичности. К "обычному" грузу страстности, мешающему и "здоровому" человеку заниматься исихазмом, прибавляется еще и более опасный механизм, заставляющий  молитвенника с легкостью отождествляться с приходящими помыслами, что делает занятие умным деланием (не имеющим ничего общего с изменениями идентичности) не только бессмысленным, но и просто опасным.

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #56 : 24 Ноябрь 2005, 16:18:47 »
Евгений
Возвращение в сердце воспринимается им как возвращение к собственному Я (см. цитату выше), что -- натурально -- вызывает у него чувство гармонии и умиления.
___________
Мне показалось, что это к моей цитате имеет отношение. Хочу  уточнить: практика Иисусовой молитвы не есть возвращение к собственному Я, хотя бы из изначальной устной и умственной молитвы покаяния ГИХСБПМГ... В процессе молитвы центр нашего молящегося существа - сердце - становится... зрячим . И вот это преддверье со-Знания и вызывает чувство умиления и радости - а потом и большее чувство недостоинтсва и покаяния, ведущее  к осознанию своих   грехови еще большее желание очиститься.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #57 : 24 Ноябрь 2005, 16:26:49 »
Нет, это к цитате из victor'а, приведенной у меня в сообщении.

Kosach

  • Гость
Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #58 : 24 Ноябрь 2005, 16:43:03 »
Все ясно.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Попробуем разобраться в нашей психологии
« Ответ #59 : 24 Ноябрь 2005, 17:32:02 »
Цитата: Evgeny
Хотелось бы получше разобраться в том как устроены и функционируют самые глубокие пласты нашей души, что такое личность, воля, Нус, дух, сердце, как они взаимодействуют


Мне кажется, что надо возвращаться к максимовой терминологии, правильно, отчасти, описанной в http://www.livejournal.com/users/hgr/997616.html и http://www.livejournal.com/users/hgr/999418.html (для этого нужно их внимательно изучить), но не правильно там, где делаются ее сопоставление с Фрейдом. Для этого обсуждать все это не спеша, по порядку.

+++"вожделевательная", "гневательная" части души, в соответствии со святоотеческой  классификоацией,  сосредоточены в сердце, в то время как "словесная (разумная)" часть соответствует разуму (рассуждению, воображению, памяти и проч.).

Вожделевательная, гневательная и словесно-разумная (τὸ ἐπιθυμικόν, τὸ θυμικόν, τὸ λογικόν) части души -- это, по-видимому, три части "фелимы", природной воли, и все три расположены в сердце, сответственно, в нижней, средней и верхней (словесно-разумной) его части.

Природная фелима становится ипостасным произволением после того, как на нее воздействовали еще два индивидуальных фактора: "хотение" (βουλή) и "рассуждение" (κρίσις).

Рассуждение (как природная способность, а не акт рассуждения) -- это рассудок, внимание, ум (который стоит в сердце).

Максим разлагает "хотение" на два вектора: "воображательное стремление" (ὄρεξις φανταστική), которое является "некоей природной волей" (то есть свойством природы человека, а не данной конкретной человеческой личности), и наш ипостасный "логос решения" (βουλευτικὸς λόγος). Повреждение последнего -- путь к психическому заболеванию.

Вместе "хотение" и "рассуждение" совершаются под влиянием "гноми", то есть расположения души выбирать то или иное из имеющихся потенциальных возможностей. Его (расположение) образуют устойчивые привычки, то есть добродетели и страсти, относящиеся не к природе, а к ипостаси.

"Гноми" -- пространство ("сад") добродетелей и пороков, в которых гнездятся помыслы, это то, что видит (созерцательной силой ума) подвижник, когда занимается умным деланием, как "надстройку" над собственной природой -- "землей сердца".