Хотелось бы получше разобраться в том как устроены и функционируют самые глубокие пласты нашей души, что такое личность, воля, Нус, дух, сердце, как они взаимодействуют
Мне кажется, что надо возвращаться к максимовой терминологии, правильно, отчасти, описанной в
http://www.livejournal.com/users/hgr/997616.html и
http://www.livejournal.com/users/hgr/999418.html (для этого нужно их внимательно изучить), но не правильно там, где делаются ее сопоставление с Фрейдом. Для этого обсуждать все это не спеша, по порядку.
+++"вожделевательная", "гневательная" части души, в соответствии со святоотеческой классификоацией, сосредоточены в сердце, в то время как "словесная (разумная)" часть соответствует разуму (рассуждению, воображению, памяти и проч.).
Вожделевательная, гневательная и словесно-разумная (τὸ ἐπιθυμικόν, τὸ θυμικόν, τὸ λογικόν) части души -- это, по-видимому, три части "фелимы", природной воли, и все три расположены в сердце, сответственно, в нижней, средней и верхней (словесно-разумной) его части.
Природная фелима становится ипостасным произволением после того, как на нее воздействовали еще два индивидуальных фактора: "хотение" (βουλή) и "рассуждение" (κρίσις).
Рассуждение (как природная способность, а не акт рассуждения) -- это рассудок, внимание, ум (который стоит в сердце).
Максим разлагает "хотение" на два вектора: "воображательное стремление" (ὄρεξις φανταστική), которое является "некоей природной волей" (то есть свойством природы человека, а не данной конкретной человеческой личности), и наш ипостасный "логос решения" (βουλευτικὸς λόγος). Повреждение последнего -- путь к психическому заболеванию.
Вместе "хотение" и "рассуждение" совершаются под влиянием "гноми", то есть расположения души выбирать то или иное из имеющихся потенциальных возможностей. Его (расположение) образуют устойчивые привычки, то есть добродетели и страсти, относящиеся не к природе, а к ипостаси.
"Гноми" -- пространство ("сад") добродетелей и пороков, в которых гнездятся помыслы, это то, что видит (созерцательной силой ума) подвижник, когда занимается умным деланием, как "надстройку" над собственной природой -- "землей сердца".