"Царствие Божье внутрь вас есть". Эти слова надо понимать не как описание моего состояния
Про состояние пока никто не говорил. Сейчас, как мне кажется актуально говорить о направлении внимания. И, в самом деле, направив внимание на сердце - внутрь себя - еще действеннее запереть ум в словах молитвы, и тогда видение логосов будет настоящим и полным. И молитва такая будет сильнее и эффективнее, если можно так сказать.
У молитвенного делания много целей, вместе с главной Целью - Самим Богом. Эти цели не противоречат Ей, но являются как бы составными частями, Ее аспектам. И одной из этих целей является очищение сердца. Бог обретается в очищенном или в очищаемом сердце. Сердце же имеет много слоев, и некоторые из них действительно могут являться поврежденными и оскверненными, т.е. быть в некотором смысле источником злых помыслов, хулы, прелюбодеяний и т.д. Но самая глубинная часть сердца является Престолом Бога в человеке. Однако, до нее добраться зачастую оказывается сложно. Под лежачий камень вода не течет, и вхождение внутрь сопровождается также своеобразными археологическими раскопками, в ходе которых удаляется камень за камнем до тех пор, пока из под них не забьет источник жизни, пока не будет найдено настоящее сокровище.
Выше вспомнили про преп. Серафима. Он также говорил об очищении сердца
вниманием. И если наше внимание направлено на "догматически обоснованное" и не направляется на сердце, то как мы его сможем очистить? Тогда мы будем "очищать" "догматически обоснованное". Это может иметь некое ограниченно позитивное действие на ум, однако и ум без очищенного сердца ничего не стоит. И если мы сердце не очистим, то как сможем познать, что истинны слова Господа о том, что "Царство Божие внутрь нас есть", и том, что Тот, кто внутри нас, сильнее того, кто в мире? И надо заметить, что здесь речь идет именно о самом Царствии, а не о пришествии его. О пришествии сказано в предыдущем стихе, и оно действительно, не приходит приметным образом... хотя по внешнему виду человека это может быть и несложно определить опытному. Сам же Бог бесконечен, и - мне кажется - что желание ограничить Бога, не допустив Его в свой внутренний храм начинается с гордыни и подсознательного желания доказать, что “Бог все же не бесконечен, пусть Он есть везде, но зато, вот, во мне – великом и никчемном – нет.” Но хотим мы того, или нет, Бог присутствует везде и во всем, в т.ч. и внутри нас, иначе Он не был бы Бесконечным. И в то же время, это не относится к плотяному сердцу, кишкам и желудку, но речь идет о
духовном сердце. Чтобы узреть духовное сердце, надо очистить душевное, а последнее очищается вниманием, постом и внимательной молитвой – внимательной не только к ее содержимому, но и внимательной к внутреннему.
Головное сосредоточение на словах молитвы – может быть весьма полезно в начале, но на короткое время. Увеликись им сверх разумного, и начнется развитие интеллекта и рассудка – хоть и это само по себе не есть зло – но интеллект будем развиваться отдельно от сердца и отдельно от Бога. При этом Бог чтится устами (умом), сердце же все еще отстоит вдалеке от Него. Такой интеллект, если он не подчиняется сердцу, не может не возгордиться. И имея смутные представления о богословии, он неизбежно будет считать – пусть и не афишируя того даже сам для себя – что знает все о Боге, или о пути к Нему. У него на любой случай есть готовая схема, и он не имеет нужду в Живом Слове, ему не нужен Живой Бог, и поэтому, такой ум считает, что Бога в себе можно смело отрицать. И если такой ум не подчиняется сердцу, то даже и войдя на брачный пир, он впоследствие все-равно оказывается выброшенным во тьму внешнюю, где плач интеллектуального псевдобогословия и скрежет зубов внешнего мнимого благочестия. Но вот только связывают и выбрасывают его не слуги Хозяина брачного пира, а собственные схемы, которые ему придают куда больший комфорт, нежели благодать, призывающая раздать все свое интеллектуальное богатство нищим и последовать за Христом.
Но я не хочу сказать, что не надо запирать ум в словах молитвы и молиться только сердцем. Скорее
“вам сие надлежало делать и того не оставлять”. Впрочем, каждый сам вправе для себя решать, но отрицать Бога в себе и в других – не надо. Простите.