Исихазм

Автор Тема: Все о ней, о молитве  (Прочитано 90683 раз)

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4598
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #105 : 02 Февраль 2009, 12:27:13 »
Цитировать
Цитата: Солохин от 01 Февраля 2009, 08:09:39
Обычно, молясь, человек молится именно своему представлению о Боге.
Так делал и я.

Заметил что когда молюсь перед иконой то внимание раздваивается, оно обращенно и на слова молитвы и на икону...Подумал наверно так не должно быть?...

И вот хочу спросить как в себе обнаружить что молишься своему образу о Боге а не Богу... И как от этого избавится?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #106 : 02 Февраль 2009, 14:44:20 »
Цитировать
Цитата: Солохин от 01 Февраля 2009, 08:09:39
Обычно, молясь, человек молится именно своему представлению о Боге.
Так делал и я.

Заметил что когда молюсь перед иконой то внимание раздваивается, оно обращенно и на слова молитвы и на икону...Подумал наверно так не должно быть?...

И вот хочу спросить как в себе обнаружить что молишься своему образу о Боге а не Богу... И как от этого избавится?

Я думаю, есть только два способа. Первый -- безмолвие, когда отсекается все постороннее и не используется никакая словесная форма молитвы (но при этом может сама по себе возникнуть самодвижущаяся молитва без слов, когда по ап. Павлу: "(Св.) Дух глаголет в нас воздыханиями неизреченными").

Второй -- "заключать ум в слова молитвы", то есть созерцать Бога (Логос) в Его имени (при этом отсекая, как и в первом случае все постороннее), если используется Иисусова молитва; или созерцать логосы Писания -- если используется большое правило. А когда возникает та же самодвижущаяся молитва -- перестать, как и в первом случае, использовать словесную форму. Так и преп. Серафим говорил (не дословно): "Когда молишься усердно словами и Бог нас посещает, надо Его уже не призывать, а слушать то, что Ему угодно будет о нас изволить".

В случае с иконой, надо сосредотачиваться на иконе, но это труднее и опаснее, так как чем богаче образ, тем легче отвлечься на детали.

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #107 : 02 Февраль 2009, 16:41:45 »
Я думаю, есть только два способа.
Скажу прямо. Из описанных двух способов ВТОРОЙ - совершенно правильный. ПЕРВЫЙ - совершенно неправильный для того, кто еще не достиг бесстрастия.
Что касается второго - полностью присоединяюсь к мнению Евгения. Этот метод догматичесски обоснован и проверен на практике сотней поколений православных подвижников - от апостолов до наших дней.
Что касаетсмя второго - тут Евгений, как мне кажется, просто смешивает ступени духовной жизни, относя к "покаянию" то, что свойственно "богословию".
Симеон Новый Богослов прямо говорит: "Кающемуся несвойственно богословие и богословствующему - покаяние"! И далее уточнаяет: "Но как небо отстоит от земли, так богословие выше покаяния".
"Богословием" здесь называется "самодвижная молитва", признаком которой (существенным признаком!) является то, что однажды явившись, она уже НИКОГДА не прекращается.Внешним же признаком самодвижной молитвы яляется то, что стяжавший ее человек уже НЕ МОЖЕТ согрешать! Потому что начало самодвижной молитвы суть обожение, рождение в присноблагобытие, в жизнь вечную.
Евгений же предствляет так, будто бы это многократное явление, смодвижная молитва приходит и уходит.
Цитировать
может сама по себе возникнуть самодвижущаяся молитва без слов, когда по ап. Павлу: "(Св.) Дух глаголет в нас воздыханиями неизреченными"
Это - серьезная ошибка, каторая может вести к прельщению.
И далее та же ошибка:
Цитировать
когда возникает та же самодвижущаяся молитва -- перестать, как и в первом случае, использовать словесную форму. Так и преп. Серафим говорил (не дословно): "Когда молишься усердно словами и Бог нас посещает, надо Его уже не призывать, а слушать то, что Ему угодно будет о нас изволить"
Серафим Саровский говорит здесь не о возникновении самодвижной молитвы (ибо стяжавший ее человек не прекращает молитву даже и во сне!), а о стяжании откровений от Бога, которых такой человек жаждет, ибо как Сам Христос ощутил оставление на Кресте (не будучи оставлен Своим Божеством по сути, но только субъективно переживая наше оставление), так и обоженный человек временами ощущает оставленность, и страдает, взыскую Возлюбленного. Но он уже НИКОГДА не оставляет молитву, никогда не прекращает стремиться к Вожделенному.

Боже, милостив буди мне грешному

Солохин

  • Сообщений: 429
  • борода
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #108 : 02 Февраль 2009, 16:55:29 »
Цитировать
Цитата: Солохин от 01 Февраля 2009, 08:09:39
Обычно, молясь, человек молится именно своему представлению о Боге.
Так делал и я.
Заметил что когда молюсь перед иконой то внимание раздваивается, оно обращенно и на слова молитвы и на икону...Подумал наверно так не должно быть?...
И вот хочу спросить как в себе обнаружить что молишься своему образу о Боге а не Богу... И как от этого избавится?
Возразив Евгению по одному пункту, второй изложу своими словами - нимало не возражая, а просто уточняя.

"От этого избавиться" можно только одним способом: познав Бога опытно, так что ни слова, ни иконы будут уже не нужны. Ради этой Цели мы и трудимяс в покаянии.
Кто познал Бога, тот не согрешает. А кто согрешает, тот не познал Его и не видел Его.
Нам ПРИХОДИТСЯ обходиться пока образами и словами.
И правильный метод заключается в том, чтобы обращаться в молитве к образу Бога, не сконструированному в воображении, но данному нам Церковью!

ВЫ спрашиваете:
Цитировать
И вот хочу спросить как в себе обнаружить что молишься своему образу о Боге а не Богу... И как от этого избавится?
Ответ: никак! надо смириться с этим, и НЕ ВООБРАЖАТЬ БУДТО МОЛИШЬСЯ САМОМУ БОГУ. Мы молимся ТОЛЬКО образам. Либо данным нам от Бога, либо созданным нами самими в своем собственном уме. Первое - правильно. Второе - неправильно.

И, возварщаясь к ошибке, все более определенно наблюдаемой мною в подходе Евгения, добавлю:

В частности, так называемая безОбразная молитва (у нас, страстных) - это тоже молитва образу, ментальному образу-безОбразного-бога. Это - тоже всего лишь образ, созданный нашим умом. Падшим умом.
Адаи в раю не медитировал в безмолвии, а беседовал с Богом словами. Моисей на горе Синай вступил во Мрак, но "мрак лишь подножье ног Его", а не Он Сам. (Вспомните, Евгений: "мрак", говорит Давид, "под ногама Его".) Моисей вступил во мрак, где Бог. Потому что Сам Бог не есть ничто. Ибо НИЧТО понятно даже и падшему уму, а БОГ - совершенно непостижим для падшего ума. Совершенно, Евгений! Ибо мы, увы, согрешили, и к нам не относятся слова МИ о естественном стремлении к БОгу. Эти слова - о святых, а не о грешниках. Мы в НИЖЕестественном состоянии!
Простой "остановкой ума" не достигнешь Бога  - максимум, впадешь в нирвану :) Это тоже богопознание, но познание НЕ ТОГО бога.
Боже, милостив буди мне грешному

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #109 : 02 Февраль 2009, 17:20:47 »
Цитировать
"Царствие Божье внутрь вас есть". Эти слова надо понимать не как описание моего состояния

Про состояние пока никто не говорил. Сейчас, как мне кажется актуально говорить о направлении внимания. И, в самом деле, направив внимание на сердце - внутрь себя - еще действеннее запереть ум в словах молитвы, и тогда видение логосов будет настоящим и полным. И молитва такая будет сильнее и эффективнее, если можно так сказать.

У молитвенного делания много целей, вместе с главной Целью - Самим Богом. Эти цели не противоречат Ей, но являются как бы составными частями, Ее аспектам. И одной из этих целей является очищение сердца. Бог обретается в очищенном или в очищаемом сердце. Сердце же имеет много слоев, и некоторые из них действительно могут являться поврежденными и оскверненными, т.е. быть в некотором смысле источником злых помыслов, хулы, прелюбодеяний и т.д. Но самая глубинная часть сердца является Престолом Бога в человеке. Однако, до нее добраться зачастую оказывается сложно. Под лежачий камень вода не течет, и вхождение внутрь сопровождается также своеобразными археологическими раскопками, в ходе которых удаляется камень за камнем до тех пор, пока из под них не забьет источник жизни, пока не будет найдено настоящее сокровище.

Выше вспомнили про преп. Серафима. Он также говорил об очищении сердца вниманием. И если наше внимание направлено на "догматически обоснованное" и не направляется на сердце, то как мы его сможем очистить? Тогда мы будем "очищать" "догматически обоснованное". Это может иметь некое ограниченно позитивное действие на ум, однако и ум без очищенного сердца ничего не стоит. И если мы сердце не очистим, то как сможем познать, что истинны слова Господа о том, что "Царство Божие внутрь нас есть", и том, что Тот, кто внутри нас, сильнее того, кто в мире? И надо заметить, что здесь речь идет именно о самом Царствии, а не о пришествии его. О пришествии сказано в предыдущем стихе, и оно действительно, не приходит приметным образом... хотя по внешнему виду человека это может быть и несложно определить опытному. Сам же Бог бесконечен, и - мне кажется - что желание ограничить Бога, не допустив Его в свой внутренний храм начинается с гордыни и подсознательного желания доказать, что “Бог все же не бесконечен, пусть Он есть везде, но зато, вот, во мне – великом и никчемном – нет.” Но хотим мы того, или нет, Бог присутствует везде и во всем, в т.ч. и внутри нас, иначе Он не был бы Бесконечным. И в то же время, это не относится к плотяному сердцу, кишкам и желудку, но речь идет о духовном сердце. Чтобы узреть духовное сердце, надо очистить душевное, а последнее очищается вниманием, постом и внимательной молитвой – внимательной не только к ее содержимому, но и внимательной к внутреннему.

Головное сосредоточение на словах молитвы – может быть весьма полезно в начале, но на короткое время. Увеликись им сверх разумного, и начнется развитие интеллекта и рассудка – хоть и это само по себе не есть зло – но интеллект будем развиваться отдельно от сердца и отдельно от Бога. При этом Бог чтится устами (умом), сердце же все еще отстоит вдалеке от Него. Такой интеллект, если он не подчиняется сердцу, не может не возгордиться. И имея смутные представления о богословии, он неизбежно будет считать – пусть и не афишируя того даже сам для себя – что знает все о Боге, или о пути к Нему. У него на любой случай есть готовая схема, и он не имеет нужду в Живом Слове, ему не нужен Живой Бог, и поэтому, такой ум считает, что Бога в себе можно смело отрицать. И если такой ум не подчиняется сердцу, то даже и войдя на брачный пир, он впоследствие все-равно оказывается выброшенным во тьму внешнюю, где плач интеллектуального псевдобогословия и скрежет зубов внешнего мнимого благочестия. Но вот только связывают и выбрасывают его не слуги Хозяина брачного пира, а собственные схемы, которые ему придают куда больший комфорт, нежели благодать, призывающая раздать все свое интеллектуальное богатство нищим и последовать за Христом.

Но я не хочу сказать, что не надо запирать ум в словах молитвы и молиться только сердцем. Скорее “вам сие надлежало делать и того не оставлять”. Впрочем, каждый сам вправе для себя решать, но отрицать Бога в себе и в других – не надо. Простите.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #110 : 02 Февраль 2009, 17:21:13 »
Мы в НИЖЕестественном состоянии!
Простой "остановкой ума" не достигнешь Бога  - максимум, впадешь в нирвану :) Это тоже богопознание, но познание НЕ ТОГО бога.
Солохин :-)...Я не имею дерзновения подбного вашему :-)...И потому не стану говорить столь категорично...
Но кое что поведаю из моего нового опыта...Первое, сегодня утром я опять вернулся к словесной молитве...Но...Она стала более внимательной и более "привязанной" к месту в груди...И второе, самое главное...Я подумал что наблюдая за тем что происходит внутри без слов и чувств легче разглядеть приближение помыслов(в чистом поле дальше видно :-))...И предочистив таким образом "место", затем произносишь слова более вдумчиво...и можно произносить слова и других молитв(без потери качества внимания)...Я так думаю что периодически буду устраивать однодневные "чистки"...И ещё я подумал что такое вот безмолвное наблюдение есть трезвение, которое необходимо соединить с молитвой словесной, так что бы слова не мешали этому наблюдению-трезвению...Так что с нирваной это к йогам...А у нас трезвение :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #111 : 02 Февраль 2009, 17:27:04 »
Заметил что когда молюсь перед иконой то внимание раздваивается, оно обращенно и на слова молитвы и на икону...Подумал наверно так не должно быть?...
Насколько я помню, с.о. рекомендуют выбрать точку на иконе и на неё смотреть не отводя взгляда по сторонам...Т.е. я так думаю смотришь на точку а фактически не видишь её и не анализируешь, всё внимание внутрь :-)...
И вот хочу спросить как в себе обнаружить что молишься своему образу о Боге а не Богу... И как от этого избавится?
У каждого человека Бог--свой :-)...Святые по этому называют Бога по разному, один-Господь, другой-Боженька :-), третий-Спаситель...
Познать Бога в полном объёме не возможно, но у каждого свои взаимоотношения и для каждого Он сделал что то что Его как то характеризует...Хотя есть наверное общее--Бог есть Любовь :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #112 : 02 Февраль 2009, 18:06:24 »
"Богословием" здесь называется "самодвижная молитва", признаком которой (существенным признаком!) является то, что однажды явившись, она уже НИКОГДА не прекращается.Внешним же признаком самодвижной молитвы яляется то, что стяжавший ее человек уже НЕ МОЖЕТ согрешать! Потому что начало самодвижной молитвы суть обожение, рождение в присноблагобытие, в жизнь вечную.
Евгений же предствляет так, будто бы это многократное явление, сaмодвижная молитва приходит и уходит.
Думаю, что Евгений говорит исходя из личного опыта.
Мне, живущему в миру, также знакомо это состояние. Если я не общаюсь ни с кем какое-то время, то молитва развивается и цветет без усилия (и никакая это не "прелесть"). Жить только для самого себя в этом дивном месте безсмысленно. Можно только дать отдохнуть там своей душе ненадолго.
Потом появляется кто-нибудь, кому необходимо моё участие, и становится слышно внутри себя как молитва тормозится, а потом и вовсе останавливается.
И нужно время и усилие после такого общения, чтобы форсировать возвращение самодвижущей молитвы.
Надеюсь, что когда-нибудь и наступит время, когда молитва уже не будет прерываться из-за общения с другими, но пока устраивает и такое положение. Главное, думаю, что нет досады, которая была бы уж точно признаком прелести.

Нелепым кажется иногда расказывать такое про себя, но вроде бы весь этот форум для того.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #113 : 02 Февраль 2009, 18:59:44 »
"Богословием" здесь называется "самодвижная молитва", признаком которой (существенным признаком!) является то, что однажды явившись, она уже НИКОГДА не прекращается.Внешним же признаком самодвижной молитвы яляется то, что стяжавший ее человек уже НЕ МОЖЕТ согрешать! Потому что начало самодвижной молитвы суть обожение, рождение в присноблагобытие, в жизнь вечную.
Евгений же предствляет так, будто бы это многократное явление, сaмодвижная молитва приходит и уходит.


  А как в связи с этим следует  понимать следующие наставления И.Сирина  - «Третья степень ведения же есть упокоение от делания (что есть образ будущего) в едином упражнении ума, наслаждающееся тайнами будущего. ......Но пока человек живет во плоти, остается он в переходном состоянии от одного к другому…Ибо в веке несовершенном нет совершенной свободы."
Слово 28 http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt27.htm

И  еще – «И сие-то святой Макарий с великою предусмотрительностию и рачительностию явственно написал на память и в наставление братиям, чтобы, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние, потому что и со стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда падения, между тем как нет в них нерадения или послабления себе; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними падения, противные намерению собственной их воли. "Изменения, - говорит, - в каждом бывают, как в воздухе". Выразумей же это слово: в каждом; потому что естество одно, и чтобы не подумал ты, будто бы сказал это о низших и худших, совершенные же свободны от изменения и неуклонно стоят на одной степени без страстных помыслов, как утверждают евхиты , сказал он поэтому: в каждом»

Слово  46  http://www.hesychasm.ru/library/isaaksr/txt45.htm

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #114 : 02 Февраль 2009, 20:52:32 »
Чтобы пояснить, откуда вообще берутся два основных типа аскетики, основанных 1) на безмолвии и 2) на Иисусовой молитве, необходим богословский экскурс в историю Церкви (в смысле Священной Истории).  Я знаю, многие тут не любят богословие и относятся к нему подозрительно, а напрасно. В деле (собственного) спасения должен быть (в смысле: желательно, чтобы был) задействован весь человек в его духовно-телесном составе, а так как разум занимает в человеке не последнюю (хотя может быть и не первую) роль, то и он должен участвовать в этом деле через правильное богословие. Поэтому немного о богословии и истории аскетики.

МИ выделяет в истории всего творения два этапа: этап воплощения Бога и этап обожения человека. Первый этап через воплощение Логоса в логосах творения и Писания заканчивается Его вочеловечиванием, результатом которого является Церковь, живущая уже в будущем веке. С этого момента начинается второй этап -- обожение в Церкви человечества и всего творения.И по мере того, как в Церкви совершается это обожение, Священная история движется от первого ко второму пришествию Христову. Движение это означает и (несмотря на то, что она живет уже в вечности) некоторые постепенные изменения в Церкви.

Два этапа Священной Истории соответствуют двум видам аскетики, и движение Церкви характеризуется (в том числе и) постепенным переходом с одного вида аскетики на другой, с аскетики безмолвия на аскетику слова. При этом первый вид аскетики не уничтожается, а переосмысляется в духе второго.

Об этом движении  говорят и конкретные факты относительно типов аскетики. Ведь хорошо известно, что древность Иисусовой молитвы, как вида аскетики, относительно невелика. Самое раннее упоминание о ней относится где-то к 7-8 вв. н. э. Это значит. что отцы до 7 в., а это были великие отцы и великие подвижники, ею не пользовались. Достаточно сказать, что о ней нет упоминания, скажем, у МИ и у св. Иоанна Лествичника. Зато у этих авторов очень много написано о молитве как о безмолвии.

Безмолвие -- это тип аскетики. относящийся к первому этапу Священной истории, а значит, им можно (или можно было) спастись (в виде исключения) даже вне Церкви. Такое спасение, и даже достижение самой последней степени обожения за счет естественного созерцания, приписывается св. Максимом Мелхиседеку, жившему задолго до Христа. Вот почему, как я думаю, истинное созерцание (отчасти) возможно и в других религиях, последовательно применяющих этот способ молитвы.

Иисусова молитва приходит на смену безмолвию, но это не отменяет ценности последнего. Все потому, что движение церкви от первого этапа ко второму воспроизводится ведь в определенном смысле и в движении каждого человека внутри Церкви к обожению. Он рождается в Церкви, как рождается мир в творении. В нем воплощаются по мере воцерковления логосы Писания, а потом по мере возрастания в этом в нем воплощается через таинства и сам Христос. Вот как раз на этом втором этапе пути каждого человека внутри Церкви полезней бывает именно первый, более соответствующий ему, тип аскетики. Потому что воплощение в христианине логосов писания невозможно без отсечения всего постороннего в нем через трезвение и безмолвие.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4598
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #115 : 02 Февраль 2009, 21:37:57 »
Благодарю Всех кто ответил!!! Но как я понял... Меня не совсем поняли вернее я не совсем правильно высказался... Имел ввиду что когда стоишь перед иконой и молишься склонив голову с закрытыми глазами... Внимание направляешь на слова молитвы, и вот тут я заметил что оно раздваивается...Икону я не вижу но как бы внутренний посыл идет к ней...
Я даже почемуто ощущаю когда сместился от иконы... т.е. молишься делаешь земные препадения и тут я лично как волчок :-D могу кружиться и от центра иконы разворачиваюсь в право во основном... и вот внутри чувствую  что сместился открываю глаза и действительно... (но это может и не так важно)
Наверно вот так можно выразить это.... внимание, да направленно на слова, но вот слова куда направлять... внутрь себе или во внешее..т.е. как бы иконе их адресовать или может вообще в пустоту...
При молитве ведь говорят что надо представить что Бог с тобой тут рядом... не образно... а какбы чувственно наверно... и вот Он словно с тобой находится и ты Ему адресуешь сии слова...Предстоишь перед ним...


Вот еще один момент .... не мог понять как это по Феофану молится стоя вниманием в сердце ....по Игнатию при "сочувствии сердца" ... понятно что это не ум сходит в сердце...

Понял теперь это так... Во время молитвы надо следить за чувством или движением сердца... Здесь происходит такой момент чувство от сердца направлены на слова молитвы и затем как бы "переводятся стрелки" чуство меняется и сразу возникают помыслы... Вот вопрос правильно это что надо следить за чувствами чтоб они какбы фоном шли вто время как внимание направленно на слова... Но ту продуктивность направленности на слова теряется.... трудно и затем и затем следить...

Наверно сумбурно.... но немогу более точнее выразиться...Извините

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #116 : 02 Февраль 2009, 21:45:22 »
....по Игнатию при "сочувствии сердца" ... понятно что это не ум сходит в сердце...

имхо по простому это можно выразить, что ум говорит  действует от имени сердца, т.е. целостность обретается

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #117 : 02 Февраль 2009, 22:18:39 »
епископ Диоклийский Каллист (Уэр)
Когда молишься, оставайся безмолвен. "Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит", - пишет православный автор [1]. Достичь тишины - самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное состояние, пауза между словами, временная остановка речи, но в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст - тот, кто стяжал gsucia, внутреннюю тишину, или безмолвие, par excelence есть тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, сознавая, что этот голос не его собственный, но Другого, говорящего внутри него.
************************************************
Гораздо больше о внутренней стороне молитвенного делания говорит один из старцев прошлого века. "Главное - надо стать умом в сердце пред Господом, - пишет епископ Феофан Затворник (1815-1894), - и стоять пред Ним неотходно день и ночь до конца жизни" [2]. Молиться, согласно этому определению, можно и ничего не прося, и даже - не произнося каких-либо слов. Акцент переносится с действия, ограниченного отрезком времени, на длящееся состояние. Молиться значит предстоять Богу в личном и непосредственном общении; знать всем своим существом - и интуитивно, и рационально и в подсознании, и в сверхсознании - что мы в Боге, и Бог в нас. Личные отношения между людьми не становятся глубже оттого, что мы без умолку вопрошаем и произносим слова. Напротив, чем лучше мы знаем друг друга и чем сильнее любим, тем меньше нужды говорить, как мы друг ко другу относимся. Личное общение с Богом строится точно так же.
**************************************************
Но инициатива в молитвенном общении принадлежит Богу, а не человеку. Здесь все зиждется на Его действии. В отрывке, взятом нами у св. Григория Синаита (+ 1346), говорится именно об этом. "И что много говорить? Молитва есть Бог, действующий все во всех"  [3], - восклицает он, заканчивая весьма своеобразный текст, в котором, нанизывая эпитеты один на другой, пытается изъяснить суть умной молитвы. Молитва и есть Бог: я не творю ее, но приобщаюсь к ней; не я действую, но Бог действует во мне. "Не я, но Христос во мне", - писал апостол Павел (Гал. 2:20). Слова св. Иоанна Предтечи о Христе "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30) очень точно указывают путь умной молитвы: именно в этом смысле молиться и значит хранить молчание. "Оставайся безмолвен, и пусть в тебе говорит молитва" - вернее, пусть говорит Бог. Молиться духом значит умолкнуть и внимать Богу, без слов говорящему в сердце; перестать делать самому и отдаться действию Бога.
****************************************************
"Я достиг цели уже в начале". Смысл молитвы можно выразить одной фразой: "Стань тем, кто ты есть". Сознательно и деятельно стань тем, кем ты являешься в потенциале и таинственно, ведь ты сотворен по образу Бога и заново сотворен в крещении. Стань самим собой; точнее - вернись к себе, открой Того, Кто уже твой, прислушайся к Тому, Кто непрестанно говорит в тебе, обладай Тем, Кто и в этот миг обладает тобой. Каждому, кто хочет молиться, Бог говорит: "Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел".

 Кто хочет ознакомиться поближе:http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/kalist-all.shtml
« Последнее редактирование: 02 Февраль 2009, 22:30:50 от iunija »
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #118 : 02 Февраль 2009, 22:26:35 »
учение у него разбросано по многим произведениям. Чтобы суммировать эти отрывки, нужен определенный труд. Он уже проделан теми, кто изучал богословие МИ (я уже приводил кем, по ним можно найти и ссылки в интернете).
Евгений  я перечитал Ваши сообщения, в них Вы упоминали о следующих авторах изучающих богословие Максима Исповедника
....Епифанович, Флоровский, Бальтазар, Ларше и др.
При  этом конкретную работу Вы обозначили только одну
Лурье В. М. История византийской философии. Спб., 2006. Что приятно, книгу можно найти и в сети одним файлом.......это лучший на сегодняшний день обзор богословия МИ (и не только его), сомнений в этом нет никаких.

Если Вас не затруднит, укажите конкретные работы и иных названных Вами авторов

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Все о ней, о молитве
« Ответ #119 : 02 Февраль 2009, 23:20:05 »
Епифанович  http://www.hesychasm.ru/library/max/bizant/ep00_inhalt.html
Бальтазар "Космическая литургия" -- по этим словам можно в сети поискать точную ссылку, не знаю, есть ли сама работа в сети, вряд ли
Флоровский http://www.sedmitza.ru/text/538163.html
Ларше Жан-Клод Ларше Обожение человека согласно Максиму Исповеднику (1996) -- это последняя  и самая фундаментальная монография по богословию МИ, она на французском, на русский вряд ли еще переведена и в сети тоже вряд ли есть

Из того, что доступно, Епифанович -- самое лучшее для ознакомления, хотя это и начало прошлого века