Кавказ всегда был привлекателен для монашества. Огромные горы, среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия, возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства - и ничто не оставляет на них следа. Абсолютное, с трудом понимаемое не испытавшими его, белое безмолвие горных вершин и тут же покрытые густыми лесами огромные долины и ущелья без всяких признаков обитания человека, настоящие пустыни, где легко можно затеряться, уйти от мира. Очень разнообразный климат, часто ничем ни отличающийся от афонского. Всë это всегда влекло искателей настоящей подвижнической жизни.
Пустынничество на Кавказе жило во все века и живо по наше время. Время от времени оно получало мощную подпитку со стороны Святой Горы Афон. Речь идёт о афоно - кавказских обителях начала ХХ века – Второафонском Успенском монастыря, Михаило-Афонской Пустыни, Новоафонском монастыре, Александро-Афонской обители и ряда других, а также об основанных выходцами с Афона скитах и пустыньках.
Одновременно с этими обителями на Северном Кавказе начинает возникать множество скитов.
Только в горном Причерноморье Западного Кавказа было два больших поселения, по способу внутренней организации схожие с афонскими скитами (Капсокаливия, Малая Анна и др.). Эти поселения в труднодоступных районах Кавказа состояли из разбросанных по горам, как правило, “на расстоянии брошенного камня” друг от друга келлий размером приблизительно 3х4 м. При раздельном проживании келлиоты вели общее хозяйство, совместно работая на небольших, очищенных от леса клочках земли на горных террасах, на которых выращивали картофель, огородные культуры, ставили пасеки и т.д.
Одно из таких поселений находилось долине реки Шахе, называется Монашеские Поляны. Ближайшим населённым пунктом, через который, посредством тяжело проходимой конной тропы, происходило общение с внешним миром, был Бабук-Аул. Вернее сказать, это была одна из Монашеских полян, разбросанных от Шахе до Красной Поляны в промежутке между освоенным побережьем и неприступными горами (в здешних местах некоторые отцы шутят, что «спасаться нынче можно только альпинистским способом»). Здесь очень много названий связанных с монахами - реки Монашки, Монашеские Поляны, Монашеские ручьи и пр.
Я был в этих "полянах", которые только сейчас начинают зарастать молодой осиной, с развалинами старых келлий. Представьте себе эти места, за десятки километров до близжайшего жилья,с видом на заснеженные вершины гор, полные непуганных зверей, политые кровью и слезами тех кто жил здесь ещё недавно.Ведь даже кресты. которые они вырезали на деревьях, чтобы молиться ещё не заросли молодой корой.
Ещë дальше в горах появилось множество отшельников, среди которых было много выходцев со Святой Горы. Ещё в начале ХХ века об этих местах писал старец Илларион, как о пустыне глубочайшей…
1917 год прервал этот стремительный расцвет монашества на горах Кавказа. Начались грабежи и поджоги монастырей, убийства монахов. Братия обителей расходилась кто - куда, причëм большая часть решила уйти в горы и отшельничать. Многие уходили в Абхазию, где в то время в труднодоступном горном районе расцветала знаменитая монашеская республика в районе реки Псху. Другие – на Монашеские Поляны, которые, благодаря своей труднодоступности, становились пристанищем не только монахов, но и мирян решивших не иметь никаких контактов с безбожной Советской властью.
В начале 30-х годов прошла серия карательных экспедиций против горных скитских поселений, в результате чего была уничтожена физически монашеская республика в долине Псху в Абхазии и скиты в горном Причерноморье (в долине реки Шахе проживало до 300 человек). Основанием для этого была открытая антисоветская позиция местных жителей, монахов и мирян, не только бойкотирующих любые распоряжения Советской власти, но и ведущих пропаганду против неё как власти безбожной, антихристовой. Именно успешность их агитации, в результате которой, как с тревогой отмечали местные партийные руководители, росло количество решивших выйти из рядов партии, комсомольской и пионерской организаций, уходящих в леса к монахам, а также, не смотря на антирелигиозную пропаганду, растущей религиозной активности среди местного населения.
Но лоза сия не была выкорчевана под корень. Наоборот, в это время она принесла дивные плоды отшельничества, мученичества, исповедничества и отшельничества посреди мира - юродства (например, в лице афонского монаха преподобного Феодосия Кавказского). Исчезли большие организованные скиты, но пустынножительство в горах Кавказа не умирало во все годы Советской власти и продолжает существовать до сих пор, пережив постоянные гонения и преследования.
Иерод. Клеопа