Мой старец говорит, что слова, которые так, часто слышаться в наше время, слова, что мы не можем быть святыми - это слова сатаны.
Прп. Симеон Новый Богослов только об этом и говорит, всю жизнь он посвятил тому, чтобы опровергнуть эту ересь, потому что это мнение уже в его время оказывало сильное влияние на церковную атмосферу.
В последствии это мнение стало всё более господствовать в нашей церковной жизни, определять её настрой. В Русской Церкви это особенно усилилось в последние 2 столетия. Особенно в современную постсоветскую эпоху. Чаще всего при этом ссылаются на некоторые положения учения прп. Игнатия Брянчанинова, а вернее - на те совершенно неверные и маргинальные выводы, которые из него сделаны на уровне приходского сознания.
Об этих положениях очень хорошо писал о. Доримедонт Сухинин.
Хотя и есть некоторая причина так писать.
Что такое современное российское монашество?
В начале 1990-х годов на канонической территории РПЦ, насколько я помню, не было и 10 монастырей.
Сейчас в России более 650 обителей. Так вот вопрос, откуда на эти 600 монастырей нашли не только насельников, но и хотя бы опытных игуменов? При том, что в тех монастырях десятилетней давности конечно не все могли быть таковыми?
Вот и получаем картину, что человек, горя пламенем божественной любви, с желаем отвергнуть самого себя и послужить Богу приходит в монастырь… в котором наместник (игумения) и благочинный(ая) отличаются от него только тем, что крестились на 2 года раньше.
В России полно монастырей, где духовную жизнь начали возрождать по книгам, а не от опыта. Когда прочли книжку, прежний устав данной обители или какой-то другой и решили по ней жить. Потому и про «чудеса», которые творятся в некоторых наших обителях можно рассказывать долго, и слёз при этом будет больше, чем смеха. Эйфория у новоначальных проходит быстро. И начинает господствовать дух уныния – вот, наставников нет, духовных людей нет, и так везде, и «неча выделываться». И потому и есть у нас обители, где ЗАПРЕЩАЮТ читать любые книги по молитве – мы, мол, не живём тем образом жизни, чтобы такие книги читать. Это уже не монастырь, а холостяцкое общежитие.
Это и о. Кирилл Павлов отмечал, что главная наша проблема в том, что в монастырях нет духовно опытных наставников и что появятся они еще нескоро.
Да, всё будет, всё придёт. Не скоро, но будет.
Но сколько душ будет ещё покалечено за это время?
У меня полная колода таких знакомых.
Многие эту проблему замечают и пытаются что-то сделать, чтобы выправить положение. Вроде Рыбко. Тот в одной книге ( Иеромонах Сергий (Рыбко). Се ныне время благоприятно) верно указывает на многие неприятные моменты в нашем монашестве.
Но он делает совсем неправильный вывод – в наши монастыри идти совсем нельзя, там не спастись, там правильной монашеской жизни (т.е. по Игнатию Брянчанинову, в его контексте) нет, а есть она только… у меня на приходе и спасаться можно только в моей общине.
Всем остальным остаётся модернистская теория про житие по мнимому совету, т.е. по книжкам, то есть по Святым Отцам собственным разумением.
Да ну его.