Исихазм

Автор Тема: современные пустынножители Алтая и Кавказа  (Прочитано 65075 раз)

Константин Че

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Цитата: протоиерей_Вячеслав
А есть возможность посетить пустынников?

 В новоафонском монастыре есть престольный праздник 9 августа. Так пустынники иногда на него приходят

Константин Че

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Цитата: Клеопа

Речь о ЛЮБВИ.

Речь о тех, кто возлюбил Бога всем сердцем. Как сказано в псалме: «коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил, желает и скончавается душа моя во дворы Господни…». Мало кто понимает, что значить здесь - "скончаваться". Это пламенно желать чего-то, не имея более сил быть в разлуке с любимым. Устремляться ко Господу последним желанием, последним усилием воли, до истощения, истомления. И далее в псалме: "Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе".

Умирать, умирать, умирать. На каждый день и час.
...
Но если Авраам поверил Богу и это вменилось ему в праведность, то почему человек, который также поверил евангельским словам Бога «не любите мира и того, что в мире»  и  Апостола, сказавшего, что всё что мире «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», не будет оправдан Богом.


 Не прокатит. По себе знаю. Есть еще Бог у которого своя воля и свое мнение по этому вопросу


Цитата: Клеопа

Пустыня есть проявление любви к Богу до смерти. Это не человек который не любит мира, нет. Ведь даже в миру, если человек кого-то любит, то на других даже не смотрит. Так и в сердце такого боголюбца ничего не находит места, кроме Бога.    

И Бог смотрит на сердце, видит эту любовь, которую Он и вселил и которую человек ему же и отдает – «Твоя от Твоих»…


 Ага. Вселил в баню и дверь снаружи подпер. И забавляется с переключателем температуры...

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #47 : 15 Февраль 2007, 13:37:54 »
http://www.russian-inok.org/page.php?page=way1&dir=way&month=0806

Ох, какой раб Божий!
Однажды один наш брат ушёл на зимовку в горы. И никаких сведений от него не было. Зима была очень суровая. о. Мардарий прислал человека с указанием, чтобы молились за упокой души нашего собрата. Того нашли только в апреле, года начал сходить снег.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #48 : 15 Февраль 2007, 14:50:20 »
Интересный рассказ.

К сожалению, по рассказу о подвижнике практически ничего не поймешь об его внутреннем состоянии. Виден только кавказский колорит пустынножительства. А уж эти страсти вокруг глобализации и цифры...

Кстати, на Кавказе проводят непростую аскетическую жизнь не только православные подвижники. Горы обладают особой, извините за это слово, энергетикой, которая оказывает сильное воздействие на человека, но к Богу горы не приближают никак, впрочем, и подвижничество само по себе к Богу не приближает. И я хотел, чтобы колорит Кавказа и кавказского (любого) подвижничества не затмевал (в нашем уме) главного: алкания и жажды Бога - в горах ли, в городах... И в пустыне городской суетливой жизни увидеть подвижника - слава Богу за это - намного сложнее, чем в горах. Ибо в горах, вроде бы скрытый, делатель молитвы привлекает куда больше внимание, чем его ничем не приметный городской собрат.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #49 : 15 Февраль 2007, 17:22:59 »
Хорошему восприятию рассказов о подвижниках зачастую мешает слащавый, умиленно-восторженный стиль (это относится и к православной агиографии в целом).
Чрезмерная слащавость вызывает отторжение и даже неверие.
А вот упоминающаяся в тексте книга "В горах Кавказа" как раз написана (благодаря редакторам) хорошим, простым языком и лишена приторности. И воспринимается как правдивый рассказ.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #50 : 15 Февраль 2007, 21:24:09 »
Слащавость, если посмотреть пристальнее, идет от глубинного безверия. Внешний человек прыгает и скачет: верю, верю - и исходит приторными слюнями! А внутренний находится в прострации...

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #51 : 26 Февраль 2007, 19:05:07 »
Чрезмерная слащавость вызывает отторжение и даже неверие.
А вот упоминающаяся в тексте книга "В горах Кавказа" как раз написана (благодаря редакторам) хорошим, простым языком и лишена приторности. И воспринимается как правдивый рассказ.


Знаете, Вы правы. Мне повезло, что эту книгу я прочёл уже прожив на Кавказе несколько лет. Поэтому там не оказалось ничего неожиданного, сами ведь так жили. Книга очень трезвая.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2007, 19:11:56 от Клеопа »

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #52 : 26 Февраль 2007, 20:19:36 »
Для чего я писал в этой теме.

 Я пишу только о том, что видел, слышал и осязали руки мои. Потому что в наше время очень важно говорить о том, что Бог близок к  нам.

О тех, для кого жизнь вечная не абстрактное понятие, не надежа узреть её в будущем, а настоящее.

Простите, цитата из самого себя:
http://www.hesychasm.ru/library/athon/Ath_plg.htm

«Вопрос:… окружающие мне говорят, что теперь уже не то время, теперь уже богоносных наставников нет и т.д. и т.п...?
Не верьте. Так говорят уже 2000 лет. И будут говорить. Думаю, если Вы проживете еще лет 50, то услышите от потомков: “да, вот в Ваше время были святые, а наше время оскудело и нет никого”. А в святцах будет человек 30-50 из нашего поколения. Еще прп. Варсонофий Великий писал, что однажды ему в Духе было явлено, что есть в его время всего 3 человека, которые предстоят пред Святой Троицей, и мир весь существует благодаря их молитвам. А раз наш мир стоит, то это значит, что и в наше время есть такие люди. Некоторых Бог открывает. Но большинство сокрыто.
Вообще, в современном российском православном сознании, мне кажется поселился дух глубокого уныния. Не видя вокруг себя живых примеров, сосудов Духа, люди (и миряне и монахи и священники) начинают говорить, что везде так, весь мир таков, и неча выделываться. Есть и наставники, есть и отцы богоносные. Нужницы восхищают. В этом плане Святая Гора является источником этого живого преемства Духа Святаго. Да и не только Гора. Наше кавказское отшельничество, в том числе и современное, даёт много примеров таких святых. В одном абхазском городе есть такой перевалочный пункт для пустынников. Просто дом, как и все, за высоким забором. Там бывали почти все наши известные старцы. Отцы спускаются с гор и запасаются там продуктами, с кем-то встречаются и т.п. Матушка-хозяйка рассказывала, что однажды соседи полюбобытствовали:

– Что это у тебя там за старик живёт?

– А что?

– Да по воздуху ходит.
А он залезал на высокое дерево в саду и стоял там всю ночь с воздетыми руками. И это НАШЕ время, а не 4 век.»

Я видел людей Божиих, своих Богу, и среди монахов и среди священников и среди мирян. Да, это редкость. Как и во все века. Но есть они, есть.

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #53 : 26 Февраль 2007, 20:21:44 »
Мой старец говорит, что слова, которые так, часто слышаться в наше время, слова, что мы не можем быть святыми - это слова сатаны.
Прп. Симеон Новый Богослов только об этом и говорит, всю жизнь он посвятил тому, чтобы опровергнуть эту ересь, потому что это мнение уже в его время оказывало сильное влияние на церковную атмосферу.
В последствии это мнение стало всё более господствовать в нашей церковной жизни, определять её настрой. В Русской Церкви это особенно усилилось в последние 2 столетия. Особенно в современную постсоветскую эпоху. Чаще всего при этом ссылаются на некоторые положения учения прп. Игнатия Брянчанинова, а вернее - на те совершенно неверные и маргинальные выводы, которые из него сделаны на уровне приходского сознания.

Об этих положениях очень хорошо писал о. Доримедонт Сухинин.

Хотя и есть некоторая причина так писать.
Что такое современное российское монашество?

В начале 1990-х годов на канонической территории РПЦ, насколько я помню, не было и 10 монастырей.
Сейчас в России более 650 обителей. Так вот вопрос, откуда на эти 600 монастырей нашли не только насельников, но и хотя бы опытных игуменов? При том, что в тех монастырях десятилетней давности конечно не все могли быть таковыми?
Вот и получаем картину, что человек, горя пламенем божественной любви, с желаем отвергнуть самого себя и послужить Богу приходит в монастырь… в котором наместник (игумения) и благочинный(ая) отличаются от него только тем, что крестились на 2 года раньше.

В России полно монастырей, где духовную жизнь начали возрождать по книгам, а не от опыта. Когда прочли книжку, прежний устав данной обители или какой-то другой и решили по ней жить. Потому и про «чудеса», которые творятся в некоторых наших обителях можно рассказывать долго, и слёз при этом будет больше, чем смеха. Эйфория у новоначальных проходит быстро. И начинает господствовать дух уныния – вот, наставников нет, духовных людей нет, и так везде, и «неча выделываться». И потому и есть у нас обители, где ЗАПРЕЩАЮТ читать любые книги по молитве – мы, мол, не живём тем образом жизни, чтобы такие книги читать. Это уже не монастырь, а холостяцкое общежитие.

Это и о. Кирилл Павлов отмечал, что главная наша проблема в том, что в монастырях нет духовно опытных наставников и что появятся они еще нескоро.

Да, всё будет, всё придёт. Не скоро, но будет.

Но сколько душ будет ещё покалечено за это время?
У меня полная колода таких знакомых.

Многие эту проблему замечают и пытаются что-то сделать, чтобы выправить положение. Вроде Рыбко. Тот в одной книге ( Иеромонах Сергий (Рыбко). Се ныне время благоприятно) верно указывает на многие неприятные моменты в нашем монашестве.
Но он делает совсем неправильный вывод – в наши монастыри идти совсем нельзя, там не спастись, там правильной монашеской жизни (т.е. по Игнатию Брянчанинову, в его контексте) нет, а есть она только… у меня на приходе и спасаться можно только в моей общине.  :-)
Всем остальным остаётся модернистская теория про житие по мнимому совету, т.е. по книжкам, то есть по Святым Отцам собственным разумением.
Да ну его.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2007, 20:59:08 от Клеопа »

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #54 : 26 Февраль 2007, 20:23:11 »
Мой старец говорит, что это дух протестантизма в современном православии.

 Так кто виноват? Эти ребята, которые искренно, с горящим сердцем шли в монастырь, чтобы отдать всего себя Богу?
Нет.
Система просто такая. Система, которая их духовно убивает.
Как, например, убили Vlada, когда он  пытался в России пойти в монастырь. Так убивает, может ещё понадобятся - годы, чтобы душа распрямилась от этой судороги боли душевной, от этого крика ПОЧЕМУ? За что? Почему, Господи, ты меня не принял? Не принял мою жертву, мою любовь? Или может всё обман, я всё придумал(а)?  Где ошибка? Значит во мне что-то неправильное?
И очень трудно ещё раз зажечь эту свечу. Ещё раз решиться.

Вот для таких я писал.
Уныние, знаете ли, это, как говорил один мой знакомый, не первая сцена из «Апокалипсиса» Копполы. Уныние не есть бездействие. Уныние на самом деле очень активно, но активность эта  - попытка обратить внимание на свою внутреннюю боль, крикнуть так, чтобы люди вокруг услышали: «Мне больно!!». Уныние всегда развивает бешенную активность – и оказывает очень сильное влияние на всё наше церковное сознание.

Кстати говоря, характерным признаком «бывалого» послушника, который не нашёл себя в монастыре, является часто совершенно потрясающий цинизм. В речи, в манере поведения.

Такой человек сам потом становиться препятствием для других на пути к Богу.
Такой сам потом будет говорить - на основе своего горького опыта: не хочет сегодня от нас Бог подвигов, не даёт Он сегодня той благодати, как раньше. Потому "неча выделываться". А если кто говорит, что он живёт по другому - значит он на пути к прелести.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2007, 22:13:51 от Клеопа »

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #55 : 26 Февраль 2007, 20:29:22 »
Жалко людей.

Просто нет того, в ком они могли бы увидеть Духа Святаго, кто согрел бы их сердца любовью Божией, почиющей и  кипящей в его сердце и изливающейся на них в молитве.

Такие монахи и миряне, известные и неизвестные,  исполненные света существуют.
 Присутствие их и ощущение того,  что они где-то близко, или сам факт, что они существуют способно очень сильно помочь разочарованным. Мне часто приходилось с этим сталкиваться.

Они люди из плоти и крови, это радует. Будучи той же природы, они делают  нам бытийное переливание живоносной крови своей свободы. Открывают нам истинного человека.

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #56 : 26 Февраль 2007, 20:32:28 »
Что касается того, чтобы показать их «без прикрас»… Полно тех, кто сделает это за меня... :-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #57 : 26 Февраль 2007, 20:59:52 »
Спасибо вам за этот пост Клеопа. Это действительно выстраданные, а не надуманные мысли, это не теория, а жизнь.
Уныние (особенно в деятельном его проявлении) и впрямь убийственно. Дьявол уже тысячелетия бьет в одну и ту же точку нашего сознания: "В наше время не осталось духоносных людей и живем мы, бедные, в последние времена".
Да откуда мы знаем, в какие времена мы живем? Сколько еще просуществует род людской - пять минут или пять тысяч лет - дано ли нам знать?
Худшие ли сейчас времена или было еще хуже? Именно уныние диктует нам однозначные ответы, именно уныние заставляет нас во все глаза смотреть на пороки и грехи других, дабы поменьше мы смотрели на свои собственные грехи.
И потому, наверное, и не можем мы разглядеть тех самых духоносных людей, потому что видим мы мир в кривых зеркалах уныния. А люди эти, может быть, совсем рядом. В обычном приходском храме с "никудышным", по нашему мнению, попом. Или вообще в соседней квартире на лестничной клетке.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2007, 21:08:46 от Антиквар »

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #58 : 26 Февраль 2007, 22:24:25 »
Всем остальным остаётся модернистская теория про житие по мнимому совету, т.е. по книжкам, то есть по Святым Отцам собственным разумением.
Да ну его.

Это уныние имеет более глубокие корни, в самом сложившемся "на приходском уровне" (и не только на приходском) унылом и глубоко параноическом "православном" (в кавычках!) мировоззрении, которое нам говорит что:

- Бог попустил целые цивилизации на протяжении тысяч лет существовать вне церкви, обрекая их всех на неизбежную погибель.
- Крещеных православных , которые имееют какой-то шанс на спасение, примерно 0.3% населения земли, все остальные, как говорит тот же Рыбко, неизбежно погибнут вне православия. Весь остальной мир лежит в глубоком зле и разврате, и идет к погибели под руководством антихриста и масонов. А так им и надо!
- Из тех 0.3% населения "воцерковленных" (которые серьезно задумываются о спасении) всего несколько процентов, но и у них шанс спасения примерно 1:100000 (а у женщин еще в 100 раз меньше), поскольку даже в православной церкви без руководства старца спастись невозможно (если конечно не верить всяким модернистским теориям про житие по мнимому совету). Старцев сейчас примерно несколько десятков, и почти все они на Афоне куда вход простому смертному почти недоступен (а уж женщинам вообще недоступен).

После этого остается только удивляться что среди воцерковленных православных еще встречаются психически здоровые и не подверженные унынию люди. В 4-5 веке в православии слишком увлекались сверх-оптимистическими идеями всеобщего спасения, в наше время маятник качнулся в другую сторону, и над православным сознанием нависло мировоззрение почти всеобщей погибели. Но может быть в том что православное мировоззрение "на монашеско-приходском уровне" достигло такой точки абсурда есть и возможность выхода из тупика, когда этот абсурд наконец осознается.

Такое мировоззрение почти-всеобщей погибели есть настоящая хула на Бога и на Его всеобьемлющую любовь, проэкция собственного страха и человеконенавистничества на образ Бога. "Бог хочет всем спастись и в сознание истины прийти", и не просто хочет, а делает все возможное и доставляет все необходимые средства для спасения КАЖДОГО человека, независимо от того где и когда он родился и в каких обстоятельствах живет. Если подумать над этим как следует, то все станет гораздо яснее.
« Последнее редактирование: 26 Февраль 2007, 22:30:42 от Evgeny »

Алеша

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #59 : 26 Февраль 2007, 22:26:57 »
Как вообще не духоносный человек может узреть духоносного? Чем он узреет, каким таким зрением, как поймет? Мы видим только то что имеем сами в себе. Либо нам подскажут, либо уже к такому человеку вся Россия ездит......
А такие есть, (не могу написать люди, не люди они) - святые.
Да и литература показывает нам все новых подвижников достигших Божьей благодати.
Да, к сожалению, а особенно в нашей стране, была практически прервана традиция старчества.
Вчера был в Никитском монастыре в Переславле. Порадовался, из руин востанавливают монастырь, тяжело там сейчас, (хотя сейчас легче, а вот два года назад) но именно сейчас лучшее время там. Востанавливается Обитель Божья. И каждое дело в плюс. Сейчас холодно, сейчас неудобно. И это подвиг, и вместе с Божьей помощью построят, а мудрость придет. Но это будет не книжная мудрость, не от тепла, а от крепости, воли, напряжения и молитвы. И боль и любовь и уныние и искушения по настоящему увиденные, разве такая жизнь, не сама наставник?
Есть, а еще какие будут наставники!!!
А если можешь видеть, как Бог в людях, их поступках проявляется, разве это не наставление... иногда случай в жизни может открыть такие премудрости, так изменить сердце и разум, за секунду, что ни каким сидением не высидишь даже со святым.
Заповеди в строчку записать можно, а  их исполнение каждый человек в 20 томов не вместит мелким шрифтом, а то и вообще оборвется, ....... а только вроде началось.
Все как просто, когда знаешь.
А люди не знают чего ищут. Или ищут одного а находят совсем другого. Вот и говорят , что нету. А есть, и даже очень есть!