Исихазм

Автор Тема: современные пустынножители Алтая и Кавказа  (Прочитано 65104 раз)

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

Жизни  монахов Афона посвящено огромное количество публикаций как раннехристианских так и современных.  Имеются описания подвигов отшельников Абхазии 19 - 20 века. Хотелось бы узнать современное положение монашества в Абхазии. По поводу Алтая я так и не нашел ничего, хотя данный край как нельзя лучше подходит для ищущих безмолвнаго жития. Есть какие соображения? Спаси Господи!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: р.Б. Александр
Жизни  монахов Афона посвящено огромное количество публикаций как раннехристианских так и современных.  Имеются описания подвигов отшельников Абхазии 19 - 20 века. Хотелось бы узнать современное положение монашества в Абхазии. Сейчас там наверняка неспокойно вследствие просачивания в горы боевиков из Чечни?  По поводу Алтая я так и не нашел ничего, хотя данный край как нельзя лучше подходит для ищущих безмолвнаго жития. Есть какие соображения? Спаси Господи!


Если говорить о Сев. Кавказе, то самые удобные, наверно, для пустынножительства места там сейчас -- это районы Архыза и Аксаута. В долинах относительно мирные жители, а высокогорья не так хорошо освоены, как в районах западнее: Домбай, Узункол и Приэльбрусье.

По ту сторону Главного Хребта, через пер. Марух, там Абхазия и высокогорные джунгли, тоже практически пустынные и более труднодоступные.

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #2 : 28 Ноябрь 2005, 22:47:20 »
Кавказ всегда был привлекателен для монашества. Огромные горы, среди которых человек кажется таким ничтожно маленьким, молча взирающие на проносящиеся мимо них столетия,  возникающие и бесследно исчезающие города, племена и целые государства - и ничто не оставляет на них следа. Абсолютное, с трудом понимаемое не испытавшими его, белое безмолвие горных вершин и тут же покрытые густыми лесами огромные долины и ущелья без всяких признаков обитания человека, настоящие пустыни, где легко можно затеряться, уйти от мира. Очень разнообразный климат, часто ничем ни отличающийся от афонского. Всë это всегда влекло искателей настоящей подвижнической жизни.

Пустынничество на Кавказе жило во все века и живо по наше время. Время от времени оно получало мощную подпитку со стороны Святой Горы Афон. Речь идёт о афоно - кавказских обителях начала ХХ века – Второафонском Успенском монастыря, Михаило-Афонской Пустыни, Новоафонском монастыре, Александро-Афонской обители и ряда других, а также об основанных выходцами с Афона  скитах и пустыньках.

Одновременно с этими обителями на Северном Кавказе начинает возникать множество скитов.

Только в горном Причерноморье Западного Кавказа было два больших поселения, по способу внутренней организации схожие с афонскими скитами (Капсокаливия, Малая Анна и др.). Эти поселения в труднодоступных районах Кавказа состояли из разбросанных по горам, как правило, “на расстоянии брошенного камня” друг от друга келлий размером приблизительно 3х4 м. При раздельном проживании келлиоты вели общее хозяйство, совместно работая на небольших, очищенных от леса клочках земли на горных террасах, на которых выращивали картофель, огородные культуры, ставили пасеки и т.д.

Одно из таких поселений находилось долине реки Шахе, называется Монашеские Поляны. Ближайшим населённым пунктом, через который, посредством тяжело проходимой конной тропы, происходило общение с внешним миром, был Бабук-Аул. Вернее сказать, это была одна из Монашеских полян, разбросанных от Шахе до Красной Поляны в промежутке между освоенным побережьем и неприступными горами (в здешних местах некоторые отцы шутят, что «спасаться нынче можно только альпинистским способом»). Здесь очень много названий связанных с монахами - реки Монашки, Монашеские Поляны, Монашеские ручьи и пр.

Я был в этих "полянах", которые только сейчас начинают зарастать молодой осиной, с развалинами старых келлий. Представьте себе эти места, за десятки километров до близжайшего жилья,с видом на заснеженные вершины гор, полные непуганных зверей, политые кровью и слезами тех кто жил здесь ещё недавно.Ведь даже кресты. которые они вырезали на деревьях, чтобы молиться ещё не заросли молодой корой.

 Ещë дальше в горах появилось множество отшельников, среди которых было много выходцев со Святой Горы. Ещё в начале ХХ века об этих местах писал старец Илларион, как о пустыне глубочайшей…

1917 год прервал этот стремительный расцвет монашества на горах Кавказа. Начались грабежи и поджоги монастырей, убийства монахов. Братия обителей расходилась кто - куда, причëм большая часть решила уйти в горы и отшельничать. Многие уходили в Абхазию, где в то время в труднодоступном горном районе расцветала знаменитая монашеская республика в районе реки Псху. Другие – на Монашеские Поляны, которые, благодаря своей труднодоступности, становились пристанищем не только монахов, но и мирян решивших не иметь никаких контактов с безбожной Советской властью.
 
  В начале 30-х годов прошла серия карательных экспедиций против горных скитских поселений, в результате чего была уничтожена физически монашеская республика в долине Псху в Абхазии и скиты в горном Причерноморье (в долине реки Шахе проживало до 300 человек). Основанием для этого была открытая антисоветская позиция местных жителей, монахов и мирян,  не только бойкотирующих любые распоряжения Советской власти, но и ведущих пропаганду против неё как власти безбожной, антихристовой. Именно успешность их агитации, в результате которой, как с тревогой отмечали местные партийные руководители, росло количество решивших выйти из рядов партии, комсомольской и пионерской организаций, уходящих в леса к монахам, а также, не смотря на антирелигиозную пропаганду, растущей религиозной активности среди местного населения.

Но лоза сия не была выкорчевана под корень. Наоборот, в это время она принесла дивные плоды отшельничества, мученичества, исповедничества и  отшельничества посреди мира - юродства (например, в лице афонского монаха преподобного Феодосия Кавказского). Исчезли большие организованные скиты, но пустынножительство в горах Кавказа не умирало во все годы Советской власти и продолжает существовать до сих пор, пережив постоянные гонения и преследования.

Иерод. Клеопа

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #3 : 28 Ноябрь 2005, 23:55:29 »
В настоящее время в горном Причерноморье, между Чёрным морем и ледниками, мне известно 6 скитов.Одни ушли далеко в лес, другие просто покупают домики в дачных посёлках.Одним и позвонить можно, о других и точного места жительства неизвестно, только когда они к людям выходят.Я уверен, что скитов гораздо больше. Кроме того, со стороны Кубани на склонах Кавказского хребта есть несколько скитов - жизнь здесь дешевле, воздух посуше, хотя и прохладней.

Об Абхазии речь вообще особая. Там по известным причинам, а если смотреть в корень, по промыслу Божию, пустынничество никогда не умирало.

Но дорогой Александр, вы должны понять одно. Те, кто живёт в пустыне, на форумах не обьявляется.И те кто их поддерживает (какой бы ты пустынник не был, раз в полгода хотя бы нужна связь с большой землёй) - тоже не будут про своих отцов писать, наоборот, их оберегают.Говорить можно далеко не о всех.Есть в Абхазии дома, обычные абхазские дома за высоким забором, этакие перевалочные пункты для пустынников.Отцы спускаются с гор и запасаются там продуктами, с кем-то встречаются и т.п.Но войти в этот мир просто так с улицы ты не сможешь.
Живы ещё, конечно, монахи и монахини, прожившие в пустыне по 40 лет, как о. М., который ещё о. Виталия постригал.Но время говорить о них ещё не пришло.
Можно говорить об умерших. Например об. о. Паисии,о. Гаврииле, и пр.

Клеопа

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #4 : 29 Ноябрь 2005, 14:55:41 »
Цитата: Клеопа

Можно говорить об умерших. Например об. о. Паисии,о. Гаврииле, и пр.

Клеопа


Пожалуйста, продолжайте свой рассказ. Было бы интересно узнать о старцах.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #5 : 29 Ноябрь 2005, 15:53:10 »
Клеопа:
Цитировать
Можно говорить об умерших. Например об. о. Паисии,о. Гаврииле, и пр.


Занимался ли о. Гавриил умным деланием?
современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #6 : 05 Январь 2006, 19:38:01 »
А есть возможность посетить пустынников?

m. Kleopa

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #7 : 08 Январь 2006, 01:59:41 »
Цитата: иерей_Вячеслав
А есть возможность посетить пустынников?


Можно. Приезжайте в Абхазию, пообщайтесь с людьми, побывайте на Новом Афоне, в Сухуми и пр., и если пройдёте «фэйс-контроль», то Вам укажут некоторые адреса, сведут с нужными людьми… На кого-то выйти проще, на кого-то труднее. На Псху с Сухуми до того, как перевалы закроет снегом, летает раз в неделю небольшой самолётик, туда тоже можете заглянуть (теперь уже по весне). Это всё при желании и воле Божией сделать нетрудно. Простите, что отвечаю так неопределённо, по другому нельзя.
современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #8 : 08 Январь 2006, 19:29:53 »
Клеопа,  Спаси Христос! Надо подумать, благословил бы Господь.
Я жеж, грешный, года три назад был в Абхазии, ротозеем полдня в Новом Афоне в монастыре и пещере.
Есть у меня друг в Сергиевой лавре, он в свое время паломничал туда, по моему был знаком с мон Меркурием и был у них в пустынке.

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

Алтай
« Ответ #9 : 09 Январь 2006, 12:05:05 »
а на Алтае кто-нибудь знает скиты?

vlad

  • Гость
современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #10 : 11 Январь 2006, 00:34:29 »
Все это очень .. Романтично ..

Но 99  процентов  это .. духоборы . молокане \ иногда пол -города называлось - молокановка\
хлысты , а это основа. вссего движения ...
Ну и  основа  купечества  и его поддержка .. СТАРООБРЯДЧЕСТВО....
это поволжье , Алтай  ... и Азия . Турция \красновцы.
... ТАК  о каком же  .. прости гоподи  .. момашестве (православном) ... идет речь ???

vlad

  • Гость
современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #11 : 11 Январь 2006, 00:43:24 »
КАкие , прости Господи , перевалочные пункты, ....
Я до 18 ле жил на юге россии
 и Кавказ и Крым
 и Алтай .... ЗНАЮ
 
не пишите СКАЗКИ ...
не морочьте головы ...
А уж про
старцев .... Которых ...Скрывают ...  Уж простите....
 ПРАВОСЛАВНЫЕ НЕ СКРЫВАЮТСЯ.
СКРЫВАЮТСЯ педофилы ....и пр.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #12 : 11 Январь 2006, 00:51:46 »
vlad, прошу Вас, будьте милосерднее. Конечно, можно в этой таинственности и бегстве в горы (от кого?) найти непонятную игру, но лучше и честнее уважить духовные искания людей, которые не желают открываться (миру).

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #13 : 11 Январь 2006, 10:01:26 »
Цитата: Alexander
vlad, прошу Вас, будьте милосерднее. Конечно, можно в этой таинственности и бегстве в горы (от кого?)

от греха. От любого соприкосновения с миром появляются мелкие грехи..  
1. В уединении блюсти себя несколько легче.
2. Всвязи с экстренными условиями качество молитвы лучше.

Не бегство, а запланированный и осознанный уход в горы/лес.
Кстати совсем не обязательно при этом подаваться в секты старообрядцев. Верю что православное пустынножительство не умерло!

р.Б. Александр

  • Сообщений: 49
    • Просмотр профиля

современные пустынножители Алтая и Кавказа
« Ответ #14 : 11 Январь 2006, 10:07:13 »
Цитата: vlad
КАкие , прости Господи , перевалочные пункты, ....
Я до 18 ле жил на юге россии
 и Кавказ и Крым
 и Алтай .... ЗНАЮ
не пишите СКАЗКИ ...

а Вы книжку монаха Меркурия почитайте..