Исихазм

Автор Тема: О книге "Рассказы странника"  (Прочитано 10655 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« : 20 Октябрь 2004, 22:20:56 »
Интересно было бы узнать мнения участников о книге "Рассказы странника". Думаю не ошибусь если скажу что большинство начинает свой путь Иисусовой молитвы с этой книги (так было и со мной). Леонид в теме http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=41 также справедливо отметил черезвычайную популярность этой книги в Америке. Книга безусловно в художественном смысле прекрасно написана, а главное, пробуждает интерес и подвигает читателя к внутреннму деланию. Наверно это одна из лучших книг для начинающего. Но сечас мне кажется что написавший эту книгу на самом деле не обладал опытом благодатной сердечной молитвы, хотя был хорошо осведомлен о внутреннем делании и скорее всего молился "трудовой" умно-сердечной молитвой. Слишком уж легко, без исушений, без очищения сердца от страстей, без видения греха своего, стяжал странник благодатную молитву. Конечно, для Бога всё возможно, и наверно некий странник, отрекшеийся от мира и простой сердцем, был бы готов к получению такого дара Божия. Но по крайней мере, судя по святоотеческой литературе, большинству людей приходится долго (годами) трудиться в очищении сердца и искушениях, чтобы стяжать благодатную молитву. Я подозреваю так же (возможно я и не прав), что автор не был ни крестьянином, ни странником, а был скорее всего хорошим писателем, безусловно православным. Отдельный вопрос - о подлинности и авторстве второй части книги. Где то я читал что на Афоне хранится подлинная рукопись первой части и сохранилось предание о том кем она была написана и как там оказалась.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« Ответ #1 : 21 Октябрь 2004, 01:12:28 »
У меня при чтении этой замечательной книги сложилось впечатление, что именно вторая часть написана человеком, не имеющим или хорошо скрывшим опыт благодатной сердечной молитвы. Откровенно говоря про вторую часть "Откровенных рассказов..." - она назидательна, скучна и утомительна. Первая часть воспринимается истинной по благодатной силе воздействия, и здесь неважно, кто ее написал и чей опыт в основу ее положен. Важно иное: свет, горение, стремление найти Бога через молитву, посвященность, путь, поиск - книга вкладывает желание и ревность к умному деланию, она пробуждает и толкает ударами сердечной молитвы, она открывает ток жизни.

Я не очень соглашусь с тем, что слишком легко стяжал странник сердечную молитву. Как помню (я давно не перечитывал книгу), он потерял жену, оставил дом, стал странничать - уже это совсем не легко. И искушения были: встреча в лесу с волком, блудная женщина (!), больные ноги...

Верно, большинству людей приходиться стяжать благодатную молитву долгими годами. Но не всем. Хорошо об этом говорит Григорий Синаит  ( http://www.hesychasm.ru/library/sinait/hesychia_2.htm ):
Снискавшие благодать деятельной жизнью, многими трудами и годами, как научились [приобретать благодать], так и прочих наставляют. Они не верят и не одобряют тех, которые по милости Божией искусно достигли этого [дара] в короткое время и теплой верой, как говорит снятой Исаак. Потому, скрадываемые неразумием и самомнением, они порицают таковых и другим вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати

В подтверждение слов прп.Григория, сказанных в 14 веке, в конце 20 в. появилась критика "Откровенных рассказов...", в которой скрадываемые неразумием и самомнением... вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« Ответ #2 : 21 Октябрь 2004, 01:22:40 »
Мне всегда казалось, что книга носит явно провокативный характер, и не является реальной историей человеческой жизни и молитвы.
Заслуга же анонимного автора в том, по моему мнению, что он уверяет читателя в выполнимости и доступности Умного Делания не только в монастыре, под руководством опытного "мастера", но и в повседневной жизни. И открыто Оно всем...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« Ответ #3 : 21 Октябрь 2004, 03:40:24 »
Цитата: Alexander
Первая часть воспринимается истинной по благодатной силе воздействия, и здесь неважно, кто ее написал и чей опыт в основу ее положен. Важно иное: свет, горение, стремление найти Бога через молитву, посвященность, путь, поиск - книга вкладывает желание и ревность к умному деланию, она пробуждает и толкает ударами сердечной молитвы, она открывает ток жизни.


Я с вами вполне согласен, Александр, что по неисповедимиыми путями  Божиими стяжание благодатной молитвы в краткое время возможно и со многими случалось, и что в книге есть благодатная сила воздействия. Реален ли персонаж или вымышлен, его пример вдохновляет. Возможно это и входило в замысел автора - описать именно такой случай чтобы побудить читателя на дело молитвы и возогреть в нём энтузиазм. И вто же время мне, как и Леониду, кажется, что персонажи книги вымышленные. Вообще, возможно много вариантов, и истинную историю книги мы наверно никогда не узнаем:

1. Автор и персонаж - одно и то же лицо, описывающее свой опыт благодатной молитвы, книга описывает реальные события и духовный опыт автора.  
2. Автор записал рассказ, или художественно обработал записки реального персонажа - странника, описывающие реальные события и духовный опыт странника.
3. Книга - художественный вымысел автора, персонаж и события - вымышленные, но автор писал из собственного опыта благодатной молитвы.
4.  Книга - художественный вымысел автора, персонаж и события - вымышленные, но автор писал не из собственного опыта благодатной молитвы, а на основе прочитанного или услышанного.

В конце концов, может мои сомнения - просто искушение? Какая разница реален персонаж или нет? Но с другой стороны - есть разница между вымыслом, даже самым правдоподобным, и реальностью, даже самой неправдоподобной, как есть разница между каноническим Евангелием и безобидным, но вымышленным апокрифом. Можно ли эту книгу принимать как пример или руководство к умному деланию, как мы принимаем жития святых или творения св. отцов, или это лишь замечательное по благодатной силе, но вымышленное произведение, вдохновляющее читателя на внутреннее делание?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« Ответ #4 : 21 Октябрь 2004, 05:14:19 »
Цитата: Alexander
"Снискавшие благодать деятельной жизнью, многими трудами и годами, как научились [приобретать благодать], так и прочих наставляют. Они не верят и не одобряют тех, которые по милости Божией искусно достигли этого [дара] в короткое время и теплой верой, как говорит снятой Исаак. Потому, скрадываемые неразумием и самомнением, они порицают таковых и другим вполне ручаются за то, что если бывает [иное что сравнительно с ними], то это прелесть, а не проявление благодати"


Вы это справедливо написали, Александр.

"Некоторые, по непостижимому Божию промыслу, получили духовные дарования  прежде трудов; другие в самых трудах, иные после трудов, а некоторые уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее прочих?" Лествичник

"Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее наслаждение, то не дивись. Ибо пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение." Преп. Исаак Сирин

Немудрено теперь понять чего мне не хватает в моем "делании" ...  :(

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

О книге "Рассказы странника"
« Ответ #5 : 21 Октябрь 2004, 23:58:38 »
***Но с другой стороны - есть разница между вымыслом, даже самым правдоподобным, и реальностью, даже самой неправдоподобной, как есть разница между каноническим Евангелием и безобидным, но вымышленным апокрифом. Можно ли эту книгу принимать как пример или руководство к умному деланию, как мы принимаем жития святых***

Я думаю, мы должны учиться отличать истинную реальность от внешней очевидности. Мы принимаем жития святых... А как мы принимаем их? В виде иконы, конечно же, прозревая вышнюю правду за легендами, настоящими и вымышленными чудесами, приписками и даже откровенной ложью. Взять, к примеру, образ прп.Серафима Саровского, жившего не так далеко во времени от нас, - сколько вокруг него наворочено. Тот же иер. Иоасаф - "очевидец" жизни преподобного - в одной из первых книг о Серафиме (1849) уже много чего сказал не так. Ладно, в Летописях этот "свидетель" был отчасти разоблачен. Так и Летописи умышленно искажены. Если же почитать Петра Иванова... Или материалы Кочующего собора... Окажется, что про реального Серафима мы знаем совсем немного.

Другой пример. Наш знакомый часто посещал (наверно, и сечас посещает) Афон и Грецию. Сам из себя ортодоксальный-преортодоксальный, он, рассказывая о посещениях храмов и монастырей, настаивал на том, что ориентировался по благодатным ощущениям, иначе просто бы утонул в запутанных канонических отношениях. Этот человек был интересен для меня тем, что первым из многих других знакомых "ортодоксов" осознал и честно сказал о принципах своего выбора. Я не говорю здесь, что принципы эти верны, но они действуют! Не имеющие такой честности бегают из РПЦ в РПЦз и обратно, заворачивают В РПАЦ, оседают у катакомбников и т.п., и каждый раз на новом месте считают, что их выбор канонически безупречен и единственно верен: истина в их церкви, а в остальных - ложь. Внешняя очевидность - каноничность, истинная реальность... она совсем иная.

rnolm

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Re: О книге "Рассказы странника"
« Ответ #6 : 10 Декабрь 2012, 20:08:28 »
Насколько я помню, в предисловии к книге говорилось, что третье издание этой книги достаточно сильно искажено, а некоторые главы так и просто выкинуты (типа дабы новоначальные не повредились). Все же наши издания печатались по этому тертьему. Интересно, что большинство даже не оригинал книги обсуждают, таким образом, а уже искаженный вариант. Что же касается последних глав, тут я тоже соглашусь с Андреем.
А вот первоисточник было бы очень интересно почитать, я думаю, взгляд на книгу другим бы был.   

Cвета

  • Сообщений: 61
  • терпение - дом души
    • Просмотр профиля

Re: О книге "Рассказы странника"
« Ответ #7 : 19 Декабрь 2012, 21:50:57 »
Это настоящая живая книга.А повредиться можно от всякой книги, даже Евангелие можно не так прочесть, если Благодать не поможет.

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: О книге "Рассказы странника"
« Ответ #8 : 22 Декабрь 2012, 12:41:39 »
Знакомый монах рассказал свое понимание данной книги, и основывал доводы на тех материалах, который в ней изложены. Я понял что сам я, читал её поверхностно, исключительно поверхностно. "Маленький" момент там есть, что данную практику начал персонаж уже будучи основательным православным аскетом!!!!
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О книге "Рассказы странника"
« Ответ #9 : 22 Декабрь 2012, 15:47:14 »
Знакомый монах рассказал свое понимание данной книги, и основывал доводы на тех материалах, который в ней изложены. Я понял что сам я, читал её поверхностно, исключительно поверхностно. "Маленький" момент там есть, что данную практику начал персонаж уже будучи основательным православным аскетом!!!!
Типично монашеский запрет на практику молитвы...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.