Исихазм

Автор Тема: О самодвижной молитве  (Прочитано 41419 раз)

Kosach

  • Гость
Kosach, где тот момент, когда мы можем (себе? Господу?) сказать, что «наши стертые коленки ни к чему»?
__________________
Самая яркая книга, которая помогает ответить на подобные вопросы - это "книга Иова" - вот уж тут и стертые коленки и куча вопросов друзей, которые не понимают - и самого Иова, который тоже  человеческим разумом отказывается понять, и ответ Бога на весь долгий вопль человека, и в конечном итоге раскаяние самого Иова, который наконец, уразумел...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Alexander:
 
Цитировать
Это Господь нам скажет. Мы же, если трудимся и трудимся, а утешения не получаем, то должны задаться вопросом: а правильно ли трудимся, если Господь наши стертые коленки не замечает?


Alexander, а не приходится ли идущему по этому пути попадать в неразрешимые тупиковые ситуации, а помощи, утешения, подсказки нет?! Вернее, подсказка есть – действуй в том же духе дальше... до смерти!
Хочу здесь привести строки из «Старца Силуана», которого мы очень любим (сейчас имею ввиду саму книгу). В молодые годы на этих строках не задерживался, а сейчас они начинают  впечатлять... Так вот:

Цитировать
В начале обращения к Богу и малые и большие, едва высказанные просьбы, обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди – всё обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее тяжкое и несносимое страдание – Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Цитировать
а не приходится ли идущему по этому пути попадать в неразрешимые тупиковые ситуации, а помощи, утешения, подсказки нет?! Вернее, подсказка есть – действуй в том же духе дальше... до смерти!

Igor,  это особый путь, который дается избранным. Избранничество же в том, что уже был призыв, и уже светил свет, и уже приходило утешение. И Сам Господь ввел избираемую душу в испытание, даваемое по силам. Только силы эти уже не человеческие...

Стертые коленки по сравнению с путем Господа - мелочи, ерунда, ничто.

Kosach

  • Гость
Без усилия и принуждения себя можно всю жизнь попутного ветра прождать...  Путь ко Христу - все же не Дао в прямом смысле - это труд и самораспинание каждодневное. Просто Господь так любит нас и так ждет каждого нашего шага к Нему - что обязательно помогает сообразно устроению каждого. Но делаем эти шаги мы сами, и порой они мучительны.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Самопонуждение необходимо, а небрежение - опасно...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Я выключился на время, но продолжаю. Тут правильно говорилось, что подвиги сами по себе бесполезны. Это именно так, но с одной оговоркой. Они полезны не сами по себе, но, в основном, тем, что заставляют других тебе помочь. Ибо если ты сам себе помочь не желаешь, то никто и не в состоянии помочь тебе самому.

Расскажу по этому поводу одну нравоучительную историю (дальше следует что-то вроде жития, поэтому к этому надо относиться с некоторой иронией). Давным-давно, лет так пятнадцать назад,  я был еще молод, работы у меня не было, точнее, была, но за нее ничего не платили. Зато свободного времени было сколько угодно, а так как делать было все равно нечего, то я тратил его на подвиги. По выходным я алтарничал, а в будние дни (отчасти и ночи) выполнял довольно-таки большое правило. Оно состояло (примерно) из чтения за раз всей Псалтири, одного евангелиста, нескольких канонов, монашеской пятисотницы и т. п., что я вычитал из уставов различных монастырей и аскетической литературы. Это было прекрасное и во всех отношениях полезное время, но одно смущало меня. Я не знал, как приступить к умной молитве, ничего у меня в этом отношении не получалось, а от длительного внешнего молитвословия у меня нарастали неприятные ощущения в области сердца, что портило то общее радостное настроение, в котором я тогда пребывал. Не видя длительное время никакого прогресса, я обратился с молитвой к Божией Матери, чтобы она каким-нибудь образом Сама наставила меня или послала мне наставника. На следующее утро у нас от храма должен был быть автобус в Лавру, что-то вроде экскурсии, и, помолившись таким образом, я пребывал в твердой надежде, что я там неизвестно каким образом, но найду человека, который сможет мне помочь. Как это часто бывает в житиях, все сбылось с невероятной точностью:-). Во время литургии в трапезной ко мне подошел старичок благообразного вида и говорит: "Ты просил у Божией Матери то-то и то-то?" Я отвечаю: "Да". "Приезжай сюда завтра, -- говорит он, --  с вещами. Мы поедем к преп. Серафиму. Поживешь там у меня некоторое время".

(продолжение следует)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Евгений, с нетерпением ждем продолжения

Kosach

  • Гость
"заниматься исихазмом" вообще нельзя, исихазм - это это результат, а работа, приводящая к этому результату - это аскетическое делание, которое, если и 30 молитв в день , но регулярно и каждодневно, уже происходит. Когда тело и душа ослабленны особенно важно себя понуждать к работе - а не расслабляться дальше, иначе можно расслабиться до амебного состояния - и уже ничем не суметь заняться :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Igor,  
Цитировать
Думаю, в умном делании и момент "прозябания" то ж не маловажен.

Умение находить свободное время и пребывать в спокойном состоянии, которые другие могут воспринимать как ничегониделание, очень даже полезно :)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евгений:
Цитировать
Нигде, ни у отцов, ни в Писании не сказано, что нужно себя жалеть.


Жалость к себе, саможаление - это опасный паразит на духовном "огороде": он может сожрать все плоды и всходы и превратить огород в пустыню.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Это оказалась, как я понял впоследствии, группа подвижников, подвизающихся, действительно, на местах преподобного Серафима. С той поправкой, конечно, что там до сих пор зона. У этой группы была избушка неподалеку от зоны, служившая им перевалочной базой. О. Андрей, так звали старичка, был обитателем этой избушки, не знаю, постоянным или временным, но единственным, кого я из них видел за несколько недель моего там пребывания. В избушке подвижники, по-мимо прочего, совершали литургию, так как в одной из комнат был устроен алтарь. Какой юрисдикции принадлежали подвижники неизвестно, меня этот вопрос тогда не беспокоил.
О. Андрей был самым радостным человеком, которого я видел за свою жизнь, и в этом отношении он мне живо напоминал самого преп. Серафима, который, как это следует из его жизнеописаний, не мог устоять на месте, а буквально временами "скакал" от переполнявшей его радости. Он мне много объяснял про мои проблемы и про сердце, из чего я мало тогда понял и запомнил, а в то, что понял, не поверил или, скорее, воспринял аллегорически. Не беда, -- отвечал он на мои недоумения, -- потом вспомнишь и поймешь, когда придет время. Не знаю уж, насколько я вспомнил  и понял потом, но его объяснения теперь, по прошествии продолжительного времени и после чтения всякой аскетической литературы, кажутся вполне лежащими в русле самой высокой аскетической традиции, только изложенной живо и образно, от лица, так сказать, делателя, а не теоретика. Вот и сейчас, формулируя в начальном сообщении темы тезис о том, что страсти -- это своего рода живые организмы, гнездящиеся в сердце (взгляд, конечно, не новый и вообще характерный для аскетики, но ведь никогда до конца не ясно, до какой степени буквально нужно все это воспринимать), я собственно только сейчас вспомнил, что то же самое пытался мне втолковать старец. Пытался, но довольно-таки безуспешно. "У каждого человека существует некая шторка,-- в свойственной ему образной манере говорил старец, -- которую бесы, гнездящиеся в сердце, как бы задергивают. Вот сейчас, в данную минуту. я вижу, что ты меня понимаешь и умом, и сердцем. А через минуту шторка задергивается, и понимание из твоего сердца уходит, а через некоторое время уходит и из ума, так как он вечно движется  и надолго остановливается только на том, что содержится в сердце". Насколько он был прав тогда, мне становится понятно только теперь. А мораль этой моей нравоучительной истории, как я и предупреждал, состоит в том, что внешнее делание с понуждением тоже полезно, но его основная польза состоит не в понуждении самого себя, а других. Кроме того, внешнее делание периодически сдвигает шторку, и читанное до того только умом (все мы читаем много полезного) становится ясным и для сердца. И с этого-то времени "подвизайся подвижник, пока сей огнь не угас и не оставил тебя во тьме".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Евгений,  а  в подвале его дома был родник, и вся комната в комарах...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Евгений,  а  в подвале его дома был родник, и вся комната в комарах...


Комаров не было, дело было зимой. А летом, да, комаров там очень много.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Евгений:
Цитировать
С той поправкой, конечно, что там до сих пор зона.


А какая там зона?

Цитировать
"подвизайся подвижник, пока сей огнь не угас и не оставил тебя во тьме".


А что делать, если огонь угас?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Весь г. Саров и огромная область вокруг -- закрытая территория. Три ряда колючки, контрольно-следовая полоса и пр.  С 50-х годов там расположен институт и полигон для разработки и испытания (ну без ядерных взрывов, конечно) ядерного оружия. Все советские атомные бомбы там разрабатывались. В Саровском монастыре этот институт и базируется. Я был там, правда, давно: очень любопытно наблюдать в кельях научную аппаратуру:-)

Огонь, я так понимаю, нужно караулить. Он периодически появляется (а точнее, никуда и не уходит, это мы уходим), и надо быть готовым к его появлению, как девы с возженными светильниками из Евангелия. Светильник -- это бодрствующий в сердце ум, освещающий там какую-то территорию, чтобы уж совсем его (сердце) тьма не поглотила. Он его освещает, но не может очистить. Это уже безмолвие, но притрудное и требующее терпения. Жених приходит, когда Ему угодно, и сердце оживает, но это еще не брак, а залог будущего обручения. Что это означает? Умная душа -- это в некотором смысле самостоятельное живое существо, обладающее (для подвижника и вообще) большой ценностью, "умная жемчужина" (есть и в сети тоже хорошая книга на эту тему: прот. Иоанн Журавский. "О внутреннем христианстве", как-то так называется). Жених приходит, оковы страстей (на время) спадают, а ум останавливается и безмолвствует. В сердце живет и действует как бы другой, "сокровенный сердца человек", как его называют в святоотеческой литературе. Это еще не благодать, а природные человеческие силы в той красоте и в той способности к богообщению, какой они были до грехопадения. Нужно стараться пребывать в этом состоянии как можно дольше, не давая рассудку погрузить душу в сиюминутное, так как это дело самого рассудка. Это тоже безмолвие, но уже не притрудное, а весьма радостное и вполне доступное для каждого христианина даже в повседневной жизни. Вот таким безмолвием, как мне кажется, обладал о. Андрей, оттого и на лицо его было смотреть приятно, и был он мягкого нрава и постоянно радостным.