Исихазм

Автор Тема: Об отречении от мира  (Прочитано 15693 раз)

Anonymous

  • Гость
Об отречении от мира
« : 02 Декабрь 2005, 09:52:14 »
У многих св. отцев замечал, что первая глава практически любой книги называется "Об отречении от мира".
То есть они считали это необходимым и самым первым шагом, без которого дальнейшее духовное делание бессмысленно.

Вопрос: можно ли отречься от мира, находясь в миру,
и если да - то как ?

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Об отречении от мира
« Ответ #1 : 02 Декабрь 2005, 09:56:16 »
Гость, внутренне. :candle
Проблема - путь к совершенству.

Kosach

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #2 : 02 Декабрь 2005, 10:02:05 »
Посему весь подвиг наш в том, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинных мятежей, волнения помыслов, и сопротивных сил. Иначе напрасно будет отречение и видимое удаление с места. Ибо вот истинное отречение - внутренно пребывать в мире и тишине. (Преп Ефрем Сирин)

Дмитрий_2

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #3 : 02 Декабрь 2005, 11:03:09 »
Цитата: Time
Гость, внутренне. :candle


Мне не понятно, как достичь этого "внутренне".
Особенно, когда деятельность, "внешние попечения"
требуют именно внимания.

**
Исходное сообщение писал я, залогиниться забыл.

Kosach

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #4 : 02 Декабрь 2005, 11:20:52 »
Дмитрий, вся аскетическая литература и поучения на это и направлены : помочь человеку достичь внутреннего при всем нашем внешнем.

"Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время" Предстояние пред Богом во всех наших обстоятельствах достигается внутренним деланием, молитвой. "бодрствуйте на всякое время и молитесь," (Лк) . Технически и простыми словами это когда встаешь утром и первая мысль о Боге, первый взгляд - на икону, первое движение - крестное знамение. И так  внутренне на каждый шаг. Дети, работа, ремонты... да мало ли чего в жизни нашей земной есть. Но во всем надо помнить о том, ради чего ты живешь, и что за каждое слово ты отвечаешь перед Ним, и за каждоре действие и бездействие - тоже.
Молитва во всех обстоятельствах и память о Боге везде и всегда - это труд, поэтому и говорится о молитвенном труде и подвиге. Но только он, этот подвиг может держать сердце в любви к Богу - а потому и в памяти о Нем. Ведь мы часто и много думаем о тех, кого любим - вот Господь и ждет нашей ответной любви к Нему - а уж Он все сделал для нас, любя нас.

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Об отречении от мира
« Ответ #5 : 02 Декабрь 2005, 12:34:47 »
Дмитрий_2, для начала (это сугубо мое мнение и опыт) нужно раскаяться в том, что мучает и исповедаться, причаститься и это должно стать правилом всей жизни.
Может это поможет:

В настоящее время люди века сего смотрят на нас, верующих, как на юродивых, как на глупых. Им не нравится наша Православная вера, наши церковные постановления, правила и обряды. Они смеются презрительно над всем, для нас священным. Часто приходится слышать от верующих, вынужденных жить среди мира враждебного, как тяжело переносить им постоянные насмешки, глумления. Надо честью для себя считать такое отношение. Аще укоряема бываете о Христовом имени, блажени, яко слава и Дух Божий на вас почивает, - сказал апостол Петр (1Пет.4:14). Если над нами смеются, если нас не любят, значит, мы - не от мира сего. Огорчаться и смущаться таким отношением к нам не следует. (преп. Никон)

Пристрастия к миру опасайся, хотя он и льстит спокойствием и утешением, но они так кратковременны, что и не увидишь, как лишишься их, а наступит место раскаяния, тоска, уныние и никакого утешения. (преп. Лев)

Надобно, познавши суету мира, воистину бесполезную, уклоняться от нее и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и, находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих, и еще от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами, а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. (преп. Макарий)

«Мы сами превратили в страсти простые природные свойства: скажем, по природе в нас семя для чадорождения, но мы превратили эту способность в блуд; по природе в нас гнев против змия, но мы направили его против ближнего; в нас есть ревность, чтобы ревновать о добродетелях, но мы ревнуем о зле; от природы в душе есть желание славы, но возвышенной; по природе высокомерие, но против бесов.» Св. Иоанн Синаит. Лествица

Носить в душе мысль о Боге как нестираемую печать.
 Св. Василий Великий. Письмо, Св.Г.Палама. Триады

Жить, не привязываясь ни к чему из человеческого, кроме совершенно необходимого.
 Евагрий. О молитве, Св. Григорий Богослов. Беседа 4, Св.Г.Палама. Триады

Кто в это великое таинство новой благодати не верит и обожения с надеждой не ожидает, тот не может презирать плотские наслаждения, деньги, имущество и человеческую славу, а если и сможет, то его сразу охватывает гордость как бы уже достигшего совершенства, и он скатывается в толпу нечистых. Наоборот, кто ожидает благодати, тот даже достигнув всякой добродетели имеет перед глазами всесовершенное и недоступное совершенство, считает себя совсем еще ничего не достигшим (Флп. 3, 13) и тем прибавляет себе смирения. Св.Г.Палама. Триады

Жизнь человека после смерти есть жизнь его любви и веры. Поэтому, какой была его любовь и вера во время жизни в мире, такой она остается на веки: жизнь ада у тех, которые превыше всего любили себя и мир; а жизнь неба у тех, которые превыше всего любили Бога, ближнего же, как самих себя: эти суть те, которые имеют веру, первые же суть те, которые не имеют ее. Жизнь неба называется жизнью вечной, а жизнь ада - духовной смертью. Э. Сведенборг

Небо находится в каждом человеке согласно приятию им любви и веры от Господа; и те, которые, во время жизни своей в мире, приемлют небо от Господа, - после смерти вступают на небо.
Приемлющие небо от Господа, суть те, которые имеют небо в себе; ибо небо находится в человеке, чему также учит Господь: "Не будут говорить: Царствие Божие вот здесь, или вот там; ибо Царство Божие внутри вас есть" (Лук. XVII. 21).

Небо находится у человека в его внутреннем; итак, в хотении и мышлении из любви и веры, и отсюда во внешнем, которое состоит в делании и говорении из любви и веры. Но небо не заключается в одном внешнем без внутреннего; ибо хорошо поступать и говорить могут также и лицемеры; тогда как они не могут ни хорошо хотеть, ни хорошо мыслить. Э. Сведенборг

Внутренний человек называется духовным человеком, потому что он находится в свете неба, свет же неба духовный; внешний же человек называется естественным человеком, потому что находится в свете мира, свет же мира естественный. Человек, внутреннее которого находится в свете неба, а внешнее в свете мира, есть духовный человек по отношению к обоим; тогда как человек, внутреннее которого не находится в свете неба, но только в свете мира, в котором находится и его внешнее, есть человек естественный по отношению к обоим. Духовный человек называется в Слове живым, естественный же человек называется мертвым. Э.Сведенборг

Господом предусмотрено и устроено так, что поскольку человек по небесному мыслит и хочет, постольку отверзается и образовывается его духовный внешний человек. Это отверзение простирается на небо даже до Господа, образование же происходит согласно тому, что принадлежит небу. Наоборот, поскольку человек мыслит и хочет не из неба, но из мира, постольку затворяется его духовный внутренний человек, а внешний отверзается; отверзение это происходит по направлению к миру; образование же - согласно тому, что принадлежит миру.
Э. Сведенборг

Что человек превыше всего любит, непрестанно присутствует в его мысли, а также в его воле, и образует самую суть его жизни. Так, например: кто превыше всего любит богатства, состоящие или в деньгах, или во владениях, тот непрестанно обращается душою к тому, каким бы образом приобрести себе их; внутренне радуется, когда приобретает, и внутренне страдает, когда теряет их; ибо сердце его находится в них. Кто же превыше всего любит самого себя, тот во всех обстоятельствах вспоминает о себе, о себе думает, о себе говорит, себя ради действует; ибо жизнь его есть жизнь себя ради. Э.Сведенборг

Мейстер Экхарт сказал: кто делает доброе дело, но не делает его исключительно ради Бога, а имеет при этом еще другие помыслы, кроме Бога, тот унижает достоинство Бога. Ибо все добрые дела - Божьи дела. Когда же человек в добром деле имеет в виду что-либо иное, кроме Бога, то честь дела приписывает он это иному, и отымает тем самым у Бога Его честь, и все такие дела неплодотворны и ненужны. Совершенство заключается в том, чтобы всякое бедствие, нищету, страдание, злосчастие и позор, всей тяжестью свалившиеся на тебя, переносить добровольно, радостно, свободно, как желанное, сознательно и спокойно, и так оставаться до смерти без всякого "почему".

Радость наша не от того, что мы видим вокруг, а от Того, Кто живет в нас. (неизв.) :candle
Проблема - путь к совершенству.

Дмитрий_2

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #6 : 02 Декабрь 2005, 13:56:26 »
Цитата: Kosach
Дмитрий, вся аскетическая литература и поучения на это и направлены : помочь человеку достичь внутреннего при всем нашем внешнем.


На словах вроде бы понятно, на деле же не выходит.
Просто сил нет.

случалось ли вам молиться, когда соседи на полную громкость
врубили (допустим) группу "Продиджи", так что стены ходуном
ходят ?
(И так почти всю ночь.)

Очень хочется бежать куда-нибудь, куда цивилизация ещё не добралась.
Но такой возможности нет.

Вот и думаю, что же делать, как противостоять миру
который всё больше напоминает антихристов.

Kosach

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #7 : 02 Декабрь 2005, 14:11:26 »
Я знаю точно, что больше  того, что человек может вынести, Господь не допускает. Иногда кажется действительно, что сил нет, никакой мочи вообще сохранить себя в рассудке - не то что в молитве. Но если просишь Бога по-настоящему, плача ему "в жилетку", как маленький - Господи, помоги мне : видишь, я изнемогаю, у меня нет сил, помоги мне с этим справиться, не оставляй меня - обязательно помогает Он. А еще  Богородица - вот уж кто вообще всегда  нас защитит и утешит! И опять же   - без всяких сомнений, без правил и  реверансов - как ребенок, плач и жалуйся, и проси - решение придет неожиданное и помощь  с неожиданной стороны.
Потом, есть ли у Вас семья, ответственны ли Вы кроме себя еще и за кого-то? Это, конечно, тяжелее. Но при этом и помощь больше. Надо действительно поверить в то, что мы для Бога дети, любимые и болезные, только руки к Нему протянем - Он и возьмет нас на ручки.

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Об отречении от мира
« Ответ #8 : 02 Декабрь 2005, 14:15:18 »
Kosach,  :agree  :yes
Проблема - путь к совершенству.

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Об отречении от мира
« Ответ #9 : 02 Декабрь 2005, 14:28:52 »
Дмитрий_2, кто идет в ногу со Христом, идет с миром не в ногу. А насчет "продиджи" и т.п. (писают в подъезде, ругаются матом, ездят по тротуарам, ходят с голыми пупками) - что ж тут удивительного? Мир идет к своему концу. Вы его не принимаете? Значит уже Вы на верном пути. Но... Смиряйтесь. На все Божья воля. Доверьтесь ему безоглядно. Извлекайте из всего духовную пользу. Нас учит все, что не убивает. И посмотрите на мою подпись. Как раз в тему. :wink:
Проблема - путь к совершенству.

Дмитрий_2

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #10 : 02 Декабрь 2005, 14:46:10 »
Цитата: Kosach

Потом, есть ли у Вас семья, ответственны ли Вы кроме себя еще и за кого-то? Это, конечно, тяжелее. Но при этом и помощь больше. Надо действительно поверить в то, что мы для Бога дети, любимые и болезные, только руки к Нему протянем - Он и возьмет нас на ручки.


Есть семья, иначе я точно не стал бы в Москве жить.

Спасибо... я практически так и поступаю, потому что деваться больше некуда.
Но как-то это очень непривычно.
В чем-то даже и неприятно.
Веры не хватает, что ли ?

Kosach

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #11 : 02 Декабрь 2005, 15:52:47 »
Потому что легко там, где все материально, перед глазами,  и любимые наши - вот они, дотронуться можно. А Господь - Он везде с нами, но невидим материалдьно, только сердце знает, что Он рядом и дотронуться до Него можно только сердцем - и не проверить зримо, и не доказать. Все тонко, прозрачно, сердечно... Все на вере, на знании по любви. Однажды получив поддержку - уже есть, что вспоминать, не забывать об этих драгоценных моментах - они подтверждения того, что ты на верном пути. Господь поможет, не сомневайся.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Об отречении от мира
« Ответ #12 : 02 Декабрь 2005, 16:53:48 »
Цитата: Дмитрий_2
Очень хочется бежать куда-нибудь, куда цивилизация ещё не добралась.
Но такой возможности нет.


Тем кто бежит от цивилизации легче не становится, у них брань от внутренних враго на столько же обостряется, на сколько упрощается брань с внешними помехами, это вам любой настоящий монах скажет. Нам всем предстоит пройти через внутреннюю брань, где бы мы не находились.

Лена

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #13 : 02 Декабрь 2005, 17:02:03 »
Ага, бежит инок в лес, а в лесу-то бес, как говаривал Батюшка Варсонофий Оптинский. Ну куда от себя убежишь?

Дмитрий_2

  • Гость
Об отречении от мира
« Ответ #14 : 02 Декабрь 2005, 17:37:50 »
Цитата: Evgeny

Тем кто бежит от цивилизации легче не становится, у них брань от внутренних враго на столько же обостряется, на сколько упрощается брань с внешними помехами, это вам любой настоящий монах скажет. Нам всем предстоит пройти через внутреннюю брань, где бы мы не находились.


Внешнее бывает очень разным.
Я думаю, что есть вещи, от которых необходимо именно что бежать.
"Блажен муж иже не иде на совет нечестивых"