Исихазм

Автор Тема: Практика Випассаны  (Прочитано 23346 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Практика Випассаны
« Ответ #15 : 04 Декабрь 2005, 02:29:30 »
Цитировать
Но странно что ты не видишь милосердие, моральную чистоту, сострадание и терпимость среди правосланых.

Почему не вижу? Вижу! Я говорю, что, бывает, их не легко найти. Как знаешь, весь 20-век был наполнен злобой и насилием в нашей православной стране, когда брат восстал на брата, и большевизм страшно изуродовал многие души. И как долго еще залечивать душевные раны и восстанавливать...

Цитировать
Враг не борется с теми кто у него и так в рабстве.

Это ты о многострадальной судьбе Индии и Тибета? Драме Японии? Трагедии индейцев? Вымирании африканцев?.. Мда! Приехали :(

И как думаешь, почему пророки и святые (снимая возражение, скажу: не им ли мы должны подражать) мало озадачивались пороками внешнего, языческого мира, а всегда обличали пороки свои и своих?

stranik

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #16 : 04 Декабрь 2005, 03:57:51 »
Ето так здесь в америке русская емиграция будто и не выезжала из России всю жизнь прожила идеями как Росию преобразить как изменить,как помочь родным,будто 50 милионом мексиканцев живуших на улитце далеко да и самих американцев полно в беде.Чем то напоминает наш калхоз дети уедут учится в город там и остаются а папы и мамы до смерти им шлют продукты,работая за себя и за детей.Потому американцы свое православие строют,мы не ругаем армян,каких то заблудших коптов,но сергияны ето да,тема хилиасская на 1000 лет разборов.Вот зову манаха посетить в гости,провести беседу за чаем.Заняты бизнес у них.Свяшеники таже беда,бизнес 100ооо$ в год,такие дела,ето не плохои вклад.Как у вас дела,часто в гостях у монахов бываете.я в пути тепло тут,фрукты на деревиях не хотят рвать,заняты.Была давня мечта всех ниших Питерских посадит на корабль и с етакои миссией явится куда нибуд в Салвадор и перезимовать,работая на плантациях,а хто ныне ето делает.Kogdato my delali,no eto byli ne te konfesii,..greshili.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Практика Випассаны
« Ответ #17 : 04 Декабрь 2005, 05:30:25 »
Цитата: Alexander
Цитировать
Враг не борется с теми кто у него и так в рабстве.

Это ты о многострадальной судьбе Индии и Тибета? Драме Японии? Трагедии индейцев? Вымирании африканцев?.. Мда! Приехали :(


Я о внутренней брани писал. Впрочем брань у всех есть, в том числе и последователей восточных практик, просто у православных она во многократ интенсивнее.


Цитата: Alexander
И как думаешь, почему пророки и святые (снимая возражение, скажу: не им ли мы должны подражать) мало озадачивались пороками внешнего, языческого мира, а всегда обличали пороки свои и своих?


Ну как же не обличали пороки языческого мира? Али забыл писания апостолов и учителей Церкви?

И потом, не надо путать осуждение личных пороков и обличения неверной практики. В последнем случае нет ничего личного, речь идёт о том что практика или вероисповедание неспособно в принципе до конца излечить духовную болезнь в которой все люди изначально находятся. Критика вероисповедания не является личным осуждением её последователей, так же как критика неверного метода лечения в медицине не есть осуждение тех кто к нему прибегает, а является лишь предупреждением для них об опасности остаться неизлечёнными.

Ни ап. Павел, ни свт. Николай Сербский нигде не говорили что языческие религии могут спасти человека. Они имели ввиду то что закон написанный в сердцах, как и закон данный иудеям, может лишь привести человека к познанию собственной греховности, рабства греху, и подвести человека к осознанию необходимости спсения через веру и причастие Христу. И хотя восточные практики могут привести к частичному, поверхностному исцелению от болезни, такое исцеление является скорее самообманом, излечением следствий болезни при скрывании и непризнании её корня. Вне Христа полного спасения - освобождения от власти греха и полного духовного исцеления - достигнуть невозможно, именно это и говорил ап. Павел и все христианские святые. Мнение о том что любая религия может одинаково спасти человека, и дело просто в том кому какая практика больше по вкусу, является глубоко ошибочным и принципиально анти-христианским. Очень странно что мне приходится обьяснять такие элементарные вещи.

Наталia

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #18 : 04 Декабрь 2005, 07:30:29 »
Это хорошо, Владимир Тс, что вы рассказали нам о том мире, любви и смирении, которые испытываете, исповедуя чуждую христианству религию. Это отличная демонстрация   того, что данные переживания являются естественными для очищенной от страстей  души, поскольку Господь создал души благими. Природная наша воля всегда стремится к Богу, т.е. к Красоте, Истине, Добру, Миру, Покою. И когда наша приобретенная, гномическая воля ослабевает, то мы не мешаем природной воле и приобретаем  данные добродетели. Так что благость еще не доказательство превосходства религии. Я не сомневаюсь, что БЛАГОЧЕСТИВЫЕ последователи буддизма, иудаизма, мусульманства и других ТРАДИЦИОННЫХ  конфессий спасутся. Но христианство выше, а тем более Православие, потому что даст нам Царство Небесное. Ведь все Евангелия проникнуты словами Господа нашего Иисуса Христа о том, что Он пришел призвать нас на царство и соделать сынами и дщерьми Божиими. Еще один момент заключается в том, что только у христиан есть таинство Причащения, в котором мы соединяемся с Богом. И вообще, жизнь у нас одна, поэтому рисковать в выборе религий не стОит. Вот мы и приняли Православие и любим его. И вообще у православных принято говорить: «Я не знаю, спасутся ли в других религиях, но то, что я, изменив Православию, не спасусь, это точно». :D . Так что напрасно мечете бисер перед нами. Лучше присоединяйтесь к нашим рядам, покайтесь, исповедуйтесь, причаститесь и воцерковляйтесь. Церковь – корабль, на котором переплывают бурное житейское море и плохие и хорошие, главное - быть там пассажиром. :D

Anonymous

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #19 : 04 Декабрь 2005, 09:42:41 »
Наталia, извините, но я верю, что царствие небесное внутри и идут к нему именно благочестивые, благодеятельные, прощающие и принимающие Истину как она есть, в действительности. Не имеющие меры - мы выше - вы ниже. а имеющие доброе сердце : кто бы ты ни был, где бы нибыл, - пусть Истина и Любовь озарит твой путь.
Изменять Православию я не призываю, но говорить, что учение Будды от сатаны... Хотел ясности - почему.
 :D

Владимир Тс

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #20 : 04 Декабрь 2005, 09:47:47 »
Западный христианин описывает свое знакомство с Востоком.

Когда мне только перевалило за 50, я, после более чем 30-летнего пребывания в Ордене иезуитов, начал проявлять интерес к средствам обогащения своей молитвы и медитации; в действительности то был интерес ко всему процессу своего человеческого и духовного роста; и для этого я попытался соприкоснуться с традиционными азиатскими психологическими и духовными методами. Вот описание того, на что оказалось для меня похожим это переживание...

В декабре, после пребывания в течение нескольких месяцев в Индии, я прошел 10-дневный курс медитации Випассаны. Около 12 часов в день были посвящены практике сидячей медитации; иногда мы собирались вместе с ним в зале для медитации, а иногда сидели в собственных помещениях. Я говорю о «помещении», а не о комнате, потому что вследствие значительного числа участников курса, в большинстве своем молодых жителей Запада, физические удобства были весьма примитивными. Вместе с парой других участников я занимал пространство в несколько квадратных футов на твердом каменном полу небольшого отделенного занавесками прохода в Бирманском буддийском храме Бенареса. А тот декабрь в Бенаресе был холодным. Практика, над которой мы работали час за часом и день за днем, состояла в простом осознавании ощущений в своем теле. Мы всего лишь внимательно следили за этими ощущениями, не цепляясь за них и не отталкивая их. Такой была наша основная практика.
Хотя раньше меня никогда не учили этому виду практики, я даже в то время не чувствовал, что она каким-то образом не согласуется с моими предыдущими переживаниями в медитации и в молитве. Несколько позднее, – я не помню точно, насколько позже, – когда я впервые читал «Облако незнания» и перечитывал писания св.Хуана де ла Крус, я обнаружил сделанные в христианских описаниях того типа осознавания, которое во многом напоминало осознавание, бывшее частью практики Випассаны. Конечно, на своем пути я изучал многие другие методы успокоения «обезьяньего ума» и создания возможности для проявления внутренней реальности на уровне, более глубоком, чем слова или понятия. Но я упоминаю о Випассане потому, что думаю о том, как мои 10 дней в холодном и продуваемом ветром буддийском храме Бенареса оказались особенно мощными. За эти 10 дней практики я приобрел лучшее чувство того, чем вообще является буддизм, нежели из всех книг и лекций, которые до тех пор прочел и прослушал. Я начал этот ежегодный отпуск с убеждения, что прямое переживание этих религиозных традиций является лучшим способом по-настоящему их узнать; и эти 10 дней укрепили во мне мое убеждение.

Разрешите мне проиллюстрировать один из путей, на которых мое 10-дневное переживание вызвало во мне перемену.
Когда прошли 10 дней курса, я сел в переполненный вагон третьего класса; поезд шел в Бодхгайю, к востоку от Бенареса, ночным рейсом. Как это часто случается, в вагоне не оказалось спальных мест, и я устроился на полу в одном из переполненных отделений; даже это место оказалось для меня удачей, так как не пришлось сидеть или стоять. Несколько молодых парней-бенгальцев, возвращавшихся в Калькутту, увидев меня на полу, стали посмеиваться над «старым западным хиппи». Можно было бы ожидать, что при таких обстоятельствах, когда я пытался заснуть на полу идущего поезда после 10 дней изнурительного сиденья в безмолвной медитации, я найду трудным не ответить тем же или, по крайней мере, не испытаю изрядной досады. Но на деле случилось так, что и я нашел ситуацию забавной, стал смеяться и шутить вместе с ними; история закончилась тем, что они поделились со мной своей едой.
Однако вернемся к связи между моими более ранними стереотипами духовной практики и тем, чему я научился на Востоке. Я думаю, что для меня принципиально новым фактом стало открытие очень простых и действенных способов успокоения возбужденного ума и тела, рассчитанных на то, чтобы дать возможность проявиться более глубокому, бессловесному виду осознания...
Соприкоснувшись с азиатской практикой, я сделал для себя 2 новых открытия. Во-первых, я обнаружил, что можно двигаться к достижению молитвы превыше слов и понятий даже без того, чтобы с необходимостью начинать эту молитву словами и понятиями.
Я открыл, что при помощи таких простых приемов, как слежение за своим дыханием, наблюдение за телесными ощущениями, практика хатха-йоги с акцентом на простое и немедленное осознавание, а также повторение мантры, безмолвное или нараспев, без внимания к анализу слов, – можно продвигаться к последней стадии описанного Гюйо процесса (созерцания). Итак, мое первое открытие заключалось в том, что нет надобности начинать со слов или с идей.
Мое второе открытие состояло в том, что мы можем позволить любви просто возникать из осознавания – без того, чтобы делать ее культивирование первым предметом нашей заботы. Отметьте то, что я говорю здесь: не то, чтобы любовь была неважной, не то, чтобы ее прямое культивирование представляло собой более трудный путь для следования, – но дело в том, что существуют также и другие пути, по которым нам можно идти. На Востоке обращают большое внимание на осознавание, свободное от привязанности к тому, что есть, и от попыток избавиться от того, что есть. Этому простому осознаванию, этому немедленному простому вниманию уделяют больше внимания, чем прямому культивированию или устранению чувств и желаний. Эта практика как будто неожиданно появляется из уверенности в том, что любовь и сострадание представляют собой естественное движение нашего истинного «я». Когда поверхностный ум и разрозненные желания оказываются успокоены, пробуждается истинное «я», не нуждаясь в какой-либо дальнейшей помощи с нашей стороны. Действительно, наши неуклюжие старания вытащить его на поверхность и преднамеренно пробудить часто вызывают тот же результат, что попытка схватить актинию – ее раковина просто наглухо закрывается. Но дайте ей покой, оставьте непотревоженной, – и она широко раскроется подобно кувшинке в полном цвету...
По мере того, как я продолжал обогащать свою жизнь в молитве и в медитации ресурсами Востока, я обнаружил, что существует много действительных способов войти в нее, не прибегая к словам, что прямая практика простого немедленного осознавания высвобождает во мне (без дальнейших усилий с моей стороны) такие «эмоциональные» плоды, как сострадание, любовь, терпение и сопереживание.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Практика Випассаны
« Ответ #21 : 04 Декабрь 2005, 13:35:43 »
Evgeny,  
Цитировать
Я о внутренней брани писал.

Разговор шел об язычниках. И твоя реплика звучала, как направленная именно на них, а не на внутреннюю брань. Почему я так акцентирую внимание на этой проблеме. Часто приходится слышать: если беды у нас, значит, враг на нас воюет (и нам каяться не надо); если у "них" есть что-то хорошее, значит враг им потакает (ибо - по умолчанию - ничего по настоящему хорошего у "них" нет); если "их" постигают беды, значит Бог "их" наказал заслуженно за все грехи. И вот с болью в сердце читаешь, как некоторые "православные" ликуют - так и надо этим сатанистам! - и злорадствуют, видя трагедии, уносящие множество человеческих жизней в "их" языческом мире.

Цитировать
Ну как же не обличали пороки языческого мира? Али забыл писания апостолов и учителей Церкви?

Упор делался на обличение пороков языческого мира в собственном стане вот в каком духе: Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог.

Цитировать
Ни ап. Павел, ни свт. Николай Сербский нигде не говорили что языческие религии могут спасти человека.

Кто спорит? Они говорили, что языческие религии могут подвести к спасению (ибо там есть искренний поиск Бога - ап.Павел; мудрецы же и пророки Востока предуготавливают душу для принятия Сына Божия - свт.Николай), но спасает не религия, а истинный Бог (Христос). Думаю, это правило универсально и применимо к христианству с одной важной особенностью: Бог стал человеком, и мы уже знаем его Имя. И также важно помнить, что самое истинное православие, хранящее в себе величайший опыт святых отцов, автоматически никого не спасает.

Цитировать
Мнение о том что любая религия может одинаково спасти человека, и дело просто в том кому какая практика больше по вкусу, является глубоко ошибочным и принципиально анти-христианским. Очень странно что мне приходится обьяснять такие элементарные вещи.

Неплохо, что ты еще раз это напомнил, хотя этого мнения на форуме никто и не озвучивал.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Практика Випассаны
« Ответ #22 : 05 Декабрь 2005, 17:38:19 »
Цитата: Alexander
Неплохо, что ты еще раз это напомнил, хотя этого мнения на форуме никто и не озвучивал.


Проблема когда слова расходятся с делами.

Anonymous

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #23 : 06 Декабрь 2005, 05:19:21 »
Река течет на Запад,
К вершине горы.
Солнце и Луна меркнут,

и земля исчезает из виду.
Я внезапно засмеялся

и обернулся. Как и раньше -

голубые горы в белых облаках.!

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Практика Випассаны
« Ответ #24 : 07 Декабрь 2005, 00:21:32 »
Классный стих! А кто автор? Это из дзэн-поэзии?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Anonymous

  • Гость
Практика Випассаны
« Ответ #25 : 07 Декабрь 2005, 00:27:35 »
Автор буддийский мастер из Кореи Сон Чоль Сэним. Написал он ее, когда постиг то, что назвал "просветление".

Константин Че

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Re: Практика Випассаны
« Ответ #26 : 26 Август 2007, 10:47:03 »
О каком смирении и нестяжательстве может идти речь, если любой неправославный подвижник утверждает: я приложил усилия и познал, или я приложил усилия и бог мне открыл.

Обыденность такова.
Именно ты, а не кто-то другой что-то делаешь для своего спасения. И нет здесь никакого Бога. Если ничего не делаешь - ничего и не получаешь.

 Даже если будешь молиться день и ночь - в зачет пойдет только бездействие и потеря времени.

 
« Последнее редактирование: 26 Август 2007, 15:08:17 от Константин Че »

Константин Че

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Re: Практика Випассаны
« Ответ #27 : 26 Август 2007, 11:02:11 »
Когда осознаешь природу, которая проявляет всё чего достоин ты на этот момент, переживаешь ежесекундное течение времени, и твоя свобода - быть благодарным, прощающим, влюбленным, скромным или быть в злой обители. Благодаря развитию внимательности к внутренним ощущениям, - начинаешь чувствовать, что нарушение заповедей - это большая боль и напряженность внутри. А следование благим заповедям, благожелательность, - путь в то место, которое называют "царствием небесным внутри", нирваной или еще как то.

Вы научились постоянно находиться в этом состоянии?

Константин Че

  • Сообщений: 50
    • Просмотр профиля

Re: Практика Випассаны
« Ответ #28 : 26 Август 2007, 13:43:57 »
Попытался что-то полезное заметить в данном монологе. (Исходя из посылки, что человек не цитирует чужие слова, а говорит о собственном опыте)
Владимир Тс, 100 часов практики Випассаны не дают познания себя.
Вот - познали Вы свою немощь? Нет. Познали нужду в том, кто спасёт вас от вас же самого? Нет. Познали ли вы Бога? Нет!
Скорее всего не познал. Дебелость и костность действительно ни к чему не ведет. И тогда ему действительно нечего
 
делать, когда вдруг всё это откроется вашим очам? Что вы будете делать, когда увидите себя над бездной собственной немощи, собственного непостоянства, превратности, дебелости, косности, подлости, в конце концов - личного несовершенства, хотя бы вы были сто раз умны и благожелательны? Что будете делать, когда вам станет просто скучно до смерти, просто жизненно недостаточно самого себя?
Вы будете утешать себя умными историями из Буддийского предания? Слабое и бесполезное прибежище разума, боящегося веры или неспособного к ней.
Думаю, не будет.

Ещё бы - поверить, что Бог сошёл с Неба!
Да у них там немерено подобных историй . Для будистов (как, думаю, и для христиан) не проблема поверить в то что Бог сошёл с Неба, в том, чтобы ПОВЕРИТЬ вообще (в смысле жить без опоры на разум и даже не на авось. (В этом месте нужен большое отступление о том как страшна и вместе с тем прекрасна вера. Но возможности пальцев ограничены.)
Есть такая штука: вот чувствуешь открываются ворота в рай, надо сделать шаг, действие и вот этот шаг страшен. И потом чтобы не оглядываться назад, с легким сердцем. А то ничего не получится, даже если и первый шаг сдел. Я так, блин, несколько раз обламывался. А в чем суть неудачи - не пойму.).


Невероятно. В чём же вы будете черпать силы, если не в вере?
С одной стороны - дебелость, с другой духовность. По жизни это означает только дебелость, а в ней ты просто знаешь, что есть духовность и что Бог сошел с неба, был распят и воскрес.
 Исключаем возможность автоматического прелива сил при таком раскладе. Стоит задача подчерпнуть силы.
Вот в этом месте можно подумать.
Есть плотные размышления Льва Шестова о вере. Читали? (Просто у меня нет возможности пересказать) Есть ли у вас мысли как ваш поинт использовать в достижении такого состояния? А то книжка хорошая, но -  скорее про то как это круто, а не как этого достичь.

Если 100 часов практики Випассана приводят к таким выводам, тогда лучше почитайте сентиментальный роман - придёте к таким же выводам о необходимости всеобщей любви и милости, причём не изнуряя себя и не давая себе повода к самолюбованию.
Сентиментальный роман даст временное отдохновение на период прочтения. Вопрос же стоит не в отдохновении, а в постоянном соединении.

Буддизм похож на бесплодную попытку человека найти спасение от себя в себе самом
Ну, смотря какой буддизм. Там есть, например, понятие "прибежище", которое исключает такую возможность.

он бежит от Бога.
Ну, в буддизме Бога нет, это точно.

Да - суть Буддизма - гордость, высшая, неуловимая духовная гордость (пусьт и удачно скрытая от самих адептов душевным самоотвержением), убивающая подлинного человека в человеке, саму суть личности, которая в любви, открытой и обнимающей всех, живущей чужой жизнью, отдающей всё, что у неё есть, всего себя, отдающей всё, кроме Бога, который живёт отныне в ней и утверждает человека, без которого любящий - ничто: "среди детей ничтожных мира быть может всех ничтожней он".
Так. Это, я так понимаю, был вывод.

И вы со своими рассудочными рассказами о любви пытаетесь отнять Бога у христиан?
Кто Бога видел, у того Бога сложно отнять. Имеется ввиду, наверное, христианство как путь на основе умозрительных целей. Именно в таком случае эффективны умозрительные методы сбивания.

Самая смешная попытка после Рождества Христова! Дай Бог Вам образумиться и не оставлять спасительную веру отцов ради суетного учения индийских мудрецов.
Тут надо быть аккуратней: спасительная вера отцов перекрыла веру дедов - какую теперь не знаем. Это не есть гуд.

С Богом.

serebro

  • Сообщений: 219
    • Просмотр профиля

Re: Практика Випассаны
« Ответ #29 : 27 Август 2007, 08:41:03 »
Випассана действительно помогает избавится от неврозов и некоторых психических расстройств. Не знаю насколько уместно (оставляю на усмотрение админа), но приведу ссылку на работу американского психотерапевта Джона Уэлвуда "Психотерапия и медитация" - http://psylib.org.ua/books/welwo01/txt06.htm
Основной мотив такой:

"Психотерапия, как и медитация способствуют развитию того качества, которое в буддизме называется "майтри", или "безусловное дружелюбие по отношению к самому себе". Обычно мы проявляем дружелюбие к людям или к отдельным частям самих себя в тех случаях, если они каким-то образом приятны нам или достойны нашей похвалы. Майтри это особое, ничем не обусловленное дружелюбие по отношению к самому себе, т.е. дружественность к нашему переживанию – и не потому, что мы действительно наслаждаемся им, ибо на практике оно может быть также неприятным или болезненным, а просто потому, что мы его переживаем. Вместо стараний принудить себя жить так, чтобы сделаться такими, какими, по нашему мнению, мы должны быть, майтри принимает себя безусловно, позволяет себе быть просто человеком".

О духовности речь не ведем. - Речь о нормальной психологической целостности личности.
Далее:
"Учения Востока рассчитаны на человека, уже обладающего здоровой структурой личности. Однако в современном обществе такое предположение может оказаться небезопасным. Распад семьи, традиций и общества подорвал всю систему значений и опор, которые помогают людям выработать реалистическое чувство самих себя, своих возможностей и ограничений.

В тех случаях, когда данный человек не развил у себя способности здравого отношения к другим людям или лишен способности признавать и выражать свои чувства, в качестве первого способа лечения можно избрать психотерапию – прежде чем клиенту можно будет даже только начать думать о медитации. Психотерапия помогает людям понять себя весьма прагматическим образом.

Попытка перескочить через эту ступень нашего развития ради какого-то потустороннего духовного блаженства равносильна призыву несчастья.

Что и к молитвенному деланию имеет прямое отношение

Более того, добавлю, что для некоторых людей любая духовная практика (в т.ч. умное делание) "идет" как говорится "на погибель", как будто человек еще не готов к этому (прошу прощения за святотатственную фразу, но говорю не из катехизиса, а из жизни)... Они обязательно впадают в псих. расстройство, буйность, фанатизм но ненависти и т.п.