Наталiя, думаю я понял о чем Вы говорите. Попробую как можно короче поделиться “своей” точкой зрения.
Догматы – это
истина выраженная в словесной форме, знаки указывающие путь спасения. Очень многие святые отцы и православные богословы отмечают невидимую связь догматов со всеми сферами нашей духовной (да и не только духовной) жизни. Поэтому Отцы Церкви и защищали их с таким упорством, вплоть до мученической кончины.
Ошибки в догматическом сознании неизбежно приведут к ошибкам и в нравственной, и в мистической сфере. Конечно это происходит не сразу, требуется определенное время (в зависимости от степени искажения догматов), но происходит обязательно.
Что же касается прп. Исаака Сирина, то сами богословы отстаивающие принадлежность святого к несторианской церкви, отмечают, что в его творениях от несторианства нет ничего. Правда теперь в новооткрытых текстах встречаются оригеновские мысли, но там с атрибуцией самих текстов большой вопрос.
Тот факт, что мало верующих правильно понимают догматы тоже не беда. Для этого существуют остальные элементы Св. Предания растолковывающие догматы применительно к практической жизни.
Кстати, Наталiя, упрощенный пример влияния догмата на духовную жизнь, можно найти в работе вышеупоминаемого Вами Л.П. Карсавина “Монашество в средние века”. Там где он пишет о некоем Гельвидии, оспаривавшем девство Богородицы после рождения Иисуса Христа, за счет чего пытавшегося оспорить взгляды на монашество, как на благоприятный путь спасения.
Могу привести еще примеры.
Другое дело, что мы плохо улавливаем эту связь догматов с жизнью. О причине этого хорошо сказал сщмч. Феодор (Поздеевский):
Сознание, или вернее внутреннее как бы ощущение, что догмат носит в себе великую нравственную идею и, так сказать, есть как бы метафизически или онтологически, опора начал христианской жизни, объясняющая, что наша нравственность есть проявление в нас высших начал жизни, начал абсолютных, божественных, формулированных в догматах, это сознание утрачено, ибо утрачена сама христианская жизнь в ее интенсивности
Но будем стремиться. :yes
А то, что культура оказывает влияние на форму изложения вероопределения, думаю, Вы конечно правы.