Исихазм

Автор Тема: Блаватская  (Прочитано 26451 раз)

Лена

  • Гость
Блаватская
« Ответ #15 : 05 Декабрь 2005, 09:00:59 »
ну надо же, опять все двоиться начало!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #16 : 05 Декабрь 2005, 11:15:02 »
Так самого Александра другие "шуты" кусают  :lol

Лена

  • Гость
Блаватская
« Ответ #17 : 05 Декабрь 2005, 12:16:19 »
Ага, я например. Ну так не со зла, добрый человек, а исключительно по борзости устроения своего. :lol

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #18 : 05 Декабрь 2005, 12:20:30 »
Приятного аппетита во время поста :)

Лена

  • Гость
Блаватская
« Ответ #19 : 05 Декабрь 2005, 13:07:44 »
Благодарствую.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #20 : 05 Декабрь 2005, 23:07:24 »
Наталiя, думаю я понял о чем Вы говорите. Попробую как можно короче поделиться “своей” точкой зрения.
Догматы – это истина выраженная в словесной форме, знаки указывающие путь спасения. Очень многие святые отцы и православные богословы отмечают невидимую связь догматов со всеми сферами нашей духовной (да и не только духовной) жизни. Поэтому Отцы Церкви и защищали их с таким упорством, вплоть до мученической кончины.
Ошибки в догматическом сознании неизбежно приведут к ошибкам и в нравственной, и в мистической сфере. Конечно это происходит не сразу, требуется определенное время (в зависимости от степени искажения догматов), но происходит обязательно.
Что же касается прп. Исаака Сирина, то сами богословы отстаивающие принадлежность святого к несторианской церкви, отмечают, что в его творениях от несторианства нет ничего. Правда теперь в новооткрытых текстах встречаются оригеновские мысли, но там с атрибуцией самих текстов большой вопрос.
Тот факт, что мало верующих правильно понимают догматы тоже не беда. Для этого существуют остальные элементы Св. Предания растолковывающие догматы применительно к практической жизни.
Кстати, Наталiя, упрощенный пример влияния догмата на духовную жизнь, можно найти в работе вышеупоминаемого Вами Л.П. Карсавина “Монашество в средние века”. Там где он пишет о некоем Гельвидии, оспаривавшем девство Богородицы после рождения Иисуса Христа, за счет чего пытавшегося оспорить взгляды на монашество, как на благоприятный путь спасения.
Могу привести еще примеры.
Другое дело, что мы плохо улавливаем эту связь догматов с жизнью. О причине этого хорошо сказал сщмч. Феодор (Поздеевский):
Цитировать
Сознание, или вернее внутреннее как бы ощущение, что догмат носит в себе великую нравственную идею и, так сказать, есть как бы метафизически или онтологически, опора начал христианской жизни, объясняющая, что наша нравственность есть проявление в нас высших начал жизни, начал абсолютных, божественных, формулированных в догматах, это сознание утрачено, ибо утрачена сама христианская жизнь в ее интенсивности

Но будем стремиться. :yes  
А то, что культура оказывает влияние на форму изложения вероопределения, думаю, Вы конечно правы.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #21 : 05 Декабрь 2005, 23:18:12 »
Павел,  :agree

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #22 : 05 Декабрь 2005, 23:20:39 »
Блаватская тоже аплодирует.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #23 : 05 Декабрь 2005, 23:34:45 »
И первохристиане, не имеющие догматического сознания, тоже хлопают в прободенные ладоши.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #24 : 05 Декабрь 2005, 23:40:19 »
Цитата: Alexander
И первохристиане, не имеющие догматического сознания, тоже хлопают в прободенные ладоши.


А ты у них спрашивал?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #25 : 06 Декабрь 2005, 00:30:19 »
О чем спрашивал: как они спаслись, не имея догматического сознания?
Или ты про ладоши не понял - так больно хлопать пробитыми и окровавленными руками. Я слышал, как они вопиют: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #26 : 06 Декабрь 2005, 00:53:47 »
Цитата: Alexander
О чем спрашивал: как они спаслись, не имея догматического сознания?


Я говорил - откуда ты знаешь что у них не было догматического сознания? Не выраженное словесно знание не есть отсутствие знания, просто не было никакой необходимости его выражать словесно. Любое словесное выражение этого знания в виде догматов всегда в истории было вынуждено необходимостью защиты против ересей. Знание естественно бывает разное, и если оно не увязывается с православными догматами, это явный признак его сомнительного происхождения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #27 : 06 Декабрь 2005, 01:26:20 »
Почему догматы появляются позже - это мне понятно, и дело, конечно, не только в защите от ересей. Только вот не выраженное словесно знание не имеет, соответственно, и догматической формы. В частности, поэтому не является грехом то, что становится грехом по мере усиления закона (и его реперов - догматов).

Я уже приводил пример (примеров можно привести множество) из современной практики подготовки к причастию - трехдневный пост (+посещение вечерней службы, вычитывание правила к Причастию, утреннее неядение, обязательная исповедь перед Причастием). Какая огромная эволюция произошла, отталкиваясь от слов Павловых: А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение, которые вряд ли назовешь изложением правила, до нынешнего формализованного ("местно догматизированного") правила на целых три дня перед Причастием.

Цитировать
Знание естественно бывает разное, и если оно не увязывается с православными догматами, это явный признак его сомнительного происхождения.

Это верно за небольшим исключением. Таким исключением для евреев стал Христос...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Блаватская
« Ответ #28 : 06 Декабрь 2005, 10:06:23 »
Фиксация знания в неизменимой жесткой словесной формуле указывает на частичную (или полную) потерю понимания.
ИМХО конечно.

Kosach

  • Гость
Блаватская
« Ответ #29 : 06 Декабрь 2005, 11:13:04 »
Перед глазами первых христиан был сам Христос - что может быть полнее? Никакими словами не выразишь Его глубину  и истинность. Потом было поколение тех, с кем Господь говорил. А потом появилась необходимость эту полноту  определить в словах, потому что все больше и больше людей должны были узнать о Спасителе полноту, а личного молитвенного общения еще не достигали. Поэтому нужны были слова, термины, догматы, подающие неискаженным учение о Спасителе.  И наша задача может быть только одна: в нашей культуре и в нашем море информации не растерять слова истинные, не затереть их в наслоения домыслов и лжеучений. Догматы никто не отменял, они как и раньше наиболее точно выражают эту полноту истины. Или будем смешивать Божий дар с  яичницей (=Блавацкой  :D )